Продажи курсов онлайн-школ в России упали в моменте на 30% — из-за роста ставок по кредитам и отключения рекламы Статьи редакции

Основные тезисы из материала «Ведомостей» о ситуации в отрасли.

  • В среднем по рынку продажи курсов упали в моменте на 30%, говорят аналитики Smart Ranking. Наибольшее снижение — в сегменте дополнительного профобразования (ДПО): в зависимости от компании оно достигает от 20 до 50%, рассказали топ-менеджеры «Нетологии», EdPro и Ultimate Education (XYZ School, Bang Bang Education и другие).
  • В «Нетологии» рассказали о падении продаж суммарно на 50%, больше всего снизился спрос на курсы интернет-маркетинга. В EdPro зафиксировали падение продаж до 40% во всех направлениях ДПО, кроме нутрициологии. Совокупная выручка онлайн-школ Ultimate Education упала на 20-25%. В Skillbox Holding и «Яндекс.Практикуме» отказались от комментариев.
  • Среди основных причин оттока учеников — проблемы с получением потребкредитов и рассрочек в банках: ставки по ним выросли в 3-5 раз после повышения ключевой до 20%. Процент одобрений тоже снизился: раньше кредитные заявки учеников онлайн-школ проходили одобрение в 70-75% случаев, сейчас — в 30-40%.
  • Ultimate Education на кредиты и рассрочки приходится до 40% продаж, у EdPro этот показатель составляет 40-50% выручки, у «Нетологии» доля оплат в кредитах раньше находилась в пределах 50%, а сейчас упала до 10%.
  • Ещё одна причина падения продаж — проблемы с оплатой курсов клиентами из других стран после приостановки работы Visa и Mastercard. У опрошенных изданием edtech-компаний каждый пятый ученик — иностранец.
  • Кроме того, на отток аудитории повлияли отключение рекламы на крупных платформах и блокировка зарубежных соцсетей. Компании пересматривают планы по экспансии в другие страны. На самом edtech-рынке может резко снизиться инвестиционная активность, считают его участники.
  • По данным Smart Ranking, в 2021 году edtech-рынок в России вырос на 70% — до 73 млрд рублей. На сегмент ДПО пришлось 32,8% рынка (около 24,2 млрд рублей).
0
189 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Савин

Отличная новость! Цена многих курсов явно завышена, а программа даёт поверхностные знания (согласно многочисленным отзывам). По части программирования могу сказать, что практически всё можно найти в свободном доступе (личный опыт), в том числе различные упражнения.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Так деньги берут не за уникальность информации, а за ее подбор, группировку, работу преподавателей

Незавимо от способа обучения профессионализм будет достигаться годами практики

Поэтому никаких плюсов в закрытии школ нет, как и особых повыдов для гордости в том, что смогли найти информацию оттуда

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Так деньги берут не за уникальность информации, а за ее подбор, группировку,

А вот это называется уметь учиться.
И наивно считать, что этот навык можно купить или обойтись без него.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Александров

Кстати в правильном вузе этому и обучают. Уметь учиться.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

О чем и речь.
Зато выпускник курсов, как правило (бывают и исключения) в каждой новой теме, нестандартной задаче, решение которой ему не объясняли / не разжёвывали на курсах, элементарно впадает в ступор.

Ответить
Развернуть ветку
Фрейм Иванов

Браво. 👏👏👏

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mok

Думаю автор имел ввиду несколько другое.

Как пример. Для моего Pet project надо было сделать поставку на склад wildberries. Ничего сложного в этом нет. Но нахрапом за час мне разобраться не удалось, оставались вопросы. Ввиду собственной загруженности стал изучать вопрос урывками, а через три дня плюнул и купил за 1000р на кворке консультацию. За 15мин мне по телефону сопроводили весь процесс. Это была одна из лучших моих инвестиций.

С курсами и полностью самостоятельным обучением также.
Другой вопрос, что не все курсы одинаково хороши и полезны.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
С курсами и полностью самостоятельным обучением также.

Нет, не также

Вы решили частную конкретную задачу с помощью специалиста, который такую задачу решал. И изначально вы знали, что хотели.

На курсах всё иначе
1) Нет гарантии, что преподаватель сможет ответить на все ваши вопросы
2) Нет гарантии, что вас будут учить именно тому, что вам нужно, потому что вы знаете изначально что вам нужно

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mok

Да, не все курсы одинаково хорошие и полезные. Как и консультации. Поэтому упомянул, что это отдельный вопрос.

Честно, не очень понял ваш ответ.
Наверно я тупой, или вы неясно излагаете мысли(

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Всё просто.

Если вы не знаете предметную область, то как вы можете выбрать именно тот курс/преподавателя, который вам нужен?

Только наугад, полагаясь на отзывы и на удачу.

Предположим, вы не знаете как из чего состоят веб-приложения. Вообще. Ни про технологии, ни про подходы, ни про что. Вы новичек. Выбираете курс. Выбрали. А там вас преподаватель будет учить созданию сайтов на C++ (да, и такое возможно).

Вы же ничего не знаете, что и как должно быть, вы прилежно примете то, что вам говорит преподаватель на веру и ... результат какой будет?

Чтобы выбирать нужное, актуальное, надо уметь оценивать, надо уже понимать что бывает, что в тренде, что устарено, а для этого надо уже разбираться в теме хотя бы на уровне основных концепций.

Нанять перподавателя, чтобы он объяснил конкретную тему - ну это ОК (с некоторыми допущениями), нанять преподавателя, чтобы он научил что нужно знать - не ОК, т.к. риски облапошивания слишком высоки.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Кто хочет платить - платит
Я плачу за курс, когда хочу инфу оттуда прямо сейчас, в структурированном виде, а не за "навык обучения"

Даже идентично скаченный курс - просто набор видосов, без обратной связи, структуры, интерфейса с прогрессом и тд

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Я плачу за курс, когда хочу инфу оттуда прямо сейчас, в структурированном виде, а не за "навык обучения"

Оно и видно. Вы не поняли о чем был мой комментарий, на который вы ответили.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mok

Весьма токсично ответили, сэр. Где этому учат? Или сами?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А какая разница, как и что я ответил, если по факту я прав.

Способность к самостоятельному мышлению - это в том числе способность понимать текст, извлекать из него смысл, а не сводить его к рамках уже вложенного в голову шаблона.

Вы считаете, что навык самообучения не нужен?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mok

Разве кто-то оспаривает, что навых самостоятельно разобраться в теме важен. Но это также не отменяет важность хороших курсов.

Вот например часть аннотации к заданию одного из курсов, которое вчера сдал:

"Самые сложные, бросающие вызов Вашим навыкам, задания. Для их успешного выполнения часто необходимы дополнительные знания и довольно большое количество времени. Иногда их лучше выполнять после прохождения нескольких следующих уроков. Задачи рассчитаны на полностью самостоятельное выполнение и подразумевают творческий подход..."

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Разве кто-то оспаривает, что навых самостоятельно разобраться в теме важен

Хорошо, что вы это понимаете.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

В конечном итоге выбор стратегии обучения сведется к следующему:

1) Суметь самостоятельно разобраться в том, что нужно знать в рамках темы (это и есть один из основных компонентов "уметь учиться")

или

2) Суметь самостоятельно разобраться какой курс/преподаватель хороший/актуальный и т.п.

По мне, так первый навык важнее, универсальнее и проще приобретается.

Ответить
Развернуть ветку
186 комментариев
Раскрывать всегда