{"id":6582,"title":"\u0426\u0418\u0410\u041d \u0441\u043a\u0443\u043f\u0430\u0435\u0442 \u0432\u0438\u0440\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043d\u043e\u043c\u0435\u0440\u0430 \u0442\u0435\u043b\u0435\u0444\u043e\u043d\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=6582&url=https:\/\/vc.ru\/cian\/294481-vam-zvonok-iz-cian-zachem-kompaniya-skupaet-nomera-telefonov-i-kak-call-tracking-pomogaet-klientam-servisa&placeBit=1&hash=047f0d61d5fb15424d0edfa83b3119ee0f5cee3045775490b3df524eaf8e59cf","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Startup Jedi

Как венчурные инвесторы определяют оценку проектов

Если вы планируете привлекать венчурные инвестиции, скорее всего вы столкнетесь и с определением оценки вашей компании. Напомню, что оценка компании — это стоимость компании как имущественного комплекса, способного приносить прибыль акционерам или владельцам.

Про разницу между pre-money и post-money я уже писал раньше, теперь пришло время рассмотреть, как инвесторы определяют приемлемую для них оценку стартапа.

Но сначала давайте введем два базовых правила.

Во-первых, оценка стартапа отличается от оценки обычного бизнеса. Причиной этому является фундаментальное различие: традиционные бизнесы оцениваются по возможности принести прибыль за счет операционной деятельности, а стартапы — по возможности принести прибыль инвестору при экзите (выходе из инвестиции).

Во-вторых, на ранних стадиях оценка стартапа — не более чем условность и предмет договоренности между основателями и инвесторами. Виной всему — огромная неопределенность. Никто не знает заранее, будет ли проект успешен, и если будет, то насколько. Постепенно при продвижении по фандрейзинговой лестнице (pre-seed, seed, Series A и т.д.) стартап обрастает большей конкретикой для оценки (а именно клиентами, партнерствами, продуктовыми и, что самое важное, финансовыми метриками).

Основной способ оценки стартапа — это венчурный метод. Давайте разберемся, как он работает.

1. Инвестор начинает с определения стадии развития компании (seed, series A, B и т.д.). Для этого он смотрит на степень готовности продукта, количество клиентов, команду и выручку. Определение стадии устанавливает рамки и дает базу для дальнейшей оценки компании. К примеру, медианная pre-money оценка проектов на посевной стадии в США — около $7.5m и оценка таких проектов достаточно редко переваливает за $15m, а медианная pre-money американских проектов early-stage VC (Series A, B) — около $27m, и в каждом отдельном случае редко бывает меньше $10m. Хотя везде бывают исключения.

2. Затем анализируется финансовая модель компании — в частности, прогноз по входящим и исходящим денежным потокам. Анализ производится в разрезе базовой адекватности расчетов и прогнозов, их амбициозности и веры инвестора в то, что команда может их достичь.

3. Следующим шагом инвестор прикидывает, сколько времени может пройти с момента его инвестиции до момента получения ликвидности (поглощения компании или вывода акций на публичный рынок). Делается это на основе его личного опыта, а также анализа динамики развития и продажи похожих проектов.

​Команда Rocket DAO подготовила тест, помогающий определить стоимость стартапа: https://rocketdao.io/startup_test

4. Далее инвестор анализирует мультипликаторы, по которым оцениваются компании из схожих секторов при схожих метриках, а также при выходе. Наиболее часто таким мультипликатором в случае стартапов становится соотношение оценки компании к ее годовой выручке. Если существуют публичные аналоги, это сделать проще — можно посмотреть, по каким мультипликаторам оценивает компанию рынок. Если публичных аналогов нет — проводится анализ схожих венчурных и M&A сделок.

5. И наконец инвестор пытается сложить в голове всю информацию воедино — к каким показателям компания хочет прийти до выхода, насколько он в них верит, по какой оценке получится продать такую компанию и какую доходность обеспечит ему такой выход при разных вариантах текущей оценки. Напомню, что минимально приемлемая доходность для инвесторов ранних стадий — это 10х (но лучше, конечно, больше). Также инвестор учитывает дополнительные факторы, такие как:

  • структуру выручки. Если существенная часть клиентов компании не из развитого региона (США, Канады, ЕС), то инвестор также включает страновой дисконт (каждый американский клиент, например, стоит примерно как 1,5–2 российских);
  • используемые в продукте технологии;
  • устойчивость бизнес-модели;
  • размер и качество команды;
  • наличие стратегических партнерств и другие.

6. После проведения этого шаманского ритуала инвестор определяет для себя приемлемый диапазон оценки компании и делает первое предложение. Все, что происходит дальше, — это магия переговоров. И для успешного исхода основателям очень полезно понимать, что именно и как влияет на мнение инвестора.

Надеюсь, что статья пролила свет на этот процесс. Удачи!

Автор: Yury Shlaganov, Flint Capital associate, автор Telegram канала Born Global.

​Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO. Здесь вы можете изучить проект.
{ "author_name": "Startup Jedi", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0430_\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u044b","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u0434\u043b\u044f_\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0444\u043e\u043d\u0434\u044b","\u0432\u0435\u043d\u0447\u0443\u0440\u043d\u044b\u0435_\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","investment"], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 97019, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 12 Dec 2019 13:40:06 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
#20вопросов Сергею Костюку, советнику заместителя председателя правления Московского кредитного банка

В середине сентября МКБ и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, запустили корпоративный акселератор "МКБ Реактор". Для МКБ это первый полноценный проект, включающий сразу несколько важных этапов, по итогам которого будут определены проекты для дальнейшего долгосрочного сотрудничества.
Финтех сегодня востребован как никогда –…

Вкратце: ноутбук с экраном на шарнире, смартфон Duo 2 с двумя экранами и другие анонсы Microsoft Fall 2021 Статьи редакции

22 сентября Microsoft провела презентацию, на которой представила новые планшеты, ноутбук, смартфон и аксессуары линейки Surface.

Пять брендов, которые выпускают одежду, аксессуары и декор из мусора

Вещи, вышедшие из употребления, могут снова стать полезными — после переработки. Мы составили подборку брендов — от маленьких локальных до более крупных и известных за рубежом — которые производят товары из того, что другие просто выбрасывают.

Еду к деду
Белорусский сервис PandaDoc для управления электронными документами стал «единорогом» — оценка превысила $1 млрд Статьи редакции

За год оценка компании выросла почти в четыре раза.

Microsoft представила свой второй складной смартфон с двойным экраном — Surface Duo 2 Статьи редакции

Компания проделала работу над ошибками и оснастила его тремя камерами, обновлённым процессором и новым шарниром.

Обманутые дольщики и долг в $300 млрд: проблемы китайского застройщика Evergrande сравнивают с началом кризиса 2008 года Статьи редакции

23 сентября компания должна выплатить проценты по облигациям или объявить по ним дефолт — эксперт называет это более важным событием, чем заседание ФРС.

Здания Evergrande в китайской провинции Цзянсу NYT
Microsoft представила Surface Laptop Studio — гибрид планшета и ноутбука с клавиатурой на шарнире Статьи редакции

Устройство можно использовать как ноутбук или планшет или надвинуть экран на клавиатуру.

Режим «сцены»
Как использовать облачные технологии для роста бизнеса в 2022 году: расскажем на Yandex Scale

А ещё представим новые продукты.

Как облегчить планирование в редакции: опыт «Лайфхакера»
null