«Почему я не верю в Uber»: разбор экономики доходов водителей Статьи редакции
Колонка руководителя аутсорс-компании по разработке ИТ-продуктов FutureComes Александра Ржевского.
Я ИТ-предприниматель и люблю инновации. Мне нравится приложение Uber, и я активно им пользуюсь. Но, Каланик, прости — я не верю в твоё детище как в фундаментальный бизнес из-за его экономической неэффективности для водителей. Ведь они — как минимум половина фундамента компании.
Регулярно опрашивая водителей, я столкнулся с тем, что некоторые из них считают Uber своей основной работой. И эту статью я написал для них. Все показатели и статистика действительны для Санкт-Петербурга. Однако не думаю, что они сильно разнятся в других городах и даже странах.
Глава первая. Полезная для всех, не только для водителей Uber
Например, вы знаете, во сколько обходится один километр поездок на вашем автомобиле? Обычно, когда я спрашиваю об этом людей, они рассчитывают так: «Расход 8 литров на 100 км, выходит примерно 3 рубля за километр и еще 1 рубль на всякие расходники». Но если вдаваться в детали, это не так.
Возьмем, к примеру, распространённый городской автомобиль гольф-класса — Kia Rio. Такая машина расходует 8–11 литров на 100 км и стоит около 750 тысяч рублей. Предположим, что вы владеете ей три года и за это время проехали на ней 100 тысяч километров. У автомобиля уже высокая степень износа и заканчивается основная гарантия.
За эти три года вы потратите примерно 36 тысяч рублей на ОСАГО, 150 тысяч рублей на каско, 48 тысяч рублей на все ТО и 52 тысячи рублей на всевозможные расходники (щетки, колодки, резину и так далее). 342 тысячи рублей уйдёт на бензин, а 84 тысячи рублей — на мойку, при условии, что вы будете мыть машину хотя бы раз в 500 км примерно за 420 рублей.
Казалось бы, всё учтено. Однако мы не брали в расчёт то, сколько автомобиль теряет в цене спустя три года и 100 тысяч км пробега. А теряет он довольно много — 270 тысяч рублей по самым скромным подсчетам, которые можно проследить в этой таблице. В итоге один километр обходится нам в 9,82 рублей.
Глава вторая. Доход в UberX
Судя по информации с официального сайта, поездка по тарифу UberX в Санкт-Петербурге обойдется в 39 рублей за подачу, в 12 рублей за каждый километр и 3 рубля за каждую минуту. Звучит неплохо, но не будем забывать, что с водителей Uber возьмет 20% комиссии и ещё примерно 5% заберёт посредник, поскольку водитель как физлицо не может подключиться к Uber самостоятельно. Опустим налоги и платные дороги — не будем копать так глубоко.
Казалось бы, за 100 тысяч километров можно совершить довольно много поездок. Если взять среднюю продолжительность одной поездки в 20 минут, а длину — в 12 км, то получится, что за три года можно выполнить 8333 заказа. В деньгах это 2 025 000 рублей, что звучит неплохо.
С учетом комиссий выходит меньше — 1 518 750 рублей. А с учётом расхода в 9,82 рублей за километр вы потратите 982 тысячи рублей. И, вроде как, останется 536 750 рублей. На самом деле, не так много: это сумма за три года практически ежедневного труда (при расчёте в 120–150 км каждый рабочий день без учета отдыха и сервиса машины). Выходит доход в 14 909 рублей в месяц. Довольно скверно. Но это ещё не всё.
Глава третья. Мечты разбиваются о скалы
Дело в том, что пробег может быть как эффективным — непосредственно при выполнении поездки, — так и паразитным, — например, в пути за клиентом, который нередко оказывается втрое дольше самой поездки. Помимо прочего, сюда же входит посещение сервиса, заправок, заезды на обед и путь домой (водитель может закончить работу на севере города, а возвращаться домой в южный район).
Таким образом, в лучшем случае водитель «оправдает» только половину от всего пробега — то есть проедет не более 50 тысяч «полезных» километров из всех 100 тысяч, даже если будет пользоваться автомобилем только для выполнения заказов Uber.
Поэтому истинные результаты трёхлетней работы в Uber таковы: 759 375 рублей дохода и 982 тысячи рублей расхода — то есть убыток составит 222 625 рублей. Так, водитель работал три года, ничего не заработал и доплатил за амортизацию более 200 тысяч рублей. При этом он получает 10–20 тысяч рублей каждую неделю — сумму, которая на первый взгляд существенно больше соответствующих трат на бензин.
Глава четвертая. А что если расчёты неверны
Можно найти много аргументов против моего исследования, которые будут начинаться со слов «А что если...». Но, к сожалению, на большинство из них у меня найдётся контраргумент:
- «А если я не буду оформлять каско?». Возможно. Но с учётом каждодневной работы на автомобиле вы рискуете потерять гораздо больше. Это неоправданный риск.
- «А если я куплю автомобиль в самой дешёвой комплектации?». Возможно. Но, соответственно, и продадите его дешевле. В итоге потеряете примерно столько же.
- «А если я работаю в нескольких системах (Gett, «Яндекс.Такси», такси «Везёт» и прочих)?». Да, но тогда возникают проблемы маршрутизации заказов, сложности взаиморасчета, перегруженного графика. И, скорее всего, такая работа повлечёт ещё больший пробег и износ, что тоже выльется в потери.
- «А если мне начислят бонусы?». Представьте, какого они должны быть размера, чтобы кардинально изменить ситуацию. Да, Uber дотирует деятельность во многих городах, но это не может длиться вечно.
- «А если...?». Да не может быть никаких «если». Даже при условии, если бы вместо минуса в 222 625 рублей у вас был бы плюс в 500 тысяч рублей, — это всего 14 тысяч рублей в месяц. Это несоизмеримо низкий доход.
Глава пятая. Шах и мат
Чтобы как-то подтвердить свою гипотезу, я нашел агента, который подключает водителей к Uber. На условиях анонимности он предоставил мне таблицу доходов его водителей за произвольную неделю. И сопроводил её комментарием, что лидеры заработков проезжают более 300 км каждый день — то есть работают на износ. Привожу копию этой таблицы здесь. Если вкратце: никто не станет олигархом.
Глава шестая. Шах и мат — 2
Если автомобиль куплен в кредит, то вместо 220 тысяч рублей за три года водитель доплатит гораздо больше. А за свою работу, как и прежде, ничего не получит.
Послесловие
И всё-таки, можно ли заработать в Uber? Если вы очень ушлый, умеете ловко подбирать заказы и время работы, совмещаете с другой деятельностью, экономите на мойке и расходных материалах, то, возможно, что-то у вас и получится. Однако если вы настолько целеустремлённый, для вас имело бы смысл заняться чем-то более прибыльным.
Короче,
Питер.
3000 р день - минус амортизация при работе 8-12 часов
+ 5000 р бонусы, те если не лениться 20 000 р мес на ремонты и новую машину.
Плюсы
- свободный граффик
- фак
Минусы
- не все пассажиры убер, приходится воспитывать.
Обычно работаю с 8 до 18, с утра тренировка.
Работа как работа.
Был бы рад получить табличку за месяц и данные о пробеге, чтобы уточнить математику. Но 8-12 часов за 20тр в неделю выглядит все равно довольно убыточно.
Скажем так, если не лениться но и не маньячить 80 000 в мес. СПБ
Но убер на 90% - это временная работа или подработка.
Проф водители вся же возят другие службы / агригаторы
за вычетом безина или это просто все выплаченные деньги? в том то и дело, что 80 000 получить можно, но по факту они окажутся - 5 000 примерно.
Комментарий удален модератором
Я думаю, что половина расходов, которые автор приводит в статье таксисты не считают )
Например, мой знакомый тоже считает, что работает в плюс, взяв авто в кредит и зарабатывая 50к в Краснодаре типа "чистыми" и отдавая 18к кредита.
А также есть форс-мажорные обстоятельства, которые у таксистов раз в год точно возникают - авария, например, а это - время без работы, деньги на ремонт и т.п.
Автор все правильно написал, если брать единицу времени месяц - то работать в плюс можно легко
Только автор взял дистанцию в три года, конечно, перегнув с КАСКО, например (кто-то еще оформляет КАСКО вообще? Я уж не говорю про таксистов), но в целом, конечно, это пирамида. Потому что приходит водитель - катает год до первого "форс-мажора", садится пересчитывать, понимает, что жопа - семью-то кормить нечем, потому что деньги не откладывал, на ремонт денег нет, машину продавать надо, а деньги не вернуть, выходит из Убера, а на его место приходят два "необтесанных"