«Коммерсантъ» рассказал об участившихся случаях мошенничества с банкоматами «Сбербанка» Статьи редакции

Мошенники начинают операцию в банкомате, уходят, а деньги списываются с карты следующего клиента.

  • Один из клиентов банка пожаловался, что вставил карту в терминал, ввёл пинкод и потерял 11 тысяч рублей, которые списались на чужой счёт. Второй сообщил, что стоящая перед ним клиентка банка что-то долго вводила в терминале, а когда она отошла, он увидел надпись «вставьте карту, введите пинкод». В итоге он лишился 15 тысяч рублей.
  • Второй пострадавший обратился в банк, там ему пояснили: в банкомате можно сначала выбрать сумму и назначение платежа и только в конце — способ оплаты. Если предыдущий клиент выбрал оплату картой, а следующий в очереди вставил свою карту — деньги спишутся с последнего.
  • «Ъ» провёл эксперимент и выяснил, что терминал даёт на завершение операции полторы минуты.
  • Близкий к правоохранительным органам источник издания сообщил, что этот способ мошенничества появился в 2019 году, но число обращений в полицию по этому поводу «резко возросло» во второй половине мая.
  • Эксперты пояснили «Ъ», что схему мошенников делают возможной два фактора: возможность выбрать платёж до вставки карты и ввода пинкода, а также длительное время ожидания для завершения операции.
  • Банкоматы «Газпромбанка», «Промсвязьбанка» и «Открытия» требуют подтвердить платёж только после ввода пинкода, заявили представители банков.
  • В «Сбербанке» считают, что проблемы нет: клиентам нужно внимательно изучать информацию на экране банкомата перед вводом карты и обращать внимания на подозрительных лиц вокруг.
  • Добавлено 24.05.2019: В «Сбербанке» сообщили, что зафиксировали «всего несколько десятков» случаев такого мошенничества. Банк уже принял меры, чтобы исключить возможность хищения средств через терминалы таким образом.
0
104 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

«У нас кривой алгоритм работы банкоматов, но виноваты клиенты - им надо быть внимательнее и читать надписи на экране».
Это из жанра «где получали карту, туда и идите».

123

Напоминает условия договора 6-м размером шрифта. Типа читайте внимательно договор.

8

им надо быть внимательнее и читать надписи на экране».

На самом деле нужно, но сбер не прав

7

Сбербанк - банк для внимательных ))

63

У нас в стране очень многое для внимательных :-) Начиная от открытых люков и ям на дорогах, заканчивая отношениями с банками. Наверное, поэтому, мы привыкли держать ухо востро и очень скептически относимся ко всему, что приходит сверху.

34

Вчера отключил маме на 43 руб. в день допуслуг на мегафоне. О которых она ничего не знала и ни разу не пользовалась.

9

Примерно раз в год это делаю для своих родственников и дочи.

2

Идите на йоту, там этого нет)

4

Это ни у кого из виртуальных операторов нет, это не фишка yota. Зато у yota есть другая фишка, 100₽ за пакет интернета в 0мб, типа там безлимит по мессенджерам включён.

0

Здравствуйте! Новый пакет 0 ГБ будет удобен тем, кто мало пользуется интернетом, но нужно всегда быть на связи с коллегами\друзьями\семьей =) Поэтому теперь каждый может сам выбрать: взять небольшой объем трафика или получить доступ только к безлимитным текстовым сообщениям в мессенджерах.

7

Как можно выбрать вообще без трафика и без 100₽? Недавно хотел изменить размер пакета минут, симка используется только для звонков и обойти этот момент не получается ни через приложение, ни через ussd

1

Я бы тоже вводил минимальную аб.плату в месяц. Ато понабирают по 100 симкарт, а потом пользуются только для приема смс и не платят за обслуживание.

0

Тоже всех агитирую переходить на йоту(хотя мне за это не платят), но смотрят на меня почему-то как на дурочка и продолжают сидеть на мегафонах\мтсах.

2

Мне 1 рубль заплатили

0

у меня 5 родственников сидят на мтс, платим за это 0 рублей. можно в йоте найти более выгодный тариф?

сам я плачу 306 р за инет 100 мбит дома, 400 минут + бездимит 4G на смарте. если йота предоставит то же самое за 305 рублей - могу перейти

наконец от мегафона я получаю 5% кешбека и 8% годовых по карте. ау, йота...

0

Здравствуйте! Нашими актуальными условиями мы предоставляем возможность выбрать только те условия, что на самом деле необходимы и позволяем каждому выбрать тариф на основе именно его предпочтений, не переплачивая за безлимитный интернет и опции, которые пользователю не потребуются.

Например, кому-то необходим безлимит на ВК, мессенджер и 2Гб в пакете — это можно подключить у нас, не переплачивая за другие услуги, которые могут и не потребоваться.

На нашем сайте: https://yo.tt/WqZ5vd, вы можете подобрать интересные для вас условия :)

0

В Воронеже у йоты также нет нормального покрытия и 4g. Больше года на ней просидел так и не сделали, зато поддержка очень клиентоориентированная, аж жалко расставаться было

0

Здравствуйте! В марте в Воронеже мы запустили 4G, поэтому очень жаль, что вы уже расстались с нами =( Мы не игнорируем обращения в поддержку, но, к сожалению, не всегда подобные сложности можно решить в короткие сроки(

Мы продолжим работу и надеемся, что в будущем вы еще заметите улучшения в работе и захотите снова подключить нашу сим-карту =)

3

Только хотел глянуть карту, но Yota.ru почему-то не доступен

0

На текущий момент есть сложности с работой сайта yota.ru. Мы уже работаем над исправлением проблемы. Приносим извинения за неудобства =(

0

Или не жадных

2

Когда один мой товарищь потерял карту Сбера, в полиции ему сказали, чтобы принес выписку из сбера с операциями по карте. Чтобы полиция могли узнать, где воры рассчитывались его картой, запросить оттуда записи с камер или близлежащих камер.
Что сделал Сбер:
1. Заблокировал не только карту, но и возможность видеть в Личном кабинете историю платежей по карте. Т.е. в ЛК вы уже не посмотрите, где вашей катой рассчитывались (там хоть и не полная инфа, но что-то можно понять)
2. В Сбере девушка сказала, что такие справки они выдают в течение 2 недель. Аргумент, что карту украли и справка нужна для полиции - не впечатлил. То, что через 2 недели (или даже 1 неделю) в небольших магазинах видео с камер, скорее всего, будет перезаписано и воров будет уже не опознать - для Сбера не аргумент.

К девушке-оператору в окне, конечно нет претензий. Она работает по инструкциям. Но возникает вопрос, на чьей стороне Сбер? На стороне клиента и полиции, которые хотят найти мошенников или на стороне тех, кто карту украл?

HINT: решаться этот вопрос должен так: Как только карта блокируется клиентом, по причине "потери", "кражи" или еще чего-то, то в ЛК должна падать подробная инфа о всех транзакциях по карте. Клиент ее печатает и спокойно предоставляет полиции. Даже ненужно идти в Сбер.
Но это в Сбере никогда сделано не будет. Потому что Сбер на темной стороне силы :-)

49

Вот гавнище. Был лучшего мнения о греые и сбере.
Сбер спёр уже напрашивается на мем снова..

1

Как раз претензии в девушке-оператору. Выписку она не дала, т.к. нужно время клиринг между банками - пока банк-эмитент расчитается с банком-эквайрером. Поэтому нужно не выписку простить (на которой оператор должна расписаться, поставить печать - короче взять на себя ответственность за достоверность и полноту сведений), а просто распечатать список операций по карте с такой-то даты по настоящий момент. Хотя не факт, что оператор так может, но она могла бы предложить варианты. Надо было сразу к руководству идти.

1

там выписку даже в личном кабинеты нормальную не получишь...
там операции все разделены на разные меню, типа кард2кард в одно месте, онлайн в другом и т.д. и имен нет плательщиков... и в сбере никто не владеет такой инфой. выписку никак не сделать!

0

там хоть и не полная инфа, но что-то можно понять

Вот точный адрес заведения там можно понять очень редко

на чьей стороне Сбер? На стороне клиента и полиции, которые хотят найти мошенников или на стороне тех, кто карту украл?

Какая заинтересованность сбера в поиске заблокированной физической карты? Это просто доступ к счету, и он аннулирован. Не им проверять, действительно ли карту украли и прочие подробности.

Заблокировал не только карту, но и возможность видеть в Личном кабинете историю платежей по карте

видимо особый случай какой-то, так как всегда можно было, да и простая детализация делается никак не 2 недели

0

Проблему отмечают все - кроме того, кто ее мог бы решить - Сбербанка. Хм

14

а он сможет?

0

Достаточно изменить UI терминалов/банкоматов - чтобы не было таких долгих тайм-аутов и информация о готовящемся списании денег (и куда) была на экране. Чтобы следующий клиент мог отменить это безобразие.

2

Достаточно ввести подтверждение, перед переводом, после ввода пинкода. С реквизитами платежа в качестве информации для органов.

0

То есть имеются реквизиты мошенника, которому ушли деньги. Что же делать?

10

Мошенничество не докажите.
"Я хотел оплатить, но оказывается карту дома забыл и ушел. А какие там кнопки надо нажимать - я не знаю"

7

да даже проще: вы сами оплатили? Вас никто не заставлял? До свидания.

4

"Да, 10 раз подряд в разных банкоматах"

0

А откуда реквизиты мошенника?

0

А кому тогда ушли деньги?

5

Оплата на киви кошелек.

1

Неосновательное обогащение! Требовать возврат денег

0

Ну ок, даже если вернуть теоретически возможно.
Клиент банка за минуту теряет несколько тысяч рублей, потом тратит примерно столько же (как минимум в эквиваленте на человекочасы) на их возврат.

1

Хлопоты на ровном месте - факт. Банк даже реквизитов не раскроет - куда деньги ушли. Только по решению суда. Оч хлопотная схема, на то и расчёт! Не каждый будет бегать с возвратом

0

Пффф, у мужика перед вами закончились деньги на карте, а этот терминал не принимал наличные. Он вас попросил заплатить и сразу же с вами рассчитался, а вы сейчас хотите банк нагреть. Стража! Мушкетеры! Тьфу, как вас там? Гвардейцы!

0

При чем здесь банк? Возврат от получателя. Нужно будет побегать и посудится.

Банк тут не участвует - он только сделал неудобно, но требовать с него денег не за что.

0

ну да, ну да, неизвестный счет на левого типа на кавказе, езжайте ищите

0

Это азино777 разработал новый способ пополнения баланса. Кто попался на эту схему и потерял деньги, не отчаивайтесь. Зайдите в свой аккаунт азино777 и проверьте баланс, может быть ваша ставка выиграла!

9
Парадный каякер

и обращать внимания на подозрительных лиц вокруг.

Их послушать, так на каждом мошеннике написано, что он мошенник. А если ты этого сразу не понял - значит плохо обращал внимание.

9

программисты не нужны

3

за фичи такого рода отвечают не программисты. Программисты - это реализаторы хотелок, а такой порядок, что можно сначала заказать платеж, а потом ввести код - это идея кого-то из ведущих проект-менеджеров. Плюс косяк дизайнера, что не сделал явное предупреждение на экране. Плюс косяк системы в целом - им бы нанять какого-нибудь Ганнибала Лектора, чтобы сидел в клетке и говорил - "а вот это можно использовать в злых целях вот так, хе-хе-хе, оближите мои старческие соски"

11

проектировщики за такие факапы отвечают, и они обычно к управляющему составу не имеют никакого отношения. То, что такая фича прошла в релиз, означает лишь то, что проектировщик плохо справился со своей работой

2

Явная неудачная реализация user flow, надо бы срочно исправлять! А они даже не видят проблемы

1

Пользователи же сами вставляют карту и вводят пин-код, значит и проблема на их стороне.

2

Именно!

0

вроде тут недавно говорили что ТЗ бизнес-аналитики делают

менеджер же - это просто погонщик ослов

0

зависит от компании. Я помню компании, в которых была должность бизнес-аналитика. И помню, в которых эту должность исполнял коллективный разум "пиэм + ведущие программисты"

0

Дней без инцидента: 0

8

Зря описали процесс мошенничества 😏

0

Ага, проснулся, за завтраком полистал vc, иду тестить ))

13

😄, сейчас тоже попью и буду делать тест. Приятного )

3

Кто жулик - они в теме уже. А так может кого то из жертв спасёт!

1

И мне подскажите, пожалуйста, какую услугу так можно оплатить. ))

0

Надо бы попробовать )))

2

Конечно иди попробуй, нагни бабульку на ее пенсию, так поступают настоящие мушкетеры!

9

А почему сразу бабульку? Сколько снимал через банкоматы - ни разу не видел бабок в очереди. Ну и во-вторых, бабка бабке рознь. Есть такие, которые квартиры продают, а потом через суд обратно забирают, потому что рассказывают, что у них был инсульт и мозги отключились во время сделки. Таких если обмануть - это тоже плохо?

1

Да и такое мне встречалось, приходилось судиться по 4 года, но тем не менее, нахуя опускаться до уровня мошенников? Разве причинение вреда другим стоят полученных денег? Уверен, что нет.

0

Да нет, я к тому, что разницы нет кого обмануть) Часто сталкиваюсь с тем, что выгораживают бабок, мол: "неужели ты посмеешь обокрасть бедную бабульку?", как будто кого-то другого можно)

2

Да ваще как-то без разницы кого нагибать, в итоге деньги не пахнут.
Inb4 смотри как бы тебя не нагнули

0

Мыши плакали, кололись, но продолжали тащить бабло в Сбер...

4

Второй сообщил, что стоящая перед ним клиентка банка что-то долго вводила в терминале, а когда она отошла, он увидел надпись «вставьте карту, введите пинкод». В итоге он лишился 15 тысяч рублей.

Вот несколько раз перечитал это сообщение и не могу понять, человек что никогда банкомат до этого не видел? Вставьте карту, ввидите пинкод... Окай. Ни в каком банкомате работа не начинается с такой фразы.

1

Все банкоматы, которые я знаю - просят в начале сеанса вставить карту и ввести пин-код.

6

Вы путаете то что вы обычно делаете, с тем что на экране банкомата. Там всегда отображается лого или какие-то промо картинки, но там НИКОГДА (в тех что видел, сбер, альфа, газпром, бин, открытие из того что точно помню) не отображается надпись "ВСТАВЬТЕ КАРТУ И ВВЕДИТЕ ПИН". Если вы где-то видели такой дефолтный экран, было бы интнресно посмотреть.

0

Там отображается - сначала - вставьте карту. Потом просят пинкод. Клиент вполне может запутаться, если явно и понятно не написано - что какая то операция в процессе!

2

Я бы тоже ничего подозрительного не увидел ибо даже не предполагал, что в сбере такое возможно

2

Поправьте если я не прав.

0

во первых, обычно на такие разводы попадается всего нескольк порцентов населения, тех самых невнимательных

во вторых, вполне можно преположить что поредыдущий человек уже нажал кнопку которая из начального экрана переходит на второй. в этом же ничего страшного нет, ну сэкономил вам пару секунд

0

Это все хрень из-за безконтактных карт. Сбер в банкомате просит по 10 раз приложить карту и ввести пин, даже после того если посмотрел баланс по карте на экране и нажал Далее. В итоге всех приучили, что надо как дурак всё время прикладывать карту и вводить пин. А тут оказывается можно зайти под своим акком (картой) а для оплаты приложить другую. Это как на заправке, заплатить за 5 литров, а заправочный пистолет забрать у того, кто до полного льет.

2

Так вообще не под каким "акком" заходить не надо, даже быть клиентом Сбера не надо.
Просто выбираешь платеж, хоть за ЖКХ хоть на какой нибудь левый кошелек, а платит за тебя уже тот кто в ближайшие полторы минуты вставит карту и введёт пин

0

А то что банкомат в супер качестве пишет видео, да и карта того кто обманывает известна... Не помогает в борьбе с жульем?

2

помогало бы, если бы банку не похуй было

4

Сбер в своем репертуаре

3

Банк - хлам и политика у них ненормальная.

3

Блокчейн, диджитал эджайл в действии

3

Сбер не был бы сбером, если бы не происходила постоянно вот такая хуйня
а греф с умным видом в костюме инвалида скажет, мол, ничего не знаю

3

Проблема бы решилась простой надписью «Для перевода N рублей вставьте карту и введите пин». Впрочем, ввод карты в самом начале эффективнее.

3

Именно. Нужно крупно написать что сейчас делается. И дать возможность отмены. Явную.

А карта вначале не сделана, так как перевод можно сделать используя несколько способов платежа, например, засунуть нал в банкомат.

0

Думаю, можно спрашивать карту сразу после выбора "перевод по карте" или как он там называется, а не после того, как пользователь указал сумму.

0

Возможно - так, да. В общем - есть решения этой проблемы! Убедил бы кто Сбербанк что проблема есть

0

Признают проблему - нужно будет ответить перед пострадавшими. В лучшем случае они в тихую обновят ПО банкоматов.

0

Надо взять за правило - всегда нажимать СБРОС перед началом операций с картой. А вообще интересный хак. Неужели после ввода пин-кода деньги сразу уходят и не требуется подтверждение? Тогда это просчёт в организации процесса, надо срочно закрывать эту лазейку. Сбер неправ однозначно, что не видит в этом проблемы.

2

Вся эта тема началась с вводом бесконтактных устройств на банкоматах. Прикладываешь карту - - пин код вводишь - одно действие совершаешь - прикладываешь карту- и.т.д. То есть на каком-то этапе ты не завешаешь операцию, подходит другой человек, который автоматом (он так привык, а интерфейс Сбера никоим образом не предупреждает, что предыдущая операция завершена, плюс куча отвлекающих факторов в ТЦ, например) контачит свою карту на этом этапе - и опа!

Вопрос к банку, почему на вход операции карту прикладывали одну, а пин для подтверждения банкомат спокойно принял от другой карты? Здесь уже не только косяк UI, UX, но и программистов в части безопасности.

2

Я так понимаю - для начала такой операции не нужно прикладывать карту. Как раз из-за возможности сделать перевод путём внесения нала в этот же банкомат, например. Но фейл, да, в дизайне.

1

похоже там ошибка в том, что когда карта в банкомате, он каждый раз обращается к ней и перезаписывает баланс. А когда операция проходит по бесконтактному типу, постоянного контакта с картой нет и поэтому такая фигня получается, что начать операцию можно с одной картой, а закончить ее с помощью совершенно другой. И это не будет считаться разными операциями с разными картами, а пройдет, как одна. Все-таки косяк в безопасности)))

0

Сброс (Cancel) однозначно. Только что ходил проверял.

0

Это не уязвимость, а фитча

2

возможность дополнительного заработка

1

Это типичный плохой дизайн

0

Вот тебе и UX

2

Когда у меня была помойка в Telegram - в разных каналах была целая энциклопедия узких мест в работе Сбербанка. Дырявый дефолтный банк.

2

вроде в Сбере до сих пор нельзя сделать экспорт выписки операций по карте. Это точно банк, или все таки колхоз?

1

это хуже колхоза

1

«Клиентам надо быть внимательнее при выборе банка»

1

Не всегда ты можешь НЕ выбирать Сбербанк (

0

А ведь всего лишь стоило добавить уточняющее диалоговое «Вы уверены что хотите совершить перевод клиенту Пупкин В. в размере 50,000 рублей?» после того как вставишь карточку и введешь пинкод
Но мы однозначно поняли что QA у сбера нет

1

Красиво, я считаю.

0

если банк не будет отвечать за такие переводы, а просто сможет сказать клиентам что они сами виноваты, то ему не будет смысла париться и добавлять на банкомат новые опции, им проще сказать клиентам, что надо быть повнимательнее, чем их защитить

0

Да блин в статье через слово то терминал, то банкомат. Автор разницы не знает? Мне лично не приходилось видеть ,подойдя к банкомату и НЕ вставив в него карту, указание Вставьте карту - введите ПИН код. Пока карту не вставишь в БАНКОМАТ, никаких указаний не увидишь. ред.

0
Читать все 104 комментария
Почему аренда самоката стоит как каршеринг и зачем отказываться от франшиз: интервью с главой Whoosh Дмитрием Чуйко Статьи редакции

До продажи бизнеса есть ещё «как минимум» два года, а пока Whoosh подумывает о запуске в Европе и учится сам собирать электросамокаты.

Сооснователь и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко
Использование YOLOv5 для задачи детекции

Ликбез по нейронным сетям

Аборты и эвтаназия — убийство, а геноцид с целью сделать всех счастливыми — правильно

Какие еще моральные суждения выносит искусственный интеллект?

Модемы, роутеры и интернет-центры Yota можно приобрести на Avito, OZON и «СберМегамаркет»
Как канадские любители снегоходов и квадроциклов открыли для себя Россию

«Важно найти свою нишу и быть готовым к тому, что ничего не получится».

VELES BLOG Рассказываем как себя вести, чтобы заработать с Veles
Как я стал резидентом ОЭЗ «Технополис Москва» — опыт компании «ХайТэк»

Опытом работы на территории особой экономической зоны столицы делится генеральный директор НТЦ «ХайТэк» Алексей Алясев.

Пресс-служба ОЭЗ «Технополис Москва».
«Она похожа на соль — улучшит любое блюдо, если не переборщить»: как инженер-пианист создал гитарную педаль Big Muff Статьи редакции

Майк Мэтьюс бросил работу в IBM, чтобы дарить гитарам звучание, как у Хендрикса и The Rolling Stones, и придумал «золотой стандарт» педалей с искажением: её в своих записях использовали Pink Floyd, The White Stripes и Depeche Mode.

Майк Мэтьюс Vintage Guitar
null