{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Вызов принят: как 1% от ЦБ повлиял на рынок интернет-эквайринга

С 15 апреля Банк России ввел ограничение в 1% на ставку интернет-эквайринга по следующим товарным категориям: продукты питания, лекарства и медицинские товары, одежда, товары повседневного спроса, бытовая техника, электроника и средства связи при сумме покупки до 20 тысяч рублей.

Инициатива ЦБ РФ на рынке была воспринята по-разному: одни заявляли, что онлайн-продажи только растут, рынок на подъеме, а значит у сервисов интернет-эквайринга дела идут хорошо. Сами сервисы, в свою очередь, говорили о том, что рост продаж в онлайне сам по себе не приведет к росту выручки, так как MCC, попадающие под постановление ЦБ РФ, по сути являются движущим ядром рынка — теми немногими отраслями, в которых сохранился устойчивый спрос потребления. И искусственное ограничение ставки, наоборот, негативно скажется на выручке таких сервисов.

Давайте посмотрим на то, как менялись показатели оборота и выручки CloudPayments в течение апреля до и после инициативы Банка России.

Динамика CloudPayments

До 15 апреля оборот и выручка росли пропорционально, о чем свидетельствует линия тренда. Такой рост обусловлен активным потреблением людей в онлайне на фоне самоизоляции.

После вступления в действие стимулирующих мер ЦБ РФ оборот, ожидаемо, продолжал расти, а вот выручка моментально стала падать. И тезис о том, что сам по себе рост оборота гарантирует сохранение прибыльности бизнеса, не выдерживает критики. Как и предсказывали наши аналитики, эти изменения без промедлений оказали свое негативное влияние на выручку. По сути дела, с точки зрения экономической целесообразности, сервисам интернет-эквайринга стало невыгодно работать с товарными категориями, попадающими под 1%, так как себестоимость оказания услуги стала выше, чем выручка по ней.

Однако в условиях высокой конкуренции, очевидно, что провайдеры услуги интернет-эквайринга не могли себе позволить такой шаг, так как потребители услуги незамедлительно бы ушли к конкурентам.

В этой связи стоит признать, что инициатива ЦБ РФ, безусловно, положительно сказавшаяся на росте активности на рынке, по сути была реализована «за счет» сервисов интернет-эквайринга, таких как мы. Только, если одни стали вводить дополнительные комиссии за предоставляемые услуги, то мы предложили рынку «чистый» 1% с сохранением всей сервисной линейки.

Теперь рассмотрим структуру оборота в разрезе MCC, попадающих под постановление ЦБ РФ и, соответственно, не попадающих под него.

Динамика CloudPayments

МСС с «льготной» ставкой в 1 % ожидаемо начали вытеснять другие категории товаров в структуре оборота после 15 апреля, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что стимулирующая мера ЦБ РФ оказалась эффективной, продавцы товаров первой необходимости стали активно идти в онлайн, а спрос со стороны населения на эти товары рос.

Однако, хочется отметить, что снижение активности потребления других товарных групп, за исключением небольшого числа (рассмотрим их далее), привело к невозможности компенсировать потери выручки сервисов интернет-эквайринга по товарным категориям, в отношении которых было введено ограничение в 1%. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что общий рост оборота онлайн-продаж, скорее увеличивал расходы на предоставление услуг интернет-эквайринга, чем выручку по ним.

Третий чарт демонстрирует динамику изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота за периоды 1-15 апреля и 16-30 апреля 2020 года («до» и «после» введения мер ЦБ РФ).

Доля CloudPayments

За 100% взят самый высокий показатель оборота среди всех товарных групп за весь апрель — в данном случае это оборот по категории онлайн-образование.

Из левой части диаграммы, видно, что все товарные категории, перечисленные в постановлении ЦБ РФ, продемонстрировали рост во второй половине апреля (после введения ограничения ставки на услугу интернет-эквайринга).

Из правой же части диаграммы видно, что среди MCC, не попадающих под «льготную» ставку, рост наблюдался только в трех товарных категориях: онлайн-образование, онлайн-торговля цветами и благотворительность (для целей демонстрации динамики изменения доли товарных категорий в структуре объема оборота по «прочим MCC» были взяты не все товарные категории, так как доля по остальным из них меньше представленных).

Данные диаграммы говорят нам о том, что эти три товарные категории стали, по сути, единственными драйверами для компенсации потери в выручке по MCC, попадающим по ставке в 1%.

Однако, на наш взгляд, в обозримой перспективе (с учетом введения мер по снятию режима самоизоляции) доля категории онлайн-образование начнет снижаться, в том числе по причине «насыщения» спроса по данной товарной категории. Ожидаем, что это случится до 30 сентября (дата окончания действия мер по введению ограничения ЦБ РФ в 1% на интернет-эквайринг), и тогда ситуация с выручкой может ухудшиться. Надежда исключительно на оживление рынка после снятия самоизоляции и возвращения «прочих MCC» к докризисным показателям.

0
84 комментария
Написать комментарий...
Mercator

Очень интересно, из чего у таких сервисов формируется себестоимость. Всегда было любопытно, за что такое бабло берут с каждой транзакции.

Ответить
Развернуть ветку
m0xfff

Стоимость напрямую определяется размером интерчейнджа (определяет, сколько забирает банк, выпустивший карту).  Вот по визе например: https://usa.visa.com/content/dam/VCOM/global/support-legal/documents/visa-russian-federation-interchange-reimbursement-fees.pdf

В некоторых случаях там больше 2%.

Ответить
Развернуть ветку
Карен Бабаян

Опять же эти расходы ничем не подтверждены. Это просто циферки рисующиеся на экране. Ссылаться на то, сколько берет «Виза» или «Мастеркард» неправильно. Они берут такие огромные деньги пока им разрешено. У нас карты «Мир» так и не прижились, они не интересны банкам по какой-то причине... Даже Сбербанк по-умолчанию выдаёт всем карты VISA или MasterCard. Почему!? Если для бизнеса это дорогие системы и есть более дешёвый аналог!? Почему нужно выводить 1,5% оборота всех компаний в зарубежные фирмы!? Было бы желание, сделали бы 0,1% комиссия за приём платежей. Это не больше чем килобайты информации. Реальная стоимость —> стоимость передачи интернет трафика. И никакие прочие не докажут обратного. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

МИР, кстати, потихоньку "продвигают" в плане поддержки итд
А тот же Сбер - это вообще отдельный разговор. Хз чего в нем "государственного", но любые госначинания он систематически и всеми силами пытается саботировать( вплоть до СБП, в которую успели практически все и только Сбер получил под задницу из-за откровенного затягивания и вроде недавно подключился-таки )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin
А тот же Сбер - это вообще отдельный разговор. Хз чего в нем "государственного"

Уровень экспертизы - бог. С подключением: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2020/04/10/827726-pravitelstvo-kupilo-sberbank

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

О том и речь, что, если бы говорилось о "частной" конторе( которые в т.ч Греф так активно продвигает ), то Греф уже давно вылетел с пинком под зад и по статье согласно трудовой.. и бутылки собирал бы.. на помойке..
Ведь никто не любит менеджеров, которые систематически только и делают, что саботируют указы сверху, притом, всеми возможными силами ( или к слову об СБП итп ).

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Верно! 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kamenev

А сколько берут сами платёжные системы? Визи и мастеркард?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Вотер

виза и мастер 0.25%

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

Чё правда? Мы тут все горбатимся за 15-20% прибыли? Некоторые за 3%, а эти редиски получают больше 500% и чё то там плачутся?!

Жду не дождусь когда ЦБ введёт для всех товаров 0.5%

Чтоб кто то на себе прочувствовал как жить предпринимателям.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Вотер

не только,  ещё берет банк эмитента и банк экваера  и да платёжка. в Европе уже всем комиссии ограничили. там понимают, что рост экономики куда важнее, чем хлеб кучке посредников с каждой транзакции.  

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

не стоимость, а себестоимость. Стоимость меня мало интересует, ее я и сама вижу. Мне интересно, сколько реально стоит та работа, которую они проделывают, те ресурсы, которые для этого используются и пр. Издержки, грубо говоря, меня интересуют.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borodinov

Наверное можно посчитать: Виза + рко+ банк+ рко+ банк+ дата центр+ команда программистов+ типа Касперского ну и как бы все)))

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда