Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов
Несмотря на усилия государства и брокеров по повышению финансовой грамотности, девять из десяти открытых на Московской бирже счетов неактивны.
Первое, с чем сталкиваются люди, открывшие брокерский счёт — инвест-приложения. Но кажется, они не помогают людям стать инвесторами. Изучили несколько мобильных приложений брокеров и рассказываем, что с ними не так.
О каких ошибках брокеров расскажем в статье?
Мы в Surf делаем мобильные приложения, а перед этим изучаем аудиторию. Иногда во время таких исследований у нас случаются инсайты, напрямую не связанные с продуктом. Погружаясь в тему финтеха, мы обнаружили, что банки-брокеры в погоне за новыми инвесторами не слышат своих клиентов. Они пытаются их удержать активным вовлечением в торговлю и играют на желании получить прибыль. А тем временем большинство клиентов не хочет становиться активными трейдерами и ищет на бирже инструменты для долгосрочных инвестиций. Мы выяснили, что не так в брокерских приложениях, и как это можно исправить.
Проблема 1: Определяют личную склонность к риску вместо выяснения цели инвестирования
Некоторые брокеры заботятся о клиенте и помогают им составить портфель. Клиент отвечает на вопросы о личных предпочтениях, а брокер ему сообщает, какие инструменты подходят для инвестиций.
Что не так? Брокер выясняет, насколько человек готов рисковать своими деньгами на бирже и исходя из этого рекомендует ценные бумаги. Но личная склонность к риску не имеет никакого отношения к целям инвестора, ведь их может быть несколько. Например, найти замену депозиту и инвестировать в облигации и одновременно спекулировать акциями. Предположим, клиенту определили умеренный профиль риска и предлагают купить самые популярные акции крупных компаний. У этого инвестора нет опыта торговли, он покупает предложенные брокером акции, а они падают в цене. Денег на счёте становится меньше — клиент понимает, что это не то, что ему нужно, и, разочарованный, уходит с фондового рынка. Его страхи подтвердились.
Что делать? Такой подход невыгоден брокеру в долгосрочной перспективе. Чтобы новички становились лояльными клиентами, повышали свою финансовую грамотность, а со временем совершали больше сделок, им с самого начала нужно предложить то, что они хотят. Для этого вместо склонности к риску лучше выяснить цели клиента. Их может быть много. Например, одна часть капитала — накопления на пенсию, другая — для экспериментов с акциями и IPO.
Проблема 2: Один портфель на все случаи жизни вместо нескольких раздельных
Все покупки в приложении отображаются вместе. Пользователь видит, сколько денег на счëте и какие у него есть бумаги.
Что не так? У инвестора бывает несколько целей и стратегии под каждую из них. Одна и та же бумага может быть в разных пропорциях в нескольких портфелях. Например, в одном портфеле акции Сбербанка для долгосрочной инвестиции, а в другом — краткосрочная покупка на ожидании выхода новостей. Чтобы не путаться, клиенту приходится пользоваться сторонними ресурсами или собственноручно вести таблицы. Это отнимает время и создаëт ощущение, что инвестировать — сложно.
Что делать? Переход инвестора на сторонние ресурсы — опасность его ухода к конкурентам, которые предложат удобный сервис. Чтобы этого избежать, можно разделить счёт на виртуальные портфели. Пользователь сможет дать им названия и видеть, как обстоят дела в каждом.
Проблема 3: Ручные сделки вместо автоматических
Инвестор сам составляет портфель, следит за его наполнением и совершает сделки вручную.
Что не так? Начинающие инвесторы далеки от финансовых рынков. В большинстве случаев они хотят получить смесь самостоятельных решений и доверительного управления. Частично эту задачу решают биржевые инвестиционные фонды, которые предлагают купить часть готового портфеля. Но инвестору такой формат не всегда подходит: у него могут быть другие цели.
Что делать? Брокер может предложить готовый портфель из инструментов, соответствующих цели клиента и его капиталу. Пользователь может согласиться, отказаться или поменять в нëм ценные бумаги. Портфель может собираться автоматически. Например, клиент переводит раз в месяц часть зарплаты, а брокер предлагает ему купить ценные бумаги из списка, который пользователь подтвердил заранее. Одно нажатие — сделки по списку совершены.
Проблема 4: Повышение тревожности вместо того, чтобы успокоить
Графики и котировки на базовых экранах вовлекают пользователя и повышают engagement rate. Но это неправильные входы: вместо получения комфорта у пользователя повышается тревога.
Что не так? Возможно, клиент совершит несколько необдуманных сделок и принесëт брокеру комиссию. Но если приложение будет ассоциироваться с неприятным волнением, пользователь скоро не захочет в него возвращаться.
Как исправить? Выход — позволить инвестору самому настраивать интерфейс. Например, убрать с главного экрана графики и дать человеку возможность отключать в настройках стрелочки «рост-падение» в списке ценных бумаг.
Привлечение новых инвесторов на биржу в России идëт быстро. В декабре 2008 года количество уникальных клиентов физических лиц на Мосбирже — около 2 млн, а в марте 2021 — уже около 11 млн. Кажется, у банков ещё много клиентов, которые могут открыть брокерский счёт. Но такое экстенсивное развитие не будет длиться вечно. Мы в Surf считаем, что на дистанции победит тот, кто обратит свой взгляд на боли пользователя и сумеет грамотно их совместить со своими задачами и выгодой. Мы попробовали это сделать: собрали все инсайты в концепт приложения, которое будет компромиссом между желаниями брокера и его клиентов.
Мы верим, что мир инвестиций должен стать ближе к людям. А что будет на самом деле — как всегда покажет время.
А вам нравятся инвестиционные приложения банков?
Начал инвестировать примерно пол года назад и вообще не согласен со статьей. Описанные пункты меня вообще не волновали и они находятся где-то в конце списка.
Если человек идёт в инвестиции, то он должен чётко понимать, что это такое и быть готовым к просадкам, должен самостоятельно принимать решение о том, что купить и т.д.
Лично я начинал с Тинькофф, но ушёл в ВТБ, потому что там комиссия ниже в пять раз на бесплатном тарифе. Размер комиссии — вот что действительно важно.
"А вы точно инвестор?" - а не трейдер?
Если инвестор на долгосрок, то комиссия - это ж вообще копейки. Если я купил акцию и держу ее год-другой с ростом в десятки процентов, то какая в конечном итоге разница, была комиссия 0.01% или 0.1%?
Тинек вчера выкатил возможность разные счета (=портфели) иметь для разных целей. А опросник про склонность к риску - это, кажется, обязанность брокера такое спрашивать
Комментарий недоступен
Привет!
Уважаемый @Ivan Susanin прав. Мы как раз вчера выпустили обновление. Теперь можно открыть до 10 счетов, дать им названия и видеть, как обстоят дела в каждом из них 😉
А определение инвестиционного профиля нужно по закону, чтобы мы могли давать рекомендации по активам.
Комментарий недоступен
Да толку от этого? У вас на любом тарифе комиссия по российской срочке в 10 и более раз выше чем у других брокеров. Приложение убогое и урезанное по функционалу. Над вами и вашими клиентами, которых вы доите комиссиями в профессиональной среде (где не только акции в долгосрок покупают) ржут в голос...
У меня так и не пришла обнова, давно жду этого нововведения. Интересно только, как будет в итоге показываться динамика по счету. Общая для всех публичных счетов, кроме ИИС?
Ерунда. Первое на что смотрю - комиссия. Второе, стабильность работы. У Т беда с обоими пунктами. Третье - ассортимент акций и достоверность и полнота сведений. Сравните сколько данных дает фиделити и сколько российские брокеры. В некоторых акциях нет описания компаннии даже, не забиты сведения о выручке и доходе ща прошлый год, что уж говорить об инсайдерских сделках
О боже, 1000 раз да! Прям больно от того, как Тинькофф тебе предлагает "ну хотите деняк накопить, держите вот вам список акций, но чет там графики таксебешные, но ничего, не переживайте. Ах да, прящас вы их купить не сможете, заходите через 2 дня"
Реакция всего одна
Комментарий удален модератором
На кого рассчитана эта лажа с профилями целями и прочим самом? На модников которые хотят тыкать в приложу обвешанную инфошумом, потому что их друзья уж тыкают? Человек должен сам определиться, изучить вопрос в Гугле, хотя бы на сайте мосбиржи а не в куче говнотелег. Сам принимать решения и тестировать их. Web Quik, в мобильной версии и investing достаточно, ну и нормальной системы учёта вроде intelinvest или подобных, которые нормально считают доходность и прочие вещи. Скамидеи, псевдосигналы, копипаста телег в пулсах всяких, столько инфошума на голову. "Наборы" говнобумаг под "профиль", говноготовые портфели. "Профиль" который абсолютно почему то далеек от реальности, составлен по тупейшим вопросам. Хз кому это все, лужоманам повтыкать приложух, по рассказывать свои успехи за полгода и проч. В реальности, если ты делаешь что-то не сам, ты платишь комсу дяде. Поэтому профиля два, ленивый и не ленивый. Но у нас сейчас модно инфошумом башку забивать пиплу через приложухи. Думают так "удобнее" , для брокера конечно. Но тут ничего не поделать, времена такие всем fun нужен, в вобщем то рядовой, рутинное операции как инвестирование. Но брокеров конечно грех винить, если валит толпа, как не соблазниться на ней заработать? Больше рюшечек, больше...
Я склонен считать, что нормальный брокер должен давать максимум информации, а не советов. Если аналитик верно прогнозирует, что цена акций удвоится, то что он сам не станет миллионером? Как я уже говорил фиделити гораздо приятнее в плане подачи информации
А что плогохо в оказуаливании динозавров, торгующих через убогий квик? У тинька отличный терминал, который хоть и не дотягивает до инстурментов трейдинг вью, но с костылями в виде плагинов пантини вполне себе. Мобильное прилождение для быстрого мониторинга тоже супер. Пульс - это просто ноу-хау и шикарная тусовка, коммюнити, которое уже вышло в реал, у нас постоянно идут трейдерские сходки с настолками, покером и просто общением - это нетворкинг.
Ну хзхз, ваши тезисы актуальны лишь для небольшой части клиентов. Вместо разных портфелей, я завел два брокера ) в одном покупаю, то о чем не хочу больше долго вспоминать, в другом чегонить активно ковыряю.
по мне так приложения втб и тинек хорошо развиваются и становятся лучше, многие описанные недостатки уже не актуальны.
а ходить в телегу за сигналами мы никогда не перестанем )
Отличная статья и замечательный рекламный ход. UI/UX наше всё!
Фридом, сделайте нормальное приложение для фридом пожалуйста!
Заметно, что вы не слишком глубоко исследовали тему ;) По поводу Проблемы 2: субсчета есть у многих брокеров достаточно давно. Жаль, что не у всех и не на ИИС. По поводу Проблемы 3: у ВТБ примерно так и реализовано. Хотя мне в итоге не понравился их подбор бумаг в портфель, пришлось отказаться от услуг робота.
Поколение снежинок.
Отключить котировки, чтобы не беспокоиться, что там на рынке.
Голову в песок, руку в зад.
А по поводу сделок одним кликом - вы хотя бы изучили вопрос, как потом перед ЦБ отчитываться за такое псевдо ДУ и какие там правила и как не сделать так, чтобы на низколиквидном рынке при покупке таким образом облиг или фондов не улететь на 5-10% не видя стакана.
А по мне в приложения не хватает функционала. У всех брокеров страдает график, ничего не видно, отсутствуют индикаторы. Для примера, посмотрите как шикарно реализовано приложение Webull, на его фоне рос.приложения выглядят прошлым веком. А еще часто нет базовых вещей, например в ВТБ нельзя купить/продать по маркету, неговоря уже о стоп-маркет. Также у всех проблема с отображением операций, подсчетом прибыли, комиссий.
Остался только один вопрос - через какого из брокеров на биржу клиентов поведёте?
Вы большие молодцы с контент-маркетингом услуг. Есть идея посотрудничать, давайте я кратко изложу свои мысли. 1) Заказная разработка сдыхает, продуктовые истории и интеграции "рулят" 2) Уникальные компетенции и специализация - залог успеха и процветания в глобальной фабрике разделения IT-труда 3) Сильные компетенции - нужно максимально сфокусировать, широкий даже чуть охват целевой аудитории может не дать результата из-за расфокусировки.. Я это к чему пишу, да просто про мобильный и прочий инвест-банкинг есть инсайды из индустрии и довольно точное понимание "что как и зачем - делать"
В корне не согласен со статьей. Они хотят растить хомяков, которым вынь да положь. Любой инвестор должен пройти путь трейдера, чтобы знать все необходимые инструменты, а уж пенять на то, что брокер пытается заработать на комиссии - вообще нелепость. Тем более скоро тинек сделает возможность создания нескольких портфелей на одном счете и решат проблему "все в кучу". Можно будет часть держать ра ИИС, часть для спекуляций с высокорисковыми активами и для дейли-трейдинга и остатки уже разбить на дивидендные активы, акции роста, сделать диверсификацию по секторам, странам, валютам, портфель для етф и.т.д.
Поверьте мне, рынок сейчас на таких ист хаях, что до коррекции если влезть даже в спокойный индексный фонд - потери будут 20-30% в ближайшее время.
Из последних 10 кризисов я предсказал 32?
Спорные выводы в статье. Что меня не устраивает в приложениях брокеров - так это то, что порою там доступны далеко не все инструменты. Причем речь не об облигациях ООО "Ромашка", а например, о фондах Финекс.
Если для инвестора то, что написано в статье, является поводом перейти к другому брокеру - ИМХО, рановато ему еще инвестировать. По сравнению с вопросом "что делать, если твой портфель просел на 20/40/70 процентов" все, что написано в статье - детский лепет.
На мой взгляд довольно поверхностная оценка эффективности инвест приложений. Тот, кто не готов рисковать и рулить самостоятельно, не пойдет на биржу, а купит паи в консервативных фондах. Либо разделит активы между самостоятельным управлением и доверительным. Мои критерии выбора – это в первую очередь многообразие инструментов. Потом доходность, если речь о доверительном управлении. И потом уже комиссия. Наверное, идеальных по всем параметрам нет. Но вполне неплохо (лично для меня) последнее время показывает себя приложение Мтс.
Спасибо, что поделились своим опытом инвестирования. Наша оценка эффективности не голословна, а основана на исследованиях потребностей пользователей — мы проводим опросы и кастдевы. Подробнее можете прочитать в этой статье — https://vc.ru/services/335402-zachem-mobilnomu-prilozheniyu-nuzhno-predproektnoe-issledovanie