{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровые кредиты и доступные смартфоны: топ инсайтов с ПЛАС-форума Узбекистан 2022

На прошлой неделе в Узбекистане прошел Международный ПЛАС-Форум, посвященный цифровой трансформации в банкинге и ритейле.

Одним из интересных пунктов программы стал круглый стол «Финтех 2022 и необанки. Основные тренды», где эксперты обсудили цифровые тенденции в банковских и финансовых услугах, взаимодействие онлайн-торговли и финтеха, изменение покупательского поведения, регуляторные нюансы и многое другое. Давайте посмотрим инсайты с этого мероприятия.

Источник  https://plusworld.ru

Ключевые потребительские тренды 2022: как меняется поведение пользователей цифровых продуктов и как на это реагировать бизнесу

Humans – первый в Узбекистане суперапп, аудитория которого насчитывает 1,7 миллиона клиентов. Приложение объединяет в себе финтех-сервис, услуги мобильной связи и витрину онлайн-платежей. Игорь Ким, директор по дистрибуции Humans Group, рассказал, как меняется поведение пользователей интернета в Узбекистане, какие барьеры стопорят развитие цифровых сервисов и как их можно преодолеть.

Игорь Ким
Директор по дистрибуции Humans Group

Один из важнейших факторов для развития цифрового опыта, финансовой и банковской системы — доступ в интернет. И в последние годы здесь отмечается серьезный прогресс — в том числе выросли скорость мобильного интернета и потребление трафика с мобильных устройств. Становится больше цифровых клиентов: люди ищут информацию о продуктах онлайн, сравнивают предложения и оформляют заказы, все чаще выбирают доставку. За год на треть увеличилось число пользователей соцсетей, в первую очередь YouTube и Telegram. Популярность последнего по сравнению с другими мессенджерами колоссальна: его выбирают 8 из 10 пользователей.

В целом пользователи стали избирательнее в отношении сервисов и услуг, и именно интернет дает им возможность сравнивать предложения разных компаний.

Однако доля интернет-пользователей в Узбекистане составляет всего 70%. Это значит, что постоянного доступа в интернет нет у 10 млн жителей страны. То же касается и финтех-продуктов: так, в Ташкенте на одного клиента приходится в 3 раза больше банковских карт, чем в регионах.

Причин цифрового неравенства несколько. Во-первых, дороговизна трафика с учетом уровня доходов. Во-вторых, высокая стоимость смартфонов: сегодня они есть лишь у половины жителей страны, поскольку на такую покупку узбекистанец в среднем тратит 83% своей зарплаты. Для сравнения: в Казахстане это 14%, в России — 4%. Поэтому важно сделать доступными смартфоны. Большую роль тут может сыграть развитие модели BNPL (Buy Now, Pay Later), которая позволит людям покупать продукты в рассрочку. Также стоит развивать онлайн-каналы поддержки: и не call-центры, а чаты и мессенджеры, поскольку в Узбекистане пользователи предпочитают общаться через переписку.

Получается, что аудитория, для которой бизнес разрабатывает цифровые продукты — это ограниченное число людей в определенных локациях. Да, эти потребители могут выбирать из большого ассортимента продуктов — но 50% населения Узбекистана это сельские жители и доступа к этим решениям у них нет. Для бизнеса это означает, что компании вынуждены работать в условиях серьезной конкуренции и высокой стоимости привлечения каждого клиента. И выиграет здесь тот, кто, во-первых, сделает продукт доступным и удобным, а во-вторых, лучше знает своего клиента.

Скорее всего, Узбекистан будет развиваться по азиатской модели, где сложно выделить основной сегмент аудитории, чтобы создавать для него продукт. Компаниям придется адаптировать решения для всех пользовательских сегментов — а чтобы понимать потребности клиентов, нужны большие массивы данных. Поэтому на первое место выходят технологии big data и экосистемные продукты. Почему экосистемы? У них больше возможностей для сбора пользовательских данных, а значит, и для привлечения клиентов.

Вызов для любой экосистемы — сделать продукт доступным для всех с учетом географии, привычек потребления, возраста и уровня дохода. Доступность гораздо важнее, чем продуктовые фишки, потому что фишки легко копируются.

Наконец, нужно формировать партнерскую дистрибуцию, запускать совместные проекты с компаниями из телекома и ритейла, вместе создавать клиентские сервисы. А чтобы они были полнофункциональными, а не только информационными, требуется поддержка со стороны регулятора.

Новые технологии в кредитовании физических лиц

TBC Bank — первый цифровой банк в Узбекистане. За полтора года работы банк привлек 1,7 млн клиентов. Спартак Тетрашвили, CEO компании — о том, как цифровые технологии меняют рынок кредитования.

Спартак Тетрашвили
CEO TBC Bank

Основной способ применения «цифры» в кредитовании — это изучение данных о потенциальном клиенте с целью определить, насколько он надежен как заемщик. В Узбекистане есть множество баз, где собраны сведения о поведении человека: где он трудоустроен, есть ли у него долги, как он оплачивает счета ЖКХ и мобильную связь. Все это помогает принять решение, стоит ли ему выдавать кредит и на каких условиях. Для анализа можно подключать и другие источники, например, соцсети — разумеется, только после того, как человек соглашается на обработку данных.

В TBC Bank существует скоринг модель для сбора задолженности — она позволяет понять, каким образом лучше напомнить конкретному клиенту о платеже. Можно определить, что один человек потенциально будет опаздывать с платежами на неделю или чуть больше (так называемый lazy payer), другой может задержать оплату на месяц, третий — на два-три. На основе этого мы понимаем, кому из клиентов нужно звонить с напоминанием, а кому достаточно отправить смс-сообщение.

Такой сбор данных и их анализ требует от компании развитой технологической инфраструктуры и большой экспертизы. Но в то же время это сильно ускоряет принятие решения о кредитовании. Так, в классическом банке эта процедура может занять больше недели. Человеку нужно собрать множество документов: справку о доходах, копию трудовой книжки и многое другое — потом дождаться согласования кредитного комитета и перевода денег.

В цифровом банке на это потребуется всего 15-25 минут. И это настолько привлекательный фактор, что клиенты готовы даже брать более дорогой кредит, но с максимально коротким процессом оформления.

Цифровизация кредитования удобна и для самой компании. Раньше для оценки платежеспособности клиента кредитные офицеры делали множество звонков, иногда ходили по домам и даже опрашивали соседей. Но это долго и требует огромного штата проверяющих. Тем более что цифровой анализ клиента позволяет узнать о нем больше, чем если бы мы пришли к нему домой.

Конечно, поскольку банк не видит клиента вживую, возникают риски мошенничества, когда пользователь пытается обмануть систему и выдать себя за другого человека. Чтобы минимизировать вероятность обмана, важно использовать продвинутые решения по идентификации личности. Также важно иметь системы кибербезопасности — как локальные, так и международные.

Цифровые тенденции в банковских и финансовых услугах

В мае этого года в Узбекистане появилась Ассоциация Финтеха — площадка для поддержки развития финансовых технологий, финтех-стартапов и продвижения диалога бизнеса и регулятора. Наргис Дустматова, директор по финтех-экосистемам Ассоциации, рассказала о вызовах финтех-отрасли Узбекистана, и задачах, которые ставит себе Ассоциация.

Наргис Дустматова
Директор по финтех экосистемам Ассоциации Финтех Узбекистана

Тенденции развития финтех-рынка Узбекистана меняются очень быстро: если до пандемии мы только говорили о необходимости цифровой трансформации, то сегодня уже видим действия и реальную адаптацию на рынке. Во время пандемии банки стали в быстром темпе внедрять дистанционные услуги и продукты, улучшать свою инфраструктура и экспериментировать. И продолжают до сих пор. В целом тенденции на рынке достаточно позитивные: регулятор оперативно подстраивается под изменения, появляется множество новых игроков, а к отрасли стали проявлять интерес крупные международные компании. Развивается и человеческий капитал, особенно в связи с последними событиями государство начало активно привлекать IT-кадры из-за рубежа.

Но разумеется, у рынка еще есть огромный потенциал для роста. Узбекистан сейчас стоит перед необходимостью развивать финансовые технологии и адаптировать финансовые инструменты под нынешние реалии.

Сообщество финансовых технологий в Узбекистане пока еще совсем небольшое — меньше 50 компаний. У нас много идей, но не всегда есть подходящие условия, в том числе нормативные, для их реализации. Именно поэтому была создана Ассоциация Финтех — площадка, которая объединяет регулятора и финтех-игроков через создание “регуляторной песочницы”, где можно тестировать новые технологии в безопасной среде и адаптировать быстро и эффективно нормативную базу.

Среди технологий, развитие который сейчас особенно важно — открытые API, модель banking-as-a-service, облачные решения, работа с big data, адаптация западных решений. Для быстрого развития отрасли мы планируем тестировать технологии будущего (future proof) и сделать акцент на модели аутсорсинга, что позволит снизить стоимость владения продуктов и быстро выводить их на рынок. Финтех должен взять на себя технологическую составляющую, чтобы банки могли сфокусироваться на своем бизнесе — вместо конкуренции с финтехом в IT-экспертизе.

Ассоциация активно ищет новых членов и партнеров, чтобы объединить их экспертизу на одной площадке. Первый партнер уже есть — это Finastra, третья по величине финтех-компания в мире. Вместе с ней Ассоциация планирует использовать платформу FusionFabric.cloud - своего рода AppStore для финтеха со встроенным SDK. Платформа позволит финтех-компаниям и стартапам создавать и монетизировать продукты на платформе. С помощью этой площадки любой разработчик в Узбекистане получит возможность разработать свое решение и загрузить его в мировую экосистему, где его смогут протестировать и купить международные банки. Иначе говоря, эта площадка позволит не только тестировать технологии, но и получить выход на глобальный рынок.

0
3 комментария
Лев Щенин

Отличная статья!
Узбекистан - это "Силиконовая долина" для граждан России, которые получили отказ в американской визе!
И не надо учить английский - в Ташкенте половина населения отлично помнят русский !
К сожалению, не раскрыта тема группы компаний Артель, среди заводов которой есть и фабрика по сборке в Узбекистане отличных смартфонов торговой марки Тесла !
https://www.artelgroup.org/product/smartfon-artel-tesla,961/

Ответить
Развернуть ветку
Jasur Umarov

Тбс как по не действительно удобный банк но вот проценты по кредитам довольно высокие в сравнении с рынком, все же пока есть такие проекты которые меняют рынок в лучшую сторону это круто

Ответить
Развернуть ветку
Jasur Umarov

А вот хьюманс и вправду самый популярный суперапп другие даже если есть не такие заметные и при этом удобный и практичный есть беспоатная виза, дешевый интернет да и в принципе удобства использования

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда