{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как венчурные инвесторы определяют оценку проектов

Если вы планируете привлекать венчурные инвестиции, скорее всего вы столкнетесь и с определением оценки вашей компании. Напомню, что оценка компании — это стоимость компании как имущественного комплекса, способного приносить прибыль акционерам или владельцам.

Про разницу между pre-money и post-money я уже писал раньше, теперь пришло время рассмотреть, как инвесторы определяют приемлемую для них оценку стартапа.

Но сначала давайте введем два базовых правила.

Во-первых, оценка стартапа отличается от оценки обычного бизнеса. Причиной этому является фундаментальное различие: традиционные бизнесы оцениваются по возможности принести прибыль за счет операционной деятельности, а стартапы — по возможности принести прибыль инвестору при экзите (выходе из инвестиции).

Во-вторых, на ранних стадиях оценка стартапа — не более чем условность и предмет договоренности между основателями и инвесторами. Виной всему — огромная неопределенность. Никто не знает заранее, будет ли проект успешен, и если будет, то насколько. Постепенно при продвижении по фандрейзинговой лестнице (pre-seed, seed, Series A и т.д.) стартап обрастает большей конкретикой для оценки (а именно клиентами, партнерствами, продуктовыми и, что самое важное, финансовыми метриками).

Основной способ оценки стартапа — это венчурный метод. Давайте разберемся, как он работает.

1. Инвестор начинает с определения стадии развития компании (seed, series A, B и т.д.). Для этого он смотрит на степень готовности продукта, количество клиентов, команду и выручку. Определение стадии устанавливает рамки и дает базу для дальнейшей оценки компании. К примеру, медианная pre-money оценка проектов на посевной стадии в США — около $7.5m и оценка таких проектов достаточно редко переваливает за $15m, а медианная pre-money американских проектов early-stage VC (Series A, B) — около $27m, и в каждом отдельном случае редко бывает меньше $10m. Хотя везде бывают исключения.

2. Затем анализируется финансовая модель компании — в частности, прогноз по входящим и исходящим денежным потокам. Анализ производится в разрезе базовой адекватности расчетов и прогнозов, их амбициозности и веры инвестора в то, что команда может их достичь.

3. Следующим шагом инвестор прикидывает, сколько времени может пройти с момента его инвестиции до момента получения ликвидности (поглощения компании или вывода акций на публичный рынок). Делается это на основе его личного опыта, а также анализа динамики развития и продажи похожих проектов.

​Команда Rocket DAO подготовила тест, помогающий определить стоимость стартапа: https://rocketdao.io/startup_test

4. Далее инвестор анализирует мультипликаторы, по которым оцениваются компании из схожих секторов при схожих метриках, а также при выходе. Наиболее часто таким мультипликатором в случае стартапов становится соотношение оценки компании к ее годовой выручке. Если существуют публичные аналоги, это сделать проще — можно посмотреть, по каким мультипликаторам оценивает компанию рынок. Если публичных аналогов нет — проводится анализ схожих венчурных и M&A сделок.

5. И наконец инвестор пытается сложить в голове всю информацию воедино — к каким показателям компания хочет прийти до выхода, насколько он в них верит, по какой оценке получится продать такую компанию и какую доходность обеспечит ему такой выход при разных вариантах текущей оценки. Напомню, что минимально приемлемая доходность для инвесторов ранних стадий — это 10х (но лучше, конечно, больше). Также инвестор учитывает дополнительные факторы, такие как:

  • структуру выручки. Если существенная часть клиентов компании не из развитого региона (США, Канады, ЕС), то инвестор также включает страновой дисконт (каждый американский клиент, например, стоит примерно как 1,5–2 российских);
  • используемые в продукте технологии;
  • устойчивость бизнес-модели;
  • размер и качество команды;
  • наличие стратегических партнерств и другие.

6. После проведения этого шаманского ритуала инвестор определяет для себя приемлемый диапазон оценки компании и делает первое предложение. Все, что происходит дальше, — это магия переговоров. И для успешного исхода основателям очень полезно понимать, что именно и как влияет на мнение инвестора.

Надеюсь, что статья пролила свет на этот процесс. Удачи!

Автор: Yury Shlaganov, Flint Capital associate, автор Telegram канала Born Global.

​Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO. Здесь вы можете изучить проект.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда