Доходность образования в России падает
В экономической науке есть такой показатель как отдача от образования или доходность образования (return to education). Это то, насколько растёт ваш доход за каждый дополнительный год обучения. В среднем в мире он составляет 9-10%. И в целом известно, что:
1) Доходность образования стабильна, рост числа образованных людей компенсируется технологическим прогрессом и потребностью в них;
2) В странах с низкими и средними доходами отдача выше;
3) Образование для женщин ценнее, их доходность выше мужской на 2 п.п.;
4) Доходность в частном секторе выше, чем в государственном;
5) В среднем по миру доходность растёт;
На закате СССР доходность профессионального образования была 2-3%, высшего — 5%. Такие низкие показатели согласовывались с массовостью и бесплатностью образования, централизованным распределением труда и сравнительно низким расслоением в обществе. Схожие показатели были и у других социалистических стран.
Как же сейчас дела обстоят в России?
В недавней работе эксперты Всемирного банка Екатерина Мелианова, Артем Волгин, Сухас Парандекар и Гарри Энтони Патринос выяснили, что после роста в 90-ые и пика в 2001-2003 гг. она начала заметно снижаться и сейчас составляет 5.6% – один из самых низких показателей в мире.
Ценность высшего образования сильнее всего сказывается в возрасте от 35 до 50 лет. А СПО практически не даёт прибавки к доходу по сравнению со средним образованием в 11 классов.
Обратите внимание на то, как близко на последнем графике за 2018 г. расположены фиолетовые точки и зелёные пунктиры. 1.5% разницы между ними — столько составляет доходность СПО. Доходность высшего образования сейчас примерно 8% (при 10% в ЕС и 15% в среднем по миру). И снижаются они синхронно.
Всего в России образование не выше среднего имеют 14% взрослых (25-54 года), 45% имеют СПО и 41% – высшее. Причём доля последних выросла с 28% в 2000 г. и особенно сильно с 2008 г.
Вместе с тем качество российского школьного образования в международном сопоставлении высоко: согласно оценке PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста детьми, оканчивающими 4-й год обучения – Россия находится на первом месте среди 50 стран; оценки качества российского образования в старших классах (по критериям PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся) – на уровне средних по ОЭСР.
Итого напрашиваются 2 вопроса:
1) Насколько качественно российское профессиональное и высшее образование?
2) Как в условиях стагнации экономики и роста числа образованных людей ожидать других результатов?
________________
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Largo Winch. Там мы публикуем экономические обзоры, новости и инвестидеи.
Какая-то хуйня из пальца высосана. Надо прям исследование провести, чтобы понять, что руководители получают больше и доля школьников среди них небольшая?
А еще я бы не бздел, потому что в условиях стагнации, количество долбаебов, которые вместо вышки пошли к дяде своего кореша у которого диджитал агентство, сократится вместе с дядями и их агентствами... Но это тема для отдельного исследования.
Вопрос не в том, кто больше получает, а в том, какой прирост дохода будет у человека, который получит образование по сравнению с необразованным.
Руководители не получают больше. Многие специалисты получают больше руководителей. Так что просто не бзди
Потому что для 95% профессий высшее образование не нужно, а требуется знание предметной области.
ЗЫ: много и часто вижу ситуацию, когда человек с 9-11 классами получает прилично больше человека с высшим образованием.
Такой человек скорее или самозанятый, или ипешник или у него ооошка - он бизнесмен. А там уже несоизмеримый доход с наемными работниками и риски тоже. Даже молочный цех на 5-10 тонн будет огромный доход приносить в сравнении хоть с выпускником Гарварда, но у выпускника Гарварда, если верить слухам, больше возможностей стать миллиардером а не просто первым парнем на деревне. У таких людей с 9-11 классами потенциал большой, если они не сопьются, все равно их никуда на работу не возьмут, а если дела энергично вести может и получится хороший доход.
Статья частично об этом: образование у нас в стране не даёт такого выхлопа, как в среднем по миру. Автор задаётся вопросом о качестве нашего образования, а мне кажется, это показатель нашей экономики. Хотя лучше экспертов об этом спросить.
Вот я, например, сейчас учусь, вкладываю деньги немалые в образование, но понимаю, что это не для того, чтобы через 5 лет зарабатывать больше, а чтобы не зарабатывать меньше. Парадокс.
В Южной Корее 90% молодежи с высшим образованием, даже на те специальности которые не требуют - и где сейчас ЮК, а где мы. Так что не надо тут заливать про знание предметной области, это слишком тупо по сегодняшним меркам.
Не уверен, что в России вообще что-то будет в будущем. Последние лет 5-10 экономика уезжала из регионов в Москву, теперь она уезжает из России. По крайней мере нигде, кроме государственной службы отдачи от образования получить невозможно.
Никогда бы не подумал, что на госслужбе образование даёт какую-то отдачу. Чтобы продвинуться там нужно только иметь родственников/знакомых наверху или качественно лизать. Допускаю, что я ошибаюсь.
Комментарий недоступен
В качестве данных, кстати, брали панельные исследования RLMS. Т.е. это ежегодные опросы репрезентативных выборок, в которых участвуют одни и те же домохозяйства.
Изначально его проводил Госкомстат, с 1994 г. исследовательский центр «Демоскоп», а в 2010 г. присоединился ВШЭ.
Пара ссылок, кому будет интересно:
э, ты не путаешь россию с русским миром?
Образование устарело. Факт.
неужели это не всем итак понятно.
Неэффективно, нелаконично, Материалы и Контент дыбильные, несовременые.
Полно факторов, как и то что человек начинающий просто раньше проектируется, и не привыкает к просижыванию штанов.
Ещё образование загоняет в рамки и сужает кругозор. Например, Шынтасова Шынар Шынгысовна из города Шымкент целый урок объясняла детям правило ЖИ-ШИ.
У вас какое образование?
Ключевую роль играет не наличие вышки , а как человек себя реализовывает опираясь на свои системные знания полученные в вузе (если конечно он на них опирается )
Но само по себе высшее образование открывает новые возможности. И тут статистика я думаю верна - вероятность повышается на большую зарплату в зависимости от того какой уровень образовательных программ пройден(на большой выборке людей ) .
Понятно что есть с вышкой мудаки и гении с 9 ю классами , но это единичные случаи .
Если ВУЗ технический, то человеку вообще трудно себя реализовать в чем либо, кроме роли исполнителя, там фактически ничего не дают кроме специализации в технической профессии, чуть более глубокую, чем в ПТУ. А когда говорят о высокой отдаче это, как правило, об управленческих должностях. Лучше гуманитарное образование получать, особенно на Западе.
Комментарий удален модератором