{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как изменились инвестиции в связи с требованиями устойчивого развития

В этой заметке рассмотрим, как ведущие компании меняют свой подход к инвестициям, чтобы достичь устойчивости.

Microsoft President Brad Smith, Chief Financial Officer Amy Hood and CEO Satya Nadella preparing to announce Microsoft’s plan to be carbon negative by 2030 (Jan. 15/2020) Brian Smale

Полезные документы

Компании, особенно западные, видя озабоченность их клиентов и инвесторов вопросами устойчивости, начали принимать у себя специфические документы в этой области: внутренние политики по экологичности, экологические обязательства поставщиков, политики по устойчивому инвестированию и тп. Если вам интересно, как выглядят такие документы, то я приглашаю вас скачать бесплатный пакет документов по устойчивому развитию. В ближайшее время я также выложу документы на английском языке. Стоит сразу отметить, что такие документы может использовать вообще любая компания или инвестор, которые озабочены вопросами устойчивости.

Инвестиционная политика компаний

Microsoft

Компания продекларировала амбициозную цель уже к 2030 году обеспечить, чтобы и сама компания, и все ее поставщики стали не просто углеродно-нейтральными, а углеродно-негативными. Термин «углеродная негативность» означает, что компания извлекает выбросов больше, чем выбрасывает. Существует еще термин «нулевые выбросы» – он означает, что компания извлекает столько же выбросов, сколько выбрасывает. И нулевые выбросы, и углеродная негативность достигаются за счет посадок большого количества деревьев и инвестиций в ВИЭ. Например, Microsoft обещал запустить фонд климатических инноваций на сумму в 1 млрд долларов США и поддерживать через него экологические стартапы.

Компания также вводит внутренний налог на выбросы углерода. Это означает, что каждый департамент в Microsoft платит некую сумму, рассчитанную в соответствии с его углеродным следом, а затем все саккумулированные средства идут на поддержку проектов в области устойчивого развития.

Microsoft будет принимать решение об инвестировании в тот или иной проект, основываясь на следующих критериях:

  1. реализация проекта может привести к значительной декарбонизации или устойчивости к изменению климата;

  2. проект окажет дополнительное влияние на рынок, ускорив текущие и потенциальные решения;

  3. проект актуален и для Microsoft, поскольку создает для компании технологии, которые она может использовать для снижения своих текущих или будущих выбросов;
  4. проект затрагивает вопросы климатической справедливости, включая развивающиеся страны.

Goldman Sachs

Goldman Sachs – один из крупнейших инвестиционных банков в мире. В конце 2019 года банк обновил свои Environmental Policy Framework (Основы экологической политики). Они закрепляют конкретные шаги, которые банк будет делать для экологии и климата. В области инвестиций особый интерес представляет следующее:

  1. Goldman Sachs отказывается инвестировать в проекты на угле, если такие проекты не могут представить технологии сокращения выбросов или извлечения их из атмосферы. Банк также отказывается инвестировать каким-либо образом в проекты по добыче нефти в Арктике;

  2. в 2020 году банк должен направить 2 млрд. долларов США на поддержку «зеленых» проектов;

  3. к 2025 году банк выделит уже 150 млрд. долларов США на проекты в области чистой энергии.

Стоит отметить, что по оценкам самого банка 90% инвесторов-миллениалов США хотят видеть инвестиции в устойчивое развитие в их пенсионном плане 401(k).

BlackRock

BlackRock – один из крупнейших инвестиционных фондов в мире с активами под управлением в несколько трлн. долларов США. В начале 2020 года BlackRock опубликовал свое письмо к CEO компаний, в котором признал изменение климата решающим фактором для перспектив компаний в будущем. BlackRock напрямую указывает, что климатические риски – это инвестиционные риски.

BlackRock убежден, что портфель, учитывающий требования устойчивого развития и изменение климата, может с поправкой на риск принести более высокую прибыль. Так как требования устойчивости все больше влияют на возврат инвестиций, BlackRock считает устойчивое развитие фундаментом для построения портфелей своих клиентов.

Инициативы BlackRock:

  1. устойчивость как центральный неотъемлемый аспект построения портфолио и риск-менеджмента;
  2. выход из проектов, несущих в себе высокие риски для устойчивости;
  3. совместно с Францией и Германией BlackRock учредил Партнерство по климатическому финансированию – государственно-частные усилия по улучшению финансирования инфраструктурных проектов;

  4. BlackRock просит компании, в которые он инвестирует, раскрывать риски, связанные с климатом;
  5. также BlackRock просит компании, в которые он инвестирует, вести деятельность так, как будто бы правительствами цель удержания глобального потепления ниже 2 градусов по Цельсию уже полностью осознается. Видимо, это нужно для того, чтобы компания была устойчивой к резкому изменению законодательства в связи с осознанием проблемы глобального потепления;

  6. в прошлом году BlackRock голосовал против или отозвал 4800 директоров в 2700 различных компаниях за то, что они не достигли существенного прогресса в обеспечении раскрытия связанных с устойчивостью рисков.

USV

Union Square Ventures (USV) – это очень уважаемый венчурный фонд. В середине января 2020 года партнер фонда Альберт Венгер заявил о том, что фонд будет поддерживать проекты, способствующие борьбе с изменением климата. В частности, фонд поддержал инвестициями разработчика программного обеспечения Leap.

Leap подключает устройства и приложения к энергетическим рынкам, позволяя каждому бизнесу, дому, ферме и прочим субъектам действовать в качестве крошечных электростанций, реагируя на сигналы от рынка, балансируя энергосистему и зарабатывая деньги. Например, если рынок нуждается в дополнительной энергии, то Leap, если это возможно, автоматически снижает энергопотребление в вашем доме/бизнесе/ферме, за счет чего излишки поступают в общую энергосистему, и вы зарабатываете деньги.

Также USV инвестирует в Wren. Wren – это сервис, который позволяет потребителям компенсировать их углеродный след путем подписки на один или несколько проектов, нацеленных на снижение выбросов. Wren регулярно уведомляет подписчиков о прогрессе проектов, о том, какая часть пожертвований идет напрямую проекту (поскольку зачастую значительная часть денег оседает в карманах всевозможных посредников). Это своего рода Kickstarter для проектов, озабоченных компенсацией углеродного следа.

Стоить отметить, что USV является не только инвестором, но и клиентом двух этих проектов.

Нефтяная отрасль

Совсем неудивительно, что нефтяники заявляют об инвестиционной трансформации, поскольку именно их бизнес в перспективе пострадает больше всего. Именно готовность к переменам позволит нефтяной отрасли держаться на плаву и двигаться в общем тренде на экологичность.

Например, Shell заявила о том, что достигнет чистых нулевых выбросов к 2050 году. Чтобы этого достичь, Shell планирует продавать больше продуктов на основе возобновляемой энергетики, биотопливе и водороде. Также Shell будет работать над повышением ее энергоэффективности и инвестированием в проекты по вылавливанию и извлечению из атмосферы парниковых газов. Достичь чистых нулевых выбросов к 2050 году планирует и BP. Нефтегазовый концерн Total и испанская компания Repsol вовсю занимаются постройкой солнечных электростанций, чему не мешает даже эпидемия COVID-19.

Резюме

Я полагаю, что российским компаниям имеет смысл занимать более активную позицию в экологических и климатических вопросах, поскольку это будет иметь прямые юридические и финансовые последствия – компаниям будет проще адаптироваться к внезапным изменениям законодательства, в том числе стран ЕС, и сохранить/увеличить свою долю на глобальном рынке.

Другие материалы по теме

Автор заметки — Егор Ларичкин. Егор консультирует стартаперов и венчурных капиталистов по вопросам российского права, попутно развивая практику устойчивого развития в Buzko Legal.

0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ол Сен

У нас тоже занимаются-только на бумаге

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

Картинка из блаженных времен до коронавируса и до расовых выступлений в США. Сейчас, очевидно, Грета Тунберг забыта, и вместо carbon negative компании надо стать racism negative. В частности, уволить всех троих граждан на фотограмме и заменить их на расово правильных.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда