{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Долги на годы вперёд: окупается ли обучение в США, ради которого студенты берут кредиты Статьи редакции

Выпускники творческих факультетов остаются с долгами надолго, а «технари» возвращают их в течение пяти лет. Пересказ The Wall Street Journal о том, стоит ли высшее образование в США своих денег.

Северо-Западный университет в Чикаго Unsplash.com

Журналисты WSJ проанализировали данные министерства образования США о долгах выпускников, а также их заработке спустя два года после окончания магистерской программы. Как выяснилось, для многих магистратура не оправдывает себя — она не может обеспечить выпускника работой, которая помогла бы закрыть долги.

Согласно исследованию WSJ, больше всего долгов у выпускников магистратуры по специальности «кинематограф и режиссура» из Колумбийского университета в Нью-Йорке. В целом обучение по этой специальности обходится в $300 тысяч. Средний долг магистров — $181 тысяча, тогда как половина из них зарабатывает меньше $30 тысяч в год.

С момента основания Колумбийского университета в 1754 году в его стенах учились президенты США, председатели Верховного суда, известные деятели искусства, знаменитые врачи и предприниматели.

Он входит в число лучших университетов мира, а также занимает восьмое место в списке самых богатых частных вузов США с фондом в $11,3 млрд. Из-за престижности университета многие стремятся поступить в него любой ценой и готовы брать кредиты, не беспокоясь о выплатах в будущем.

The Wall Street Journal

Как показало исследование, трудности с выплатами студенческих долгов — проблема многих университетов США. Так, магистранты издательского дела из Нью-Йоркского университета брали в кредит $116 тысяч, а их средний доход спустя два года после выпуска составил всего $42 тысячи в год.

В Северо-Западном университете в Иллинойсе половина магистрантов по программе «логопедия» занимали около $148 тысяч на обучение, а получали $60 тысяч спустя те же два года. Похожая ситуация и в университете Южной Калифорнии: студенты брали кредит на $124 тысячи, а зарабатывали примерно $50 тысяч в год.

Высокие цены на обучение университеты оправдывают тем, что магистратура даёт «отличные возможности для карьерного роста».

Бакалавриат — окупается, магистратура — нет

На протяжение многих лет увеличение стоимости обучения было проблемой студентов бакалавриата. Сейчас же в долгах утопают магистранты. Отчасти это происходит потому, что они могут брать безлимитные кредиты от федеральной программы Grad Plus и оплачивать как само обучение, так и проживание.

Для университетов с высоким конкурсом выгодно, когда магистранты берут безлимитные кредиты. Поскольку желающих поступить гораздо больше, чем вакантных мест, университеты повышают плату за обучение.

В отличие от диплома магистра, бакалавриат всё-таки окупается. Майкл Ицковиц из общественной организации Third Way проанализировал данные министерства образования США о 2,2 млн выпускников 2015–2016 годов.

Он сравнил их доходы спустя два года после окончания вуза со стоимостью обучения. Исследование показало, что в большинстве случаев расходы на обучение в университете в течение четырёх лет довольно быстро себя оправдывают.

Речь шла, прежде всего, о технических специальностях, таких как электронная и коммуникационная инженерия, а также о медицинских профессиях. Всего за пять лет большинство студентов вернули потраченные на обучение средства.

Высшее же образование по творческим специальностям зачастую себя не оправдывает. Как показало исследование, большинство актеров или танцоров с вузовским дипломом зарабатывают даже меньше, чем среднестатистический выпускник старшей школы. «Ситуация удручающая, хотя удивляться нечему», — говорит Ицковиц.

Истории выпускников

В одном из видео на официальном канале Колумбийского университета режиссер-сценарист Кэтрин Дикман говорит: «Студенты со всей Америки хотят учиться здесь, в университете Лиги плюща, в одном из самых известных учреждений мира. Кроме того, он находится в Нью-Йорке, в городе, где исполняются мечты».

Именно этим университет прельстил Патрика Клемента, будущего магистра изобразительных искусств.

«Когда я бросил старшую школу и остался без гроша, я и представить не мог, что буду учиться в университете Лиги плюща», — говорит Клемент. Тем не менее, благодаря кредиту в $360 тысяч он оплатил обучение и окончил вуз в 2020 году. Чтобы погасить долг, он преподает киноискусство в колледже и работает в антикварном магазине.

Патрик Клемент The Wall Street Journal

Мэтт Блэк окончил Колумбийский университет со степенью магистра кино в 2015 году. На момент выпуска его студенческий долг составлял $233 тысячи. Сейчас из-за начисленных процентов эта сумма выросла до $331 тысячи. Претензий к методам обучения у Блэка нет, однако он винит университет в своём затруднительном финансовом положении.

Нам всю жизнь твердили, что образование даёт возможность прилично зарабатывать и достойно жить. Да, я получаю неплохие деньги, но из-за всех долгов такие простые человеческие ценности, как брак, семья и собственный дом, для меня недоступны.

Мэтт Блэк

Кредитов много не бывает

Студенты Колумбийского университета неоднократно обращались к администрации с жалобами на неподъёмные цены на обучение.

Так, например, в 2016 году более 160 магистрантов по специальности «кинематограф и режиссура» составили петицию о том, как мало финансовой поддержки они получают от университета. Ректор университета Ли Боллинджер на неё никак не отреагировал, а декан Школы искусств Кэрол Бэкер заявила, что не сможет решить проблему, поскольку у неё «связаны руки».

Ректор Колумбийского университета Ли Боллинджер на церемонии по случаю начала учебного года (2019)

The Wall Street Journal

Пол Карпентер, который окончил магистратуру в 2018 году, был одним из студентов, подписавших петицию. Его возмутило, что для иностранных студентов был создан фонд чрезвычайной помощи, в то время как американцам оставалось только брать ещё больше кредитов.

Стипендия Pell Grants

Как и многие другие вузы Лиги плюща, Колумбийский университет даёт студентам финансовую помощь. Например, студенты из малоимущих семей, доход которых не превышает $20 тысяч в год, получают стипендию Pell Grants.

Однако она не покрывает всех расходов на обучение, поэтому студенты берут кредиты на сумму около $21,5 тысячи. Тем не менее, как показали данные от министерства образования США, в 2015 и 2016 годах кредиты магистрантов по всем специальностям увеличились вдвое.

В университете заявили, что недавно финансовая помощь для магистрантов выросла, однако эти данные не были учтены в исследовании от WSJ.

Уход за собаками

В 2016 году иностранный студент, проходивший магистратуру по программе кинопроизводства, сообщил администрации, что не сможет продолжать обучение из-за финансовых проблем (федеральный студенческий кредит доступен только американским студентам). В августе того же года он получил сообщение, в котором говорилось:

С нами связался ректорат с предложением предоставить студентам подработку на территории кампуса. Возможно, Вас заинтересует дополнительная работа, которая заключается в уходе за собаками.

Сам же ректор якобы не знал, что администрация отреагировала на проблему студента подобным предложением. По его словам, ухаживая за двумя лабрадорами, студенты могли заработать лишь немного карманных денег, но никак не расплатиться по учебным долгам.

Что касается местных студентов-магистрантов в кинопроизводстве, то примерно две трети из них берут студенческие кредиты. Согласно последним данным, в 2017-2018 учебном году средний долг упал на 5% и составил $171 тысячу.

Центр искусств Ленфест Колумбийского университета в новом кампусе Манхэттенвилля

The Wall Street Journal

Грант Бромли получил степень магистра искусств в области кино и медиа в 2018 году. На тот момент его студенческий долг составлял $115 тысяч. Он планировал продолжить обучение, но в итоге вернулся в родной город Ноксвилл и устроился в универмаг TJ Maxx. За три года его долг вырос до $156 тысяч.

Магистратура предоставила возможность развиваться в любимом деле и воплощать свои идеи. В свободное время я создаю кино. Сейчас, например, я работаю над своим третьим художественным фильмом. Но как бы я не был благодарен университету, студенческий долг для меня просто непосилен.

Грант Бромли
0
141 комментарий
Написать комментарий...
ASh Chile

Хочу рассказать про один из кейсов одного из моих студентов, который поехал учиться в США.
Boston College, оплата за обучение 70000$/год. Итого со всеми расходами 300000$ за весь период.
На третий год после начала учебы - стажировка в компании из Forune-500, оклад 3500$/мес на период стажировки в 3 мес.
После окончания (топ50 студентов-выпускников по баллу) - трудоустройство в течение месяца в компанию, входящую в ТОП20 из Fortune-500 плюс очередь из других работодателей. Оклад 70000$/год. Его руководитель (стал им через 4 года с момента трудоустройства) - 28 лет возраст, оклад 130000$/год.
Ну вот и судите сами, стоит ли оно того.
Вангую, что к 35 годам у парня будет ЗП+бонусы по году в размере не менее 300.000$/год.
Как мы понимаем, если бы это был какой-то захудалый ВУЗ бесплатный или низкий балл, то есть только один вариант попасть на такие ЗП - быть гением и реально иметь что-то свое (идеи, проекты) уже готовое! Что маловероятно.. Те же стартапы стреляют очень и очень редко, особенно когда у идеолога нет за спиной чемодана с баблом на маркетинг.  

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Какая специальность? Что заканчивал в России?

Ответить
Развернуть ветку
ASh Chile

Не совсем понял, к кому адресовано? Ко мне или к человеку из примера?
Я - технарь, российский вуз сначала и голландский значительно позже. Сам читал некоторые лекции по ИБ на базе допобразования в одном из экономических вузов РФ (о ужас, насмотрелся на состояние нашего образования и преподов-идиотов).
Очень рад, что подопечные стали такими крутыми! Теперь я сам у них могу многому поучиться. Особенно у тех, кто Бостонские вузы прошёл. Бостон, с его Harvard, MIT, BC, BU, Tufts и ещё десятком вузов - это вообще отдельная история. Как выстроен там процесс образования, насколько круто! Сами отношения между студентами и преподавателями, они больше партнёрские и рабочие, а не как какой-то дрессировщик диких псов или поп в церкви, бубнящий себе под нос что-то.
Конечно, если не говорить про дешёвые или бесплатные вузы. Там иная история и ничего хорошего нет. 

Ответить
Развернуть ветку
ilia

"Кейс моего студента" - вопрос про студента.

Да, то, что на западе препод и студент могут общаться примерно или вовсе на равных - круто. Но Я все же склонен считать, что сами университеты топовые там работают больше как сито, а не как обучение - если ты туда поступил, то априори ты умный, а не тебя там научили.

У нас же слишком много университетов, которые к тому же учат слишком много студентов на слишком непрофильных для себя специальностях. Было бы меньше мест в меньшее число действительно университетов и меньше бумажной волокиты + "преподов старой закалки" - была бы конкуренция, попадали бы реально умные и ценящие образование, приходилось бы меньше муштровать. Словом, надо делать университеты - вершиной обучения вводя нормальные колледжи. Как-то так видится.

Ответить
Развернуть ветку
ASh Chile

Полностью согласен с каждым словом. И про то, что поступают в США в топовые вузы реально уже очень умные люди.
Про дескредитированность РФ, да и большей части ЕС образования. Полный упадок в ВУЗах, особенно гуманитарных и экономических направлении (в техничке и медицине картина все-таки иная и слава высшим силам, что пока так).
То что должно быть вершиной образования сейчас раздаёт дипломы реально идиотам. Как минимум 80% народа в рф из тех, кто гордо говорят про себя "закончил ВУЗ", но в реальности это мракобесы и просто не далёкая массовка. Самая большая проблема, что и преподают, и управляют такими ВУЗами такие же конченые.

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Вот уж не соглашусь тут) Математика, физика - да, и то - в конкретных центрах. По экономике и финансам у нас есть не топовые вузы, но факультеты и программы - на уровне как минимум средних в Европе, крепеньких. А вот про медицину не сказал бы учитывая сколько у нас врачей-балбесов даже в частных клиниках вполне себе "хороших", которые до сих пор ставят не существующие нигде в мире диагнозы - только в древних советских учебниках, и прописывают "фуфломицины". И выпускаются такие не "шарашками". А в такой сфере еще и потом не учатся - когда меняется все стремительно. Гуманитарные, социальные направления - беда просто. Юристы - часто даже я, не юрист, понимаю больше и лучше.

Добавлю что отменить бы призыв в армию - уже бы меньше "отсиживателей" было. И что дипломы стали просто признаком "ну не конченый идиот" и упорством - 4 года потратил все же человек)

Сам учился на двух программах и встречал только 3 преподов толковых и адекватных - парень, девушка, женщина в годах. Молодых просто выдавили волокитой и интригами, отыгрыванием комплексов старших коллег. Хотя, о чем мы говорим, когда у нас в школах, колледжах и университетах оценивают по внешнему виду, покорности и "уважению старших", соблюдению порядка, оформлению бумажек... "Не благодаря, а вопреки".

Ответить
Развернуть ветку
ASh Chile

В том то и дело, что образование сейчас деградирует (это вроде как в академической среде даже общепризнано) не только в РФ, а в принципе на всем пространстве Европы. Так или иначе РФ - часть Европы и системы высшего образования у нас очень похожи. Но то, на что похож даже Сколковский MBA - это извините что-то, но не наука, скорее туса. Когда спикером в школе MBA выводят балерину, ну мы вообще о чем, о какой экономике. Еще бы эскортниц выводили. Этим и дескредитируют. Потому нормальные преподы на это смотрят, как Ленин на буржуазию в 1917 и тупо не хотят вот с этим всем соседствовать, дабы не ассоциироваться.
Опять таки и конечно, кто хочет - тот научится, спору нет. В любом вузе и даже сам дома. И это наверное главное вообще в жизни - желание. Да пробиваться будет намного сложнее, но определенно, все возможно!

Ответить
Развернуть ветку
KapSuRioN

Это замечательный коммент! 🤙

Ответить
Развернуть ветку
Ann Moi

А мне не очень нравится западная система, она меня путает, в сущности, если мне нужен диплом, бакалавра, потом магистра - мне удобнее взять какую-то чёткую программу, сделать её. Всё равно же там курсы по очкам. Ну а творческий подход в семинарах, и потом в дипломной работе. А уже на докторе -если кто дойдёт или хочет, можно извращаться.

Ответить
Развернуть ветку
138 комментариев
Раскрывать всегда