{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Эффективные менеджеры, эффект Кобры и "ханойская крысиная резня"

Экономист Гудхарт говорил - когда мера становится целью, то она перестаёт быть хорошей мерой. Любой, работавший в корпорации, может вспомнить такой пример. Ну а самый лучший исторический пример, получивший название "ханойский крысиной резни" случился в начале века в Ханое и теперь считается лучшей иллюстрацией

Ханой во Вьетнаме, колонии Франции в то время, страдал от болезней. Их разносили крысы, жившие в канализационной системе. В 1902 году в Ханой для решения проблемы приехал "менеджер с горящими глазами" француз Дамер.

Он решил придумать систему мотивации.Он ввёл награду за каждую убитую крысу - для любого жителя, кто пожелает включиться в программу истребления. Чтобы вести учёт и не заниматься утилизацией трупиков, решили считать количество хвостов, которые приносили местные "охотники". За хвост платили 1 цент.

Затея широко пиарилась. Дамер умел в пиар! Он рапортовал везде о своём мудром менеджерском решении. Его KPI стремительно перевыполнялись. Счёт шёл сперва на тысячи, в один июньский день убили аж больше 20 000 крыс!

А потом в канализации стали обнаруживать бесхвостых крыс. Оказалось, "охотники" отпускали крысу после ампутации хвоста - зачем лишать себя новых заработков, пусть она лучше размножится, даст потомство и ты сдашь ещё 5-6 хвостиков.Охотники не остановились на этом. Были пойманы несколько контрабандистов, которые ввозили (!) в город партии пойманных в других местах крыс - чтобы дать им размножиться и затем сдать хвосты. Под Ханоем появились даже фермы по разведению крыс "на хвосты".

Это история о том, как аккуратно нужно относиться к любому KPI и целевой метрике. Если она связана с выгодой, то она тут же искажает поведение людей и вдруг оказывается, что твоя благая затея оборачивается катастрофой.

Хорош финал истории. Затею свернули, вознаграждения отменили. Через 4 года в Ханое вспыхнула мощнейшая эпидемия бубонной чумы, погибли люди. Но это было мало кому интересно. Дамер уже был во Франции - его назвали одним из самых эффективных управленцев Индокитая и он баллотировался на президентский срок.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда