Стратегия бизнеса: 5 ключевых показателей успеха компании
Генеральный директор рухнул в кресло и тупо уставился в окно. Он чувствовал себя уставшим, растерянным и подавленным. Его стол был покрыт отчетами и распечатками, а мозг загроможден цифрами.
«Я не понимаю», — думал он. — «Нужно оценить результаты работы компании, а я чувствую себя умирающим от жажды человеком, который стоит перед морем соленой воды. У меня есть все показатели, но я все равно не могу быстро оценить состояние бизнеса».
Предприниматели часто сталкиваются с подобной информационной перегрузкой. Мы знаем, как важно периодически измерять результаты работы компании, но не в состоянии агрегировать многочисленные данные в такой документ, который действительно дает организационное видение и послужит основой для принятия стратегических решений.
Проблема в том, чтобы определить, какие именно «ключевые показатели успеха» нужно включать в этот документ.
5 ключевых показателей успеха
Избегайте частных показателей и сосредоточьтесь на метриках высокого уровня, которые позволяют оценить прогресс компании, с точки зрения ее доходности, реализации миссии и основных ценностей. Искомые метрики также должны быть нацелены на объективное (количественное) определение объема выпущенной продукции, ее качества, стоимости, а также производительности труда в процессе ее изготовления.
Есть четыре ключевых показателей достижений компании и один вспомогательный:
1. Финансовая жизнеспособность (Пример: доходность),
2. Степень удовлетворенности клиентов (Пример: результаты опросов удовлетворенности клиентов),
3. Степень удовлетворенности сотрудников (Пример: результаты опросов удовлетворенности сотрудников),
4. Достижения в сфере социальной ответственности бизнеса (Пример: количество деревьев, сохраненных при разработке безбумажных технологий),
5. Вспомогательный критерий — ключевые операционные результаты (Пример: процент занятых гостиничных номеров).
Почему эти метрики важны?
Финансовая жизнеспособность важна для выживания и роста организации. Однако многие компании склонны переоценивать значимость этого показателя, полагаясь на бюджеты и прогнозы продаж. Такой подход, как правило, приводит к тому, что компанией фактически руководят ее финансовые отделы или отделы продаж, для которых ключевыми показателями являются выручка, объем продаж или объем отгруженного товара. Фактическая прибыль, доля расходов в валовой прибыли, динамика роста прибыли и роста расходов — вот по-настоящему важные показатели экономической эффективности бизнес.
Удовлетворенность клиентов важна, потому что без довольных клиентов компания потерпит неудачу, потратит большие деньги на маркетинг, постоянно привлекая новых клиентов, не следя за LTV-показателем клиента.
Удовлетворенность сотрудников важна, потому что в долгосрочной перспективе невозможно, чтобы недовольные сотрудники делали довольными своих клиентов.
Вклад в социум (например, забота об окружающей среде, этика, безопасность, социальная ответственность) важен, потому что каждая организация должна иметь миссию и нуждаться в чем-то большем, чем прибыль. В противном случае будет трудно привлечь и удержать лучших специалистов. Организация, в которой жадность является основной ценностью, в итоге пожирает себя.
Ключевые операционные результаты хотя и рассматриваются как вспомогательный критерий, но несколько из них (1-3) могут быть хорошими индикаторами и ценным дополнением к четырем ключевым показателям.
Как достичь ключевых показателей успеха
Шаг 1. Сначала изучите миссию и основные ценности вашей компании, чтобы определить, какие результаты надо считать важными и каким показателям надо придать ключевое значение.
Шаг 2. Затем ограничьте ваши ключевые показатели успеха до 10 или менее, чтобы сфокусироваться на главном, а не на деталях.
Шаг 3. Наконец, установите конечную цель компании при заданном горизонте стратегического планирования (обычно 3-5 лет) и создайте систему промежуточных целей. Например, если вы начинающий бизнесмен и хотите иметь прибыль 1,2 млн к концу третьего года жизни компании, вы можете установить промежуточные цели в 400 тыс. в конце первого финансового года, 800 тыс. в конце второго года и 1,2 млн к концу третьего года.
Помните, что измеряется, то и реализуется. Поэтому важно измерять те критерии, которые свидетельствуют об устойчивом организационном успехе, а не абсолютизировать частные финансовых результата.
Итак, для адекватной оценки результатов деятельности компании нужно:
- Разработать ключевые показатели успеха, которые свидетельствовали бы об эффективности работы организации (удобная измеримость этих показателей, конечно, важна, но не должна подчинять себе их выбор)
- В перечень показателей должны входить как минимум следующие четыре – финансовая жизнеспособность, удовлетворенность клиентов, удовлетворенность сотрудников, вклад компании в развитие социума; в качестве полезного дополнения включите в набор показатель операционных результатов.
- Чтобы достичь фокусировки и простоты, ограничьте число ключевых показателей успеха компании числом 10.
- Прежде чем разрабатывать ключевые показатели, сформулируйте свое видение вашего бизнеса, а также его миссию, ценности и перечень тех результатов, которые, с вашей точки зрения, будут свидетельствовать об устойчивой и эффективной работе вашей компании.
Первый центр бизнес-психологии Alter Ego специально для VC