{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Руки прочь от домена: как уберечь доменное имя от киберсквоттеров?

Сегодня создание сайта стало чем-то обыденным. Каждый день регистрируются десятки новых интернет-ресурсов (это онлайн-магазины, информационные порталы, сайты разных компаний и пр.), но далеко не все задумываются о ценности доменного имени и важности его защиты.

Что такое доменное имя?

Домен – это название адреса, которое нужно ввести, чтобы попасть на определенный сайт. Он заменяет полный IP-адрес сервера, состоящий из множества цифр, на определенное название. Это может быть какое-то слово, название компании или аббревиатура.

Доменное имя принято разделять на несколько уровней справа налево:

· Первый уровень – доменная зона. Это приставки в конце, такие как: .ru, .ua, .by и другие. Домены первого уровня распределены по одному на каждую страну. Существуют и международные зоны: .com, .net, .org и другие.

· Второй уровень – основное наименование. Регистрируется отдельными организациями в каждой стране.

· Третий уровень – субдомен. Используется для присвоения уникальности каждому разделу сайта. С этого уровня начинается доменное имя, например, www.

По сути, домен является не только адресной строкой, но и идентификатором сайта. От него зависит популярность ресурса и, следовательно, прибыль.

В наше время перспективное доменное имя необходимо защищать от злоумышленников. Но чтобы это делать эффективно – нужно понять, от чего защищаться.

С чего все началось?

Как только интернет стал доступен, люди сразу принялись регистрировать домены. Но чтобы на этом заработать, нужно было регистрировать потенциально перспективные имена. Это были домены, основанные на:

· общепринятых терминах, например: business, money, sport и других;

· брендах или именах звезд;

наименованиях, совпадающих с географическими объектами.

Доменные имена, основанные на общепринятых терминах и понятиях, не нарушали чьих-либо прав, а на продаже можно было заработать кругленькую сумму. Например, домен Cinema.com был выкуплен за 700 тыс., а Business.com за 7,5 млн. долларов.

Продажа доменов не вызывала проблем – это был честный бизнес, пока отдельные личности не начали регистрировать доменные имена, основанные на брендах или торговых марках.

Использование таких доменов могло принести выгоду нечестным путем за счет популярности бренда или имени, но отобрать их было невозможно даже в судебном порядке – не было законодательной базы. Никто не мог понять, как соотносить торговый знак и доменное имя. Единственный вариант заключался в выкупе домена.

Так возник киберсквоттинг (англ. Cybersquatting) – специфическая деятельность, которая заключается в захвате или нечестном приобретении популярных доменов с целью перепродажи.

Всемирная организация интеллектуальной собственности не могла ничего сделать вплоть до 1 декабря 1999 года, когда была принята процедура UPDR – единая политика рассмотрения споров о доменных именах.

Так, доменные споры стали быстро решаться в пользу владельцев торговых знаков или брендов. Например, Porsche отсудили сразу шесть доменов, в том числе PorscheWallpaper.com, а Volkswagen отстояли свое право на vw.net.

Первым человеком, отсудившим домен на основе своего имени, стала Джулия Робертс. Для этого ей пришлось зарегистрировать свое имя как торговую марку. После нее споры выигрывали Мадонна, Селин Дион, Николь Кидман, Морган Фриман и многие другие.

В 2002 году было принято беспрецедентное решение в пользу певицы Патриции Каас, отсудившей доменное имя PatriciaKaas.com. Суд посчитал имя певицы настолько известным, что его приравняли к торговой марке. Певица стала первой, кому не пришлось регистрировать свое имя в качестве ТМ.

Проблемы решения споров

Не всегда суды принимали решения в пользу истца. К примеру, Кэтрин Кеннеди Таунсенд во время своей предвыборной кампании на пост губернатора обнаружила, что в сети существуют несколько доменов с ее именем. Но ее иск был отклонен. Суд мотивировал это тем, что политическая деятельность не может быть связана с коммерческой, вследствие чего Кэтрин не может понести коммерческие убытки.

В случае с известным певцом Стингом суд обосновал свой отказ тем, что слово sting (в переводе с английского «жало»), является общеупотребимым, поэтому певцу пришлось выкупить доменное имя.

Одно из нашумевших судебных разбирательств касалось домена Nissan.com. В свое время японский автомобильный концерн не решился зарегистрировать доменное имя, как, например, Ford, зарегистрировавший Ford.com еще в 1988 году. В итоге домен был занят владельцем Nissan Computer Corp Узи Ниссаном. Он зарегистрировал знак обслуживания по классу ремонта компьютеров и владел доменом на законном основании.

Японская компания не смогла выиграть суд и, кроме того, не захотела договориться с Узи о продаже. Сейчас он по-прежнему использует домен Nissan-global.com.

Суд может отобрать доменное имя не только у киберсквоттеров. Зарегистрированный на законном основании домен можно потерять, если вовремя не принять меры. Злоумышленники могут зарегистрировать торговый знак, чтобы через суд получить доменное имя. Таким образом аграрная компания потеряла домен vitek.ru, так как киберсквоттеры зарегистрировали ТЗ на товар по свободному классу для регистрации с аналогичным названием.

В доменных спорах суды руководствуются такими факторами:

· связь между именем домена и особенностями компании;

· соответствие деятельности компании с доменом;

· дата регистрации доменного имени и товарного знака;

· конкуренцию между владельцем домена и ТЗ.

Только от арбитражного суда зависит, кому будет принадлежать доменное имя. Чтобы отстоять свои права, необходимо подготовить убедительные аргументы.

Простые способы сберечь свой домен

Юридически, домен не является интеллектуальной собственностью и не охраняется законом. Но законодательство РФ устанавливает исключительное право на ТЗ.

Домен может состоять частично или полностью из зарегистрированного товарного знака, чтобы у его владельца появилось право интеллектуальной собственности. Или можно сразу зарегистрировать URL в качестве словесного товарного знака. Регистрация ТЗ предоставит ряд преимуществ:

· защиту от злоумышленников и незаконного владения;

· приоритетную регистрацию схожих доменов;

· возможность аннулировать регистрацию созвучных или схожих имен.

Для этого нужно подать заявку в Роспатент – самостоятельно или с помощью юридической компании. Процедура занимает примерно 18 месяцев и включает прием, регистрацию, экспертизу заявки и выдачу свидетельства. Роспатент предоставляет открытый доступ к базе данных для отслеживания заявок.

Наличие ТЗ обезопасит домен от несправедливого захвата посредством суда. Почти во всех случаях судьи выносят решения в пользу владельца товарного знака, но иногда принимают сторону того, кто зарегистрировал домен раньше.

Компания может зарегистрировать доменное имя, созвучное или схожее с их названием. Если доменное имя состоит из фирменного названия, указанного в учредительных документах, никто другой не имеет права использовать такой домен.

Более рискованный способ – признать домен коммерческим обозначением компании. Но суды в России пока не признают домен таковым, поэтому этот способ остается на крайний случай.

Доменные споры редко заканчиваются в одной инстанции, а процесс может затянуться на год-два. Поэтому лучше не откладывать защиту собственного доменного имени. Лучше уплатить за регистрацию товарного знака, чем компенсацию в 200-300 тыс. рублей мошенникам или киберсквоттерам.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда