{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Фондовый рынок. Оценка бизнеса — отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках (Income Statement).

Это – второй отчет корпорации. Не менее важный, чем первый.

Основные статьи этого отчета:

Выручка от реализации товаров (услуг) (Revenue).

Эта цифра показывает, на какую сумму было продано товаров (услуг). Но это не значит, что столько денег было получено компанией. То есть, товары могли быть проданы, но деньги за них не получены. Эти неполученные средства отражаются в статье баланса «Дебиторская задолженность»;

Затраты (Cost of Revenue).

Это – расходы компании на производство (или покупку) проданного товара. Разница между объемом продаж и себестоимостью – это маржа (Gross Margin), о которой мы поговорим позже. Естественно, что чем больше эта разница, тем больший доход получает компания и тем лучше это для инвесторов;

Операционные расходы (Operating Expense).

Которые включают в себя расходы по продаже товара, общие расходы, административные расходы, в т.ч. заработная плата (Selling/General/Admin. Expenses); как вы можете видеть по отчетам американской и российской компаний, у российских компаний операционные расходы включены в статью Затраты, в то время, как у американских компаний операционные расходы выделены отдельно;

Расходы на исследования и развитие (Research Development).

Имеется в виду расходы на проведение экспериментов и исследований. Например, биотехнологические и фармацевтические компании выделяют на эту статью значительные средства, т.к. им необходимо разрабатывать новые лекарства и препараты. Технологические компании также тратят много денег на исследования, т.к. темп развития данной отрасли очень высок и нужно постоянно создавать что-то новое;

Другие расходы, не перечисленные выше.

Чистая прибыль (Net Income).

Прибыль, полученная в результате вычитания всех расходов из объема продаж. Это – один из наиболее важных показателей работы компании, который непосредственно влияет на цену акций и на доходы инвесторов.

В таблицах ниже (отчеты все тех же компаний LWAY и LKOH) Вы можете увидеть намного больше статей, чем я перечислил, но они не играют значительной роли для оценки состояния компании.

Мы здесь, занимаемся не составлением бухгалтерских отчетов, а учимся их читать и понимать.

Отчет о прибылях и убытках (Income Statement): LifeWay Foods Inc (LWAY).

Отчет о прибылях и убытках (Income Statement): российской компании Лукойл (LKOH).

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

В отличие от балансового отчета, где Вам важны данные за последний отчетный период, отчет о прибылях и убытках рассматривается в динамике, т.е. как изменялись статьи отчета за последние 4 квартала и за последние 4-5 лет. Это делается потому, что сами по себе цифры за последний отчетный период мало о чем говорят инвестору.

Лишь динамика может показать, что в дальнейшем ждать от той или иной компании.

1. Выручка от реализации товаров (услуг) – Revenue.

Для того, чтобы что-то зарабатывать, нужно что-то продавать. Эта статья и показывает именно то, на какую сумму товаров и услуг было продано компанией. Чем больше компания продает, тем больше прибыль должна компания получать. Но это не всегда так. Данная статья рассматривается в динамике. Именно показатель роста продаж характеризует компанию. Например, если ежегодный рост продаж компании составил в среднем 50% за последние 5 лет, то это - быстрорастущая компания. Такой рост могут показывать лишь малые и средние компании. В то же время отсутствие роста объема продаж не означает, что компания плохо работает и у нее нет перспектив.

2. Затраты – Cost of Revenue.

Разница между объемом продаж и себестоимостью – это маржа, которую зарабатывает компания. Себестоимость продукции всегда выше у торговых компаний. У кого же себестоимость может быть низкой? У компаний, продающих лицензии на использование прав на тот или иной продукт. У этих компаний маржа может достигать 80-90%. Естественно, чем меньше себестоимость продукции, тем больше доход компании. В нашем примере затраты компании LWAY за 2006г. составили 17 млн. долларов.

3. Административные расходы – Selling/General and Administrative expenses.

Этот показатель показывает, сколько компания проедает собственных средств. Показатель нужно смотреть в динамике - если рост (уменьшение) этой статьи соответствует росту (уменьшению) объема продаж или прибыли – это нормально. Лучше, когда объем продаж растет, а расходы уменьшаются или хотя бы не растут. Если же расходы постоянно растут быстрее, чем растет прибыль, то это опасный сигнал. Кстати, определить, насколько рационально компания расходует деньги, можно по различным мелким признакам.

Например, когда компания присылает отчеты своим инвесторам, то некоторые отчеты напечатаны на очень дорогой бумаге высококачественной печатью. А некоторые – на простой бумаге. Ведь эти отчеты в большинстве своем идут далее в урны.

Я всегда уделял этому незначительному, на первый взгляд, фактору (как напечатаны годовые отчеты) большое внимание и очень осторожно относился к компаниям, рассылающим своим акционерам красочные, дорогостоящие отчеты.

Уоррен Баффет

4. Операционный доход (прибыль от основной деятельности) – Operating Income.

Этот показатель определяется путем вычитания из общей выручки всех затрат. Это – налогооблагаемый доход и это промежуточный показатель до перехода к одному из самых важных показателей работы компании.

5. Чистая прибыль – Net Income.

Это – результат работы компании. Взгляните на динамику изменения чистой прибыли. Эта динамика может не соответствовать динамике изменения объема продаж.

Чистая прибыль компании LWAY выросла с 2,5 млн. долларов до 2,9 млн. Чистая прибыль ЛУКОЙЛа уменьшилась с 6,442 за 9 месяцев 2006г. до 6,298 млн. долларов за 9 месяцев 2007 года. Почему это произошло? Ответ нужно искать в отчетах компании на 3й квартал. Из отчета о прибылях и убытках видно, что за этот же период выручка от реализации увеличилась на 5,5 млрд. долларов, но расходы компании увеличились еще больше.

Отчет о прибылях и убытках очень наглядно отражает динамику развития компании.

Ведь рост чистой прибыли и рост продаж – это самые главные показатели, на которые ориентируются все инвесторы. Как только компания объявляет на пресс конференции о том, каковы эти показатели за прошедший период (год, квартал), как они изменились по сравнению с предыдущим периодом времени (год или квартал, но на год ранее) и какой прогноз компания дает на следующие отчетные периоды, это сразу же влияет на цены акций компании.

Чем больше информации вы соберете о компании, чем качественнее ответите на все вопросы, возникающие при анализе отчетов компании, тем более точным будет ваше решение по покупке или продаже акций.

Хотя чистая прибыль и является одним из самых основных показателей, на который смотрят инвесторы, на самом деле финансисты при желании могут сделать этот отчет так, чтобы результаты выглядели более привлекательными, чем они есть на самом деле. Поэтому смотреть на этот отчет лишь как на одно звено при изучении компании, но более корректную информацию (которую гораздо сложнее исказить финансистам) я получаю из другого отчета, о котором мы поговорим в следующей статье.

Статьи на тему фондовый рынок:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда