{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему мы игнорируем присылаемые тексты о женщинах в ИТ-индустрии Статьи редакции

Заместитель главного редактора vc.ru о потере объективности в темах сексизма и неравенства в отрасли.

Редакция vc.ru редко напрямую касается темы с условным названием «женщины в ИТ-индустрии» — не потому, что мы считаем, что проблем не существует или их не нужно освещать. Как раз наоборот: пренебрежительное отношение к женщинам становится настолько важной темой, что способно менять огромные компании.

По крайней мере, на Западе — гремящий сейчас скандал вокруг Uber фактически вырос из рассказа бывшей сотрудницы компании Сьюзан Фаулер о притеснении в стартапе и атмосфере сексизма, которая в нём царит.

Проблемы существуют, причём на всех уровнях, начиная с образования. Только за четыре года обучения на техническом факультете я сталкивалась с поглаживанием коленок студенток, объяснением математических концепций на примере глажки белья, нежеланием ставить оценку выше тройки только потому, что перед преподавателем сидит девушка, — и это, конечно, далеко не полный список.

Уловив настроения «нового» общества, компании заваливают нас письмами о женщинах-разработчиках, женщинах-руководителях, женщинах-женах-разработчиков, женских курсах программирования, исследованиях женских предпочтений, женских методиках работы (я не шучу) и всем, что только может прийти в голову.

Было даже предложение колонки на тему «Как женщине сохранить продуктивность и счастье на работе». Записывайте лучшие советы: во-первых, считает автор, стоит почаще вспоминать счастливые моменты своей жизни, во-вторых — не стесняться плакать, в-третьих — позволить себе почаще мечтать, причём важно, чтобы мечты были не о рабочих свершениях, а о чём-то личном — «отпуске, любви или танцах».

Нам регулярно предлагают рассказать о конференциях для женщин-предпринимателей — как будто обычных конференций для предпринимателей уже недостаточно. Но бума мероприятий только для мужчин почему-то не наблюдается. Вероятно, потому что организаторов подобных конференций тут же поднимут на вилы.

Проблема таких текстов, мероприятий, курсов в том, что они создаются только ради упоминания женщин. Мы внутри команды vc.ru не делаем различий между работниками и точно так же подходим к выбору публикаций. Нам не кажется, что продуктивность женщин достигается отличными от мужчин способами.

Зато нам кажется странным наличие специальных курсов по разработке для женщин. Неужели женщина неспособна усвоить концепции программирования и ей нужна специальная программа с привлечением женщин-преподавателей? Зачем усугублять ситуацию, продвигая междусобойчик, на котором не хотят видеть мужчин, как оплот борьбы за права женщин и попытки исправить ситуацию в ИТ-индустрии? Это не дискриминация?

Читая заголовки предложенных текстов вроде «Как женщине научиться программировать», которые зачастую шлют именно мне, я не испытываю ничего, кроме унижения. Ответ на вопрос в заголовке прост — так же, как и мужчине. В разработке, предпринимательстве, технических специальностях нет ничего такого, что не поддавалось бы изучению.

Чтобы избавиться от проблем в индустрии, нужны системные решения, охватывающие не только ИТ. Девушка не должна сталкиваться с дискриминацией в школе, в университете, на работе. Но это скорее вопрос общенационального масштаба — его нельзя решать только в рамках сферы.

Если мы все наконец просто признаем, что не нужно делать различий между женщиной и мужчиной в областях, где физиология не играет никакой роли, ситуация начнёт выправляться не только в ИТ, но и в других индустриях.​

Первый шаг к этому — перестать акцентировать внимание самих женщин на том, что к ним якобы нужен особый подход. Свои учебные программы, свои мероприятия, свои методы работы.

Нам также кажется, что, рассматривая историю героя, нельзя учитывать только его пол — важны достижения, сложности, с которыми он столкнулся, — а с неуважением и сексизмом на работе может столкнуться и женщина, и мужчина.

Нельзя продать нам историю, несколько раз написав в письме «Анна — женщина, и ей было очень трудно».​

Нужно рассказывать обо всех героях, и делать скидку кому-то только из-за пола, а тем более делать на этом акцент — тот же сексизм, только в другой обёртке.

На Западе тема давно стала одной из самых обсуждаемых в ИТ-среде — как и все остальные темы, касающиеся неравенства, — но в России такого ажиотажа нет. При этом процент женщин, занимающихся наукой и техническими проектами, в России в разы выше, чем, например, в странах Европы.

Продвинутой аудитории (а мы всё-таки считаем большую часть представителей российской отрасли продвинутой аудиторией) ясно, что если человек преуспевает в своём деле, нет никакой разницы, какого он пола, расы или вероисповедания. Так давайте не будем откатываться на шаг назад.

Мы всегда рады поднимать и обсуждать проблемы в индустрии, но приступая к написанию материала о женщинах в ИТ-среде, подумайте, о чём именно вы хотите поговорить.

0
115 комментариев
Написать комментарий...
Valentin Dombrovsky

Нас в MoscowPython тоже обвиняли в сексизме, когда мы начали проводить мероприятия глобального движения Django Girls (однодневные бесплатные мастер-классы по азам программирования) в Москве. На это у нас есть один ответ: если делать "для всех", то высока вероятность, что женщин будет 5-10 % от общего количества участников. Ну да, такой вот формат "междусобойчика" позволяет создать более комфортную обстановку и, видимо, снять барьер "а вдруг я буду там одна девушка и самая глупая при этом". Ну и популярность этих мероприятий (мы легко набираем по 100 регистраций, нигде особо не рекламируясь) говорит сама за себя.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Кстати, пара замечаний к этому:
- На наших митапах стало появляться больше девушек с тех пор, как мы начали проводить Django Girls. Причём не тех, что прошли мастер-классы, а просто узнавших о нас откуда-то. Видимо, этому способствовало распространение информации в "женских компаниях".
- На платные курсы к нам ходит 20-30 % девушек в зависимости от набора (5-10 человек из 30). Думаю, Django Girls способствуют повышению этого процента.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Filimonov

Интересный кейс, спасибо что поделились. Если бы услышал со стороны про такой ивент, тоже неодобрительно посмотрел бы.

Этот случай напомнил, что сексизм, к сожалению, выгоден в маркетинге. Тут нон-профит организация как я понимаю, но суть та же.Таргетя по половой принадлежности, можно привлечь новую аудиторию и выиграть от этого экономически.

Это как шампунь продавать :)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну вообще весь мировой Django Girls начался с того, что девочкам просто захотелось собрать девочек покодить. Мы решили проделать это же в России (хоть у нас инициативу в свои руки взяли мальчики). Остальное уже стало "побочным эффектом", но суть в целом Вы уловили верно.

Ответить
Развернуть ветку
112 комментариев
Раскрывать всегда