Каким будет будущее столиц Балтии - Таллинна, Риги и Вильнюса ?
Я уже писал о "мрачном" настоящем и "смутном" будущем латвийской столицы, ссылаясь на противоположные точки зрения руководителя рижского самоуправления и представителей бизнеса. Кто не читал, советую прочитать пару моих статей на vc.ru
Здесь:
И здесь:
И вот на днях, популярнейший балтийский новостной портал Delfi опубликовал большую статью о планах на будущее всех трех Балтийских столиц:
С одной стороны - приятно что авторы статьи подтверждают мою оценку ситуации, а именно :
Одна из серьезных проблем Риги — все меньше людей, которые хотят здесь жить. "Главный ресурс каждого города — его жители, Пока он непривлекателен для своих горожан, трудно думать о привлечении иностранцев и инвестиций. Последние 25 лет в Латвии делались самые низкие инвестиции в человеческий ресурс, в образование. И нам надо — сейчас или никогда, разработать план, чтобы не покатиться по пути деградировавшего Детройта.
Про Таллинн:
Сегодня в Таллине живет треть жителей страны. Прогноз: за 10 лет число жителей вырастет на 20 000 человек и достигнет 458 тысяч. Благодаря трудовой миграции из окрестных волостей, днем в столице на 50 000 человек больше, чем ночью. Как и Париж, Таллин приступил к разработке концепции 15-минутного города: все повседневные услуги и деятельность большинства жителей должны быть в зоне 15-минутной пешей прогулки. Для этого, в сотрудничестве с частным сектором создадут единую платформу услуг общественного транспорта и мобильности.
Ну что сказать - реально и то, что население этого города вырастет, думаю и не на 20 000, а гораздо больше. И логично - это развивать доступность всех услуг в шаговой доступности. Тогда есть смысл и в велодорожках и в пеших променадах.
Боюсь, что Рига уже упустила этот шанс. Из центра города бегут и бизнес и гос. структуры. Как вернуть их обратно - большой вопрос.
А вот про Вильнюс:
47-летний мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс смотрит на будущее столицы Литвы очень оптимистично: "В Вильнюсе на один-два процента в год растет население. Надеемся, что тенденция сохранится и ускорится. Мы уже стали крупным центром финансовых, лазерных и биотехнологий, что окажет огромное влияние на нашу экономику в ближайшие 10-20 лет."
Могу подтвердить - Вильнюс успешно отобрал у Риги статус финансового центра (напомню, что Литва является европейским лидером финансовой индустрии и добилась этого буквально за 10 лет), Вильнюс прагматичен в вопросах бизнеса и политики - так, например, совсем недавно белорусская миллиардная корпорация Wargaming (разработчик игры "World of tanks")
выбрал для своего офиса Литву, а не Латвию (и в том и в другом случае речь шла о столицах). Знаете почему ? В Латвии, с почти 37% населения русскоязычными, принят закон о фактическом запрете образования на русском языке (и это действительно так !). А Литва, где русскоговорящих значительно меньше, и не собирается запрещать обучения на русском.
Вам еще странно, что Латвия единственная страна в Балтии с стабильно убывающей численностью населения ?
И, как вишенка на торте, коротко о Риге.
Мэр Риги заявляет:
"Я считаю, что Рижскую метрополию надо считать от Огре (минимум от Саласпилса) до Юрмалы. Если думать такими категориями, то у нас уже 1,1 млн жителей. В связи с этим мы назначили вице-мэра, отвечающего за метрополию".
Вот и чудно ! Зачем думать о том как решить проблему массового бегства населения и бизнеса из столицы (а Рига уменьшается уже больше 20 лет). Давайте считать ее вместе с пригородами, куда как раз и бегут обеспеченные рижане. Только интересно - будут ли согласны с мнением руководителя столицы его коллеги из окрестных самоуправлений, которые делают все, чтобы привлечь новых жителей ?
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Рига, ранее самый успешный и населенный город в Балтии утратил все свои преимущества, теряет свое население и привлекательность для инвесторов, а что самое неприятное - проигрывает уже не другим столицам, а крохотным самоуправлениям по соседству. При этом еще соседний Таллинн всерьез обсуждает возможность объединения с соседними Хельсинки. Там существует проект строительства подземного тоннеля между Финляндией и Эстонией и созданием новой столицы под условным названием "Талсинки".
Вильнюс стремится стать крупнейшим центром инноваций и площадкой для внедрения новых разработок и у него получается.
А Рига - что Рига ? Есть славная история ганзейского города и смутное будущее.
Очень жаль...
У одних столица пухнет и все страдают. У других столицы пустеют и снова страдают. Да чтож людям нормально жить не дают :)
Когда столица «пухнет» есть варианты как это ограничить улучшить. Когда столица вымирает уже непонятно как исправить ситуацию. Пока ещё не поздно вернуть людей в Ригу, но скоро будет совсем все плохо
а зачем их возвращать то? ну допустим больше кол-во население создает разные проблемы, эпидемиологические, оборонные, транспортные, жилищные (см ДС)
а когда уезжают, какие проблемы?
Ну как Вам сказать, когда в центре 70% магазинов на первых этажах стоят пустыми и просто страшно ходить по центру - это не нормально. По сути, Рига не очень большой город, перед развалом СССР здесь был почти миллион жителей, сейчас примерно 600-700 тысяч. И очень неприятно видеть как центр просто «умирает».
Мне кажется это общестрановая (а то и обще-региональная) проблема, а не города отдельного
Я писал, что прилегающие к Риге районы устойчиво растут, а население столицы уменьшается, то есть не все однозначно. И мэрия вместо того, чтобы привлекать людей и бизнес выталкивают их. А глобально Вы правы - Латвия последняя страна в Балтии с отрицательным приростом населения.
А в ближайшие годы "Трибалтийские вымитраты" в полной мере прочувствуют полный уход российского, белорусского и части китайского экспорта в порты Усть-Луги. Как говорится расслабьтесь и получайте удовольствие!!!
Радоваться неудачам соседа - удел слабых. Радоваться неудачам соседа, когда ты сам опережаешь его по темпам сказывания в ж..пу - вообще идиотизм.
Я думаю, что отказ от транзита не на пользу обоим сторонам и глупо считать, что только балтийские порты от этого страдают. В интернете много информации, что есть большое количество недовольных качеством работы Усть-Луги. Но политика есть политика, в данном случае никто не думает о выгоде ни с одной ни с другой стороны
...в то время как гордые россияне ездят гастарбайтерами в Южную Корею или развлекают на подмостках публику в Китае. Да, есть чем гордиться.
Усть-Лугу начали строить не вчера и всем понятно что ждёт Балтию. Ни для Литвы ни для Эстонии сокращение российского транзита не смертельны. А для Латвии, да это плохо. Но только по той причине, что они ничего, в отличии от соседей не придумали.
Эстония и Литва на самом деле тоже мало что придумали. "Живут" на деньги ЕС по сути и все...
Посмею возразить, Балтия - три крохотных страны, все «живут» на деньги ЕС. Но, Латвия, имея самые сильные стартовые позиции после распада СССР все растеряла, а соседи, например, приобрели. Та же Эстония - самая успешная страна постсоветского пространства имеет самый высокий уровень жизни и самые высокие зарплаты, а также самую продвинутую в Европе, а скорее всего и в мире, систему электронного управления. Литва - признанный центр финтеха в Европе, занимает 4-е место в мире после США, Великобритании и Сингапура. И только Латвия полностью «потерялась», так что не все так однозначно
Ну, судьба такая себе. Причём вряд ли от этого возможно избавиться, не ограничивая миграцию со стороны государства. Молодняку в стране делать нечего, зарплаты низкие, зато в за морем у нас есть страны с высоким уровнем жизни и + ещё нет серьёзных миграционных ограничений внутри граждан стран ЕС и Шенгенской зоны.
Одна надежда на скоростную трансбалтийскую жд-дорогу.
Мое личное мнение, что жд Rail Baltic - это грандиозная многомиллиардная афера, которая никогда не окупится и не принесёт ожидаемого роста туризма. Был бы рад, если ошибусь
Такой гигантский инфраструктурный проект и не должен окупаться, но ваша правда такие деньги приносят много политической аферы.
Просто проект с самого начала сотрясают скандалы, постоянно меняется руководство и местные власти возлагают на него абсолютно неадекватные надежды. Думаю, что основное - это освоить миллиарды евроденег, а потом тратить миллионы собственных денег на поддержание структуры
Власть не понимает, что искусственно вводя языковые ограничения, не только в связи с русским языком, но и английским, она теряет конкурентоспособность по сравнению с соседями и становится малопривлекательной для приезда новых мигрантов. А на фоне того, что Латвия одна из беднейших стран Евросоюза и молодежь массово уезжает на заработки в более успешные страны все очень печально
Шпроты, Юрмала, ненависть к русским.
При этом я знаю компании, переводящие офисы из России в Латвию - потому что на фоне политики России "сдохни закрытым и продолжай зарплату платить сотрудникам без помощи государства" власти Латвии разыгрывают гранты на поддержку бизнеса, включая приходящий иностранный. Так-то.
И из Белоруссии тоже переводят.
Другое дело - налогообложение на бизнес в Латвии высокое, это да. В будущем выгоднее будет перенести офисы в Дубаи.
Комментарий удален модератором