Как подготовить бизнес к повторению пандемии: онлайн-конференция Альфа-Банка

Как «Пятёрочка» продавала гречку тоннами, зачем «Эвотор» занялся доставкой и как выживали Aviasales, когда закрылись границы — бизнес обсуждает пандемию

Самоизоляция поставила перед бизнесом много вопросов — о выживании, в том числе. Чтобы ответить на них, собрали известных российских предпринимателей на онлайн-конференции «Вторая волна: как подготовить бизнес к повторению пандемии».

Ведущие — Владимир Воейков, директор среднего бизнеса Альфа-Банка, и Николай Усков, редакционный директор журнала Forbes. Среди спикеров — главы «Эвотора», Aviasales, «Пятёрочки», re:Store и других компаний. В статье несколько важных тезисов из выступлений, всё самое интересное — в видео.

Как бизнес отреагировал на пандемию

Конференцию разбили на две части. В первой Оскар Хартман, KupiVIP, Сергей Гончаров, «Пятёрочка», и Андрей Романенко, «Эвотор», разбирались, какие компании устойчивее в кризис, зачем (и надо ли) переводить всё в онлайн и как найти своих покупателей в самоизоляции.

Онлайн-конференция Альфа-Банка, часть 1. Спикеры: Оскар Хартманн, Андрей Романенко, Сергей Гончаров.

Владимир Воейков, директор среднего бизнеса Альфа-Банка: Уже 30 лет Альфа-Банк даже в хорошие времена живёт с вопросом: «А что если кризис завтра?». Нам удалось пережить пандемию благодаря постоянной боевой готовности, и на события в стране мы отреагировали быстро: перевели подключение новых клиентов из офиса в онлайн, реструктуризировали кредиты по государственным и внутренним программам и ни на один день не прекращали работу.

Андрей Романенко, основатель «Эвотора»: Кризис ударил по малому и среднему бизнесу — это почти 4 миллиона наших клиентов, которых нельзя бросать. Чтобы помочь им перестроиться в новых условиях, мы разработали приложение, позволяющее в несколько кликов создавать интернет-витрины.

Думали, что поможем настроить интернет-магазин — и у предпринимателей попрёт. Но многим нужна была помощь и с доставкой. Мы быстро запартнёрились с Яндекс.Такси, Gett и другими сервисами, которые доставляют посылки за полчаса, и встроили их услуги в наши сервисы. Теперь предприниматели с офлайн-точками могут легко трансформироваться в онлайн.

Владимир Воейков и Николай Усков

Сергей Гончаров, генеральный директор «Пятёрочки»: В начале февраля я отдал приказ максимально заполнять распределительные центры товарами длительного хранения, средствами гигиены и, конечно, гречкой. Стратегия оправдалась: в середине марта «Пятёрочка» продавала 700 тонн гречки в день. В пандемию количество покупателей упало, но зато вырос средний чек. И это понятно: люди сидели по домам и редко ходили в магазин. Но если ходили — закупались по полной.

Также в начале года мы запустили сервис доставки еды на дом. И если в феврале заказов было несколько сотен в день, то уже в апреле мы делали 12 тысяч заказов. Интересно, что 20% из них поступало от людей старше 60 лет. Для них это был безопасный способ получить продукты.

Макс Крайнов, CEO Aviasales: В апреле мы упали на 88%, а сейчас находимся где-то на половине того, что зарабатывали год назад. Несмотря на страшные цифры, мы не думали закрываться и никого не уволили. Благодаря параноидальному отношению к кэшу мы на уровне финансовой политики компании держим очень много свободных средств. Этому мы научились после событий 2014 года.

Никогда не знаешь, что случится: упадут сразу два самолета, подскочит валюта или ещё какая беда. В нашей структуре рисков проработаны сценарии на случаи потери выручки. Это такой конверт с чек-листом: ты его открываешь и идёшь по списку того, что надо сделать, чтобы спасти бизнес.

Что будет дальше

Спикерами второй части стали Евгений Бутман, re:Store, Тихон Смыков, Inventive Retail Group, Макс Крайнов, Aviasales, и Вадим Дымов, «Дымов» и «Республика». Они обсудили, как вести бизнес в новых условиях, и рассказали, что думают про кризис: он прошёл или всё только начинается?

Онлайн-конференция Альфа-Банка, часть 2. Спикеры: Евгений Бутман, Тихон Смыков, Макс Крайнов, Вадим Дымов.

Евгений Бутман, создатель сети магазинов re:Store: Я верю не в офлайн и не в онлайн, я верю в омниканальность — когда вы можете купить и забрать товар любым способом. Эта эпидемия породила явление, которое я называю «новая омниканальность». Любой фрагмент жизни, любое явление будут одновременно носить черты и офлайна и онлайна, и присутствия и отсутствия. В широком смысле это не только покупки — это и общение, и обучение, и обслуживание.

Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group: Давайте честно, никто не знает, будет вторая волна или нет. А что касается кризисов — экономический уже случился, и спад производства находится в пиковом значении. А финансовый ещё не наступил. Обрушится он нас, скорее всего, только осенью.

Владимир Воейков: Нам тоже пока рано подводить итоги. Ждём сентября: как раз закончится срок, на который были даны кредитные каникулы многим компаниям. Тогда и увидим, кто пережил пандемию, а кто, к сожалению, закрылся.

Макс Крайнов: Мы, наоборот, с нетерпением ждём осени. Судя по нашей аналитике, люди устали сидеть дома. Им уже не страшен коронавирус — они просто хотят куда-нибудь улететь. Сейчас, когда открылся Крым и Сочи, сервис ожил. Благодаря резкому всплеску интереса к внутреннему туризму удалось вернуть половину от показателей прошлого года.

В сентябре мы прогнозируем открытие международных перелётов, по крайней мере, между столицами. Авиакомпании всячески способствуют возвращению спроса и предлагают гибкие билеты с возможностью перебронировать рейс в случае чего. И это правильно: даже если будет вторая волна, билеты не сгорят, а клиенты ничего не потеряют.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Vl Al

Основное, что все (надеюсь) усвоили или подкрепили - государственное "кидалово".

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Иль

Это опыт от матерых бизнесменов, истории тех, кто выжил.
Почему нигде нет историй от лузеров в стиле "Я потерял свой бизнес, потому что делал/не делал  XXX"?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mayorov

Там один вменяемый мужчина сказал, что осенью всем будет интересно. Так что к новому году можно собирать их тем же составом на сессию "как мы все проебали".

А вообще Сбер уже развивает инфраструктуру для того, чтобы людям кредиты на еду выдавать прямо на кассах магазинов. Альфе бы тоже в этом направлении начать думать.

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

А она что закончилась ? 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Макс Крайнов
...
Авиакомпании всячески способствуют возвращению спроса"

Авиакомпании всячески способствуют переносу инфекций.

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"The most phygital bank"

translate.google.com:
"Самый фигитальный банк"

Ответить
Развернуть ветку
online

вообще Сбер уже развивает инфраструктуру для того, чтобы людям кредиты на еду выдавать прямо на кассах магазинов. Альфе бы тоже в этом направлении начать думать.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null