«Инвестиционный климат напоминает ситуацию накануне ипотечного кризиса 2007 года» Статьи редакции

Мнения американских аналитиков о состоянии деловой активности в ИТ-индустрии

Автор издании Bloomberg Businessweek Макс Чафкин узнал мнения американских инвесторов о состоянии деловой активности в ИТ-индустрии. Оказалось, что за первый квартал 2016 года они привлекли рекордные объемы средств — $12 миллиардов, и многие компании оказались переоценены, поэтому некоторые партнеры фондов опасаются повторения «краха доткомов». Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

В 2012 году в Кремниевой долине все было совсем иначе, пишет автор Bloomberg Businessweek Макс Чафкин: «Продажи iPhone били рекорды, руководители компаний могли говорить грандиозные вещи, не опасаясь насмешек СМИ, и в Пало-Альто еще можно было купить дом менее чем за $2 миллиона».

«Чтобы получить деньги, любой талантливый предприниматель мог прийти в офис венчурных инвесторов и сказать, что он занимается мобильным решением для платежей, фотографий или блогов. Сейчас такая презентация не пройдет», — утверждает Рёлоф Бота, партнер фонда Sequoia Capital.

Благодаря ранним вкладам в Instagram, Tumblr и Square, он стал одним из самых успешных инвесторов Кремниевой долины. Однако все его вложения были связаны с компаниями, которые стали популярны за счет массового распространения смартфонов, пишет Чафкин: «Сейчас темпы роста продаж смартфонов в США стремятся к нулю и сокращаются по всему миру. И хотя постоянно появляются новые кандидаты, которые обещают сместить iPhone и стать следующей революционной мобильной платформой (носимые устройства, виртуальная реальность), ни одному из них это пока не удается».

Это означает, что в краткосрочной перспективе у предпринимателей будет меньше возможностей

«По меркам истории индекс американских стартапов Bloomberg Barometer, который учитывает объем привлеченного капитала и первоначальных инвестиций, а также количество закрытых сделок, успешные поглощения или IPO, остается высоким, однако с ноября 2015 года он просел на 21%», — пишет Чафкин.

По мнению автора, это связано в том числе с тем, что многие компании оказались переоценены: «Ранее в этом году сеть магазинов Bed Bath & Beyond приобрела за $12 миллионов своего онлайн-конкурента One Kings Lane, который стоил практически $1 миллиард. Стоимость производителя фитнес-браслетов Jawbone, которую называли конкурентом Apple, упала на 50%».

Начиная с 2015 года агентство CB Insights зафиксировало 80 случаев, когда ради привлечения дополнительных инвестиций компании соглашались на понижение оценки, утверждает Бота: «Подобный туман уже сгущался над Кремниевой долиной в 2001 году, когда лопнул ИТ-пузырь. И сейчас я вижу то же самое. Для роста стартапов нет оснований».

Кроме того, в Долине сейчас существует проблема с инвесторами: у них скопилось слишком много средств, пишет Чафкин: «Поскольку мировые процентные ставки остаются на низком уровне, Кремниевая долина считается безопасным местом для вкладчиков, которые заинтересованы в сохранении, а не приумножении средств — особенно это касается богатых россиян и жителей Ближнего Востока. Эти деньги стекаются в новые фонды, созданные по образу и подобию Andreessen Horowitz и Kleiner Perkins Caufield & Byers».

Несколько лет назад, продолжает Чафкин, фонд в $500 миллионов считался крупным. Сегодня крупным считается фонд объемом $1 миллиард: «За первый квартал 2016 года инвесторы привлекли $12 миллиардов, что является абсолютным рекордом за последние 10 лет».

В мире еще никогда не было такого теплого инвестиционного климата. Страшно представить, сколько денег скопилось в Кремниевой долине.

— Билл Гарли, партнер фонда Benchmark

По словам автора, избыток капитала помог встать на ноги самым крупным стартапам, таким как Uber, Airbnb и Snapchat, которые привлекали «практически неограниченные суммы»: «Поэтому Uber стоит более $69 миллиардов, то есть больше, чем производители автомобилей General Motors и Fiat Chrysler вместе взятые. Airbnb стоит $30 миллиардов, больше чем любая сеть отелей на планете. Snapchat готовится выйти на IPO и привлечь $25 миллиардов — в 25 раз больше, чем Facebook заплатил за Instagram в 2012 году».

И теперь молодым стартапам в любой отрасли сложнее развиваться, потому что из-за щедрых трат «единорогов» (компаний, стоимостью более $1 миллиард — прим. ред.) выросли цены на аренду помещений, зарплаты специалистов и другие ресурсы, продолжает Чафкин: «Когда сталкиваются две богатые компании, они устраивают войну цен, чтобы получить долю на рынке. За первую половину 2016 года в результате противостояния с Lyft и Didi Chuxing Uber потерял более $1 миллиарда».

Компании, которые находятся в середине рынка, тоже привлекают крупные суммы, пишет Чафкин: «Недавно стартап по доставке еды из магазинов Instacart продал акции на $36 миллионов сети магазинов органической продукции Whole Foods. За два года оценка Instacart не изменилась, и составила $2 миллиарда. В это же время, стартап по доставке еды Door Dash смог привлечь $127 миллионов от инвесторов, несмотря на то, что его оценка снизилась. Даже такие сомнительные компании, как Theranos, могут очень долго держаться на плаву».

В США очень много хороших компаний — не отличных, но хороших. Проблемы начинаются тогда, когда она привлекают деньги в том же объеме, что и отличные компании.

— Чамат Палихапития, основатель фонда Social Capital

Средние компании все равно рано или поздно закроются, но благодаря венчурным инвестициям они могут отсрочить свой конец на месяцы или даже на годы, утверждает Билл Гарли: «Сейчас мы видим, как происходит медленная коррекция рынка. Раз в квартал очередной «единорог» объявляет себя банкротом».

Последним примером стала сеть лайфстайл-блогов Mode Media, которая в сентябре объявила о закрытии. По оценкам Гарли, месячная аудитория ресурса составляла более 90 миллионов человек: «Цепочка медленных банкротств может стать прелюдией к чему-то более страшному, — утверждает самый известный инвестор из Кремниевой долины, играющий на понижение. — Инвестиционный климат ИТ-индустрии напоминает ситуацию накануне ипотечного кризиса в США в 2007 году».

Экономический шок или повышение процентных ставок приведет к тому, что основные вкладчики венчурных фондов — пенсионные, паевые и университетские фонды целевого капитала — сразу же заберут свои деньги. Это срежет оценку некоторых компаний.

— Билл Гарли

Тем не менее, большинство инвесторов предсказывают несколько лет стагнации и перенаправляют финансовые потоки из сегмента потребительского ПО в сегмент b2b, где они видят больше возможностей сохранить и приумножить капитал, рассказывает управляющий партнер фонда Aspect Ventures: «Сейчас развиваются новые технологии в области безопасности, автоматизации и здравоохранения».

«Разумеется, мечта большинства инвесторов — это вовремя заметить следующий Facebook накануне экономического бума», — рассуждает Чафкин. «Многие сейчас задумываются о том, чтобы вложить деньги в продукты, связанные с виртуальной реальностью, машинным обучением, самоуправляемые транспортные средства, — продолжает Бота. — «Рост рынка немного замедлился, но это временное явление».

0
2 комментария
Анатолий Б.

Полностью согласен. Жду не дождусь. А то здесь на какой-то ветке мне один сказочник пытался объяснить, что реал-сектор отстой, а фриленс, ИТ и удалёнка рулят.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Average User

Ееееее дотком 2.0

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда