«Яндекс» продал акции компаний-«пустышек» для вывода других на биржу на $49,8 млн Статьи редакции

В начале года компания купила акции SPAC на $130 млн.

«Яндекс» продал акции SPAC в апреле-июне 2021 года, следует из финансового отчёта компании за первый квартал года.

Компания вложила $131,2 млн в январе-марте в IPO нескольких компаний-«пустышек», названия которых не раскрывались. В апреле компания уже продала акции на $6,1 млн. «Яндекс» отказался комментировать «Ведомостям» планы по сделкам с бумагами SPAC.

SPAC — это «пустышки», которые нужны для вывода более крупных компаний на биржу. Они уже есть на IPO, после к ним присоединяется компания с активами, которой нужен «выход». Так крупные компании обходят процедуру классического IPO.

SPAC привлекает деньги инвесторов, обещая заключить сделку о слиянии с реальной компанией.

В ближайшие два года SPAC могут стать ключевым драйвером на рынке слияний и поглощений, прогнозирует Goldman Sachs.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Sergey Telnov

Вообще вся эта история с spac отдает душком мошенничества, и.к. некие компании обходят процедуру проверки отработанную годами практики.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Желтухин

А вот и аналитика подъехала

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
eepk yh

это не мошенничество, а хитрость.
реальный бенефициар в этой стране, как правило, имеет непрозрачный бэкофис.
в таких условиях тяжело пройти стандартный дю дилиженс. возможно, но это  - время и затраты. а кто-то просто не хочет показывать структуру по известным причинам.
спаки позволяют провести стандартные процедуры на номинале, принимая во внимание репутацию бенефициара. работает институт репутации. в спекулятивном смысле.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

SPAC в словаре Даля переводится как ЧПОК

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kachura

Scam

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

шлак

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

На фондовом рынке пузырь

Ответить
Развернуть ветку
chika brist

Объясните научно-популярно для чего им обходить классическое IPO, в чем выгода такого способа и законно ли это? Звучит всё как отмывание денег или уход от налогов и тд. Но это от того, что я несведущ в этом.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Popov

Насколько я понимаю, основная причина в том, что в случае с IPO очень большие затраты как по деньгам, так и по времени, которые несет компания, которая на IPO выходит. Ибо процедура крайне сложная и максимально бюрократизированная. И мелким это просто очень дорого и не потянуть.В случае SPAC - это все переходит на сторону инвесторов, а точнее даже на менеджеров SPAC.
Инвесторы заранее приобретают долю в компании (Еще до ее официального слияния со SPAC), и после слияния это уже не пустышки а настоящие акции.

Но это опять таки, насколько я это со своей колокольни понимаю.

А заголов желтоватый, да - звучит как будто яндекс занимается фирмами-однодневками и еще и на этом зарабатывает :)
Но нет, если в деталях я мог и наврать, то то, что это вполне официальны биржевой инструмент, я уверен.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вася Пражкин
 в чем выгода такого способа

Быстро можно выйти на IPO - месяц-два. Обычным способом - полгода-год и более.

 законно ли это

Естественно.

 Звучит всё как отмывание денег или уход от налогов

Смущает слово "пустышка"? Это всего лишь означает, что компания не ведет активной коммерческой деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Raimond Vladimirov

Меньше работы и трат. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Глущенко

Меня одного коробит когда SPAC называют "пустышками"? Они пустые, но отнюдь не пустышки, и имеют вполне адекватное экономическое предназначение.

Ответить
Развернуть ветку
FN

Какое? Быть компанией-пустышкой? Ну называйте прокладкой, если так вам больше по душе.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Эбдул Эшотович

Шпак.

Ответить
Развернуть ветку
Ann Partovi

да он тут причём

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Гала Перидоловна
Они уже есть на IPO

Скорее они уже есть на бирже. Опечатка.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лубенников

Деньги к деньгам

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Нужен кэш на развитие юнит-экономики "купил за доллар, продал за 90 центов"

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Shmelev

А ведь кто-то придумал лайфхак. Просто и надежно.
А как этих пустышек самих то на IPO допускают?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров
 А как этих пустышек самих то на IPO допускают?

Легко, с песней, и по правилам, написанными прям специально для этих самых пустышек.

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Так это видимо хороший бизнес уважаемых людей, вопросов ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Напрасный Труд

Яндекс крупнейшие интернетмошенники Рунета. У этой компании тяга к мутным и преступным схемам. Если в России они опускаются до внедрения алгоритмов держащих на линии водителей и не дающих водителям заработать за разумное время и поехать домой отдыхать. Это приводит к диким переработкам, взрывному росту аварийности на дорогах с автомобилями такси. Т.е. фактически зарабатывают на крови и страданиях получивших увечья и погибших в авариях с автомобилями такси пассажиров, водителей. А кража безнальных чаевых у водителей? А "подламывание" водителей, во время карантина возить на дорогих машинах пиццу по квартирам, что бы на падающем рынке такси перехватить растущий рынок доставки, но не спрашивая водителей, а заставляя и прекращая доступ к заказам тем кто не включал тариф курьер и тариф доставка, доставка от двери до двери. А с учётом того, что в сложнейший период карантина, когда для парков и водителей встал вопрос выживания, Яндекс не на рубль не снизил свою дикую комиссию. Кто ОНИ? Правильно - марадёры... 

Я думаю, что интернетмошенники понимают, что нормально протащить на IPO, непонятную структуру Яндекс.Такси - Яндекс GO в обозримом будущем не получиться. Это убыточная с основания структура, у неё плохой бэкграунд и мутные перспективы с учётом прихода на рынок РФ ДиДи и потуг Сбера, а Худавердяну и Шулейко очень хочется, как основателям ТАКСИ урвать побольше, возник этот полузаконный "финт ушами". Вполне в стиле Ящура.

Ответить
Развернуть ветку
Правильный Взгляд

Значительной части водителей такси в принципе нечего делать на улицах крупных городов и это основная причина аварийности. Плох Яндекс или хорош, но он хотя бы на время сбил повышенные аппетиты таксистов и, в тоже время, даёт работу многим водилам, к кому в машину и даром бы не сели. Но не устраивает, не пользуйся.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Крашевич

В России «пустышки» для такой процедуры называют «однодневками», процесс обратного поглощения - «фиктивной сделкой», а всю схему целиком — кратким пересказом 22й главы УК РФ

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ригель

Да не, наши однодневки на бирже не торгуются ведь.

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец

Хм, почему в Академии Яндекса про это не говорили когда рассказывали про продукты?

Ответить
Развернуть ветку
FN

А вы дошли до ранга Академик Яндекса?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Любовь Рогова

Хорошая статейка.познавательно

Ответить
Развернуть ветку
Azamat Akylov

Как я понимаю, это новый биржевой продукт, первичное предложение акций (IPO) компаний специального назначения для привлечения инвестиций (SPAC). И основная суть в том, кто именно стоит за конкретной SPAC, основатель. И обычно это очень известные бизнесмены, которые планируют на все привлечённые инвестиции приобрести компанию, перспективную на их взгляд, в той отрасли, в которой уровень их экспертизы очень высок. В итоге инвестируя в SPAC, вкладываешься в компетенцию и чуйку)) конкретного человека. При этом, есть ограничение по периоду времени, в течении которого, SPAC должен слиться с конкретной компанией, и это 2 года. Если в течении этого времени слияния не произошло, то инвесторам SPAC возвращаются их вклады. Мне кажется неверным, называть SPAC пустышкой…, когда за ней стоит конкретный миллиардер)).

Ответить
Развернуть ветку
FN

Вам может казаться все что угодно. Куча источников характеризует SPAC как shell company.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Max B

Для полноты картины не хватает Ноздрева, Манилова, Собакевича, Коробочки и Плюшкина... ))

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

Тут не хватает комментариев дедушки мороза "Себрант" из тындекса.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Федченко

А кому они продали почти на 50 млн? И кто купил их, зная что они пустышки??? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ярик Тильченко

Пустышкина компания)))название огонь

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Педан

Ход хорош. Зачем «мусор» Яндексу?

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Фомичева

Ну так они  используются для упрощённого выхода крупных игроков на фондовый рынок в обход традиционного размещения на бирже. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Педан

SPAC — это «пустышки», которые нужны для вывода более крупных компаний на биржу. Они уже есть на IPO, после к ним присоединяется компания с активами, которой нужен «выход». Так крупные компании обходят процедуру классического IPO. Всем ясно и понятно

Ответить
Развернуть ветку
zx80

Обычно не трачу время на комменты, но начитался тупых комментов от "диванных экспертов" , вспылил, и сгоряча решил написать краткий микро-ликбез.

Когда компания "выходит на биржу" ("IPO"), то делает это не ради понтов, а для того, чтоб привлечь средства.
Процедура листинга на бирже дорогая (0,5...2 млн баксов), долгая и геморная ( в т числе изза жестких требований SEC , чтобы защитить покупателей акций).
(ПРи этом, среди прочего, у такой компании должна быть история и активы).

SPAC - это компания БЕЗ активов ( их еще называют компании - "пустышки", но термин неудачный пот что в русском языке слово "пустышка" несет негативный оттенок).

Вывести на биржу SPAC - точо так же не 2 пальца об асфальт, и СПАКи проходят жесткий контроль со стороны SEC (Security Exchange Comission).

В отл от "обычных"компаний, СПАКИ не имеют активов, они "пустые", это "оболочка" для будущего интересного проекта/бизнеса/компании.

Кто ж тогда ,будучи в здравом уме, купит акции такой пустой компании, котора я непонятно чем будет потом заполнена ?
(эдакий кот в мешке, причем непонятно, есть ли там вообще кот)
Хороший вопрос.

Если напр Вася Пупкин из Зажопинска, ценой неимоверных усилий, все таки пройдет листинг и создат СПАК - то ясен пень никто его акции и не станет покупать.
А вот если Ричард Брэнсон, или Стив Джобс или Илон Маск выпустит СПАК - то скорее всего такие акции купят, доверяя их авторитету и опыту, и полагая что он/они через некоторое время "наполнят" такой СПАК стОящей темой и акции СПАКА взлетят.

Взлетят - пот что при выпуске СПАКА его акции торгуются по 10 долл.

Еще важный омент: у СПАКА есть 2 года с момента листинга, чтобы наполнить его реальной компанией/проектом.
До этого момента деньги покупателей акций хранятся на "escrow" счету и организатору СПАКА недоступны.

Если организатору не удается за эти 2 года наполнить СПАК реальной компанией - деньги за акции возвращаются их покупателям.
( И ввиду этого приобретать акции СПАКА достаточно безопасно).

Зачем СПАК нужен компании/проекту?
Для того, чтобы выйти на биржу с намного меньшим гемором, чем листиться напрямую.

(СПАК "наполняется" компанией/проектом за счет слияния_и_поглощения ( Merging and Acquisition), тоесть СПАК "поглошает" компанию/проект )
( и с этого момента он меняет имя со СПАК - на имя поглощенной компании).

Зачем СПАК нужен его организатору ( Вася Пупкин, Маск, Брэнсон, Джефф Безос итп) (тем более, что ДО наполнения СПАКА он не имеет доступа к привлеченным деньгам) ?

Затем, что при удачном размещении компании через СПАК и последующем росте акций, организатор получает "performance fees " - оплату за свои труды по созданию СПАКа, его содержанию, поиску и наполнения реальным проектом.

Как правило, СПАКИ выводятся на 50..100..200 млн долл (напомню: при цене акции в 10 долл).

В случае удачного размещения компании/проекта - через СПАК, его организатор может получить ок 20% акций новой компании - всего за 25 тыс долл.
Как Вы понимаете, очень нехилый навар!

Что будет с ценой акции компании ПОСЛЕ слияния со СПАКом?

Тут как с любой "обычной" компанией - зависит от ее успешности/неуспешности, состояния рынка, экономики, итп.

Тоесть если ДО слияния акции СПАКа стОят 10 долл, то после слияния (наполнения реальным проектом/бизнесом), если компания перспективная, акции могут взлететь до х.з. сколько ( и тогда инвесторы ( покупатели акций СПАКа) неплохо заработают).

При этом , точно так же, компания/проект вполне себе может оказаться никудышной и ее акции будут падать.

В таком случае организатора СПАКа никто, конечно не расстреляет, но...
Во-вторых, как я писал, он заработает на СПАКе только при его росте.
И во-первых, если его СПАК после наполнения обесценится, то в след раз хрен ему кто даст денег на создание нового СПАКА , будь он хоть трижды Илон Маск или Джефф БЕзос.

И вот именно поэтому организаторы СПАКОВ так сурово и трепетно относятся к подбору компании/проекта "наполнителя".
Никаким мухлежом/аферой тут не пахнет.

ПОт что в случае неудачи они и бабло ( вот именно что СВОЕ) потеряют
(пот что создать СПАК - тоже не 5 копеек стОит), да плюс упущенная прибыль), и репутацию свою просрут.

В общем, тут многое есть что порассказать, но на самолет опаздываю, так что в след раз ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nikita Storozhuk

🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Рогова

В бизнесе все методы хороши.Друг друга вокруг пальца водят.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда