Вчера бывший сотрудник «Додо пиццы» Андрей Мамон сказал, что я помешал ему и Марселю Зиганшину, другому бывшему менеджеру, продать акции нашей компании. Сообщение перепечатали в медиа, новость вызвала дискуссию.
Я действительно заявил, что буду продавать собственные акции по цене ниже предложенной бывшими сотрудниками и таким образом заблокирую их сделки. Однако, обдумав ситуацию еще раз, я пришел к выводу, что действовал эмоционально. Это решение было ошибкой. Официально заявляю, что мы не будем никак препятствовать продаже акций бывшими сотрудниками.
И Марсель, и Андрей получили акции в ходе опционной программы, действующей в «Додо пицце». Опционы для менеджеров компании — это долгосрочная мотивация для тех, кто верит в наше будущее и готов работать, чтобы «Додо пицца» стала глобальным лидером и вышла на IPO. Мы всегда подчеркивали, что заработать на них краткосрочной перспективе не получится — это вклад в будущее.
Наша опционная программа крайне лояльная: сотрудники получают акции фактически бесплатно, а не получают по текущей цене, как это часто бывает в опционных программах других компаний. Первые сотрудники получали опционы лично от меня без каких-либо KPI, единственным условием была работа в компании.
Мы платили и платим при этом достойные, рыночные зарплаты. Мы не предлагаем людям работать за одни обещания будущего счастья. Но мы хотим, чтобы все, кто лоялен компании, в будущем стали обеспеченными людьми или как минимум получили ощутимый бонус.
Если по какой-то причине сотрудник увольняется, он получает часть акций пропорционально тому сроку, который он проработал. Именно так получили акции и Андрей Мамон, и Марсель Зиганшин. Когда я узнал, что бывшие сотрудники создали группу во «ВКонтакте» для поиска покупателей на свои акции, признаюсь, это меня не сильно обрадовало.
Андрей даже не поставил меня в известность о происходящем и стал вкладываться в продвижение группы, использовал наш бренд, информационные материалы, даже предложил комиссию для тех, кто найдет покупателей. Последнее, что нужно нашей компании сегодня, это неконтролируемая перепродажа акций по завышенной цене излишне эмоциональным инвесторам.
Чтобы прекратить публичную деятельность Андрея Мамона, я действительно решил сначала помочь продать их акции, не давая никаких гарантий, тем более этот процесс от меня и не зависит на 100%. Но потом я принял эмоциональное решение о демпинге. Почему?
Я действительно на данном этапе развития компании против продажи акций сотрудниками (бывшими и настоящими) по инвестиционной оценке. Почему? Текущая оценка компании инвесторами это оценка нашего будущего. Этого будущего мы еще не достигли. Стоимость акций, которые получили от меня Мамон и Зиганшин, как можно прочитать из оценки Мамона, составляет по этой оценке сегодня достаточно большую сумму — 9,6 млн рублей. Эта сумма большая сегодня и для меня.
Я сам, как основатель компании, пока еще не зарабатывал таких денег, хотя у меня достаточно акций компании, хотя меня и включили в список молодых миллионеров. Я лично считаю неправильным зарабатывать сегодня на ожиданиях, когда мы еще не построили будущего, в которое вложили деньги наши инвесторы.
Напротив, я всегда ограничивал свой доход, думая в первую очередь о рисках, безопасности и стабильности компании, о реализации наших больших планов. У меня нет свободных денег, чтобы выкупить акции Зиганшина и Мамона, как некоторые предлагали, а если бы были, я бы вложил их в нашу компанию.
Как появилась инвестиционная оценка? Инвесторы вкладывали в нашу компанию деньги, оценивая наше будущее — перспективы развития нашей сети, информационной системы Dodo IS, развития в США и Китае. Стоимость акций сегодня зависит только от уверенности инвесторов в нашем будущем. Как только что-то пойдет не так, стоимость акций упадет.
Эта стоимость зависит сегодня от усилий действующих сотрудников компании. Мы можем сделать неправильные шаги, нам может не хватить денег. Это бизнес. Надо понимать, что наша управляющая компания сегодня убыточна. И мы не могли быть прибыльными, имея наши большие планы, инвестиции в разработку Dodo IS, развитие команды, маркетинга, офиса. В мае-июне чистый убыток компании составил более 16 млн рублей. И мы еще достаточно долго будем убыточными. Мы должны покрывать этот убыток и инвестировать в рост.
Сейчас мы растем и есть определенное количество эмоциональных частных инвесторов, готовых покупать наши акции у бывших сотрудников, но количество этих инвесторов ограничено. Может сложиться впечатление, что нам очень легко привлекать деньги для развития компании. На самом деле, это очень сложный процесс.
Поэтому я решил, если сейчас есть на рынке какое-то количество частных инвесторов, готовых купить наши акции, то пусть лучше эти деньги окажутся у меня, пусть даже по меньшей оценке. Я смогу в любой момент инвестировать в компанию или выкупить при необходимости акции у действующих сотрудников, если им понадобятся деньги.
Но это решение было эмоциональным и неправильным, так как юридически моратория на продажу акций у Зиганшина и Мамона не было. С точки зрения деловой этики мы не можем препятствовать продаже акций. А каждый, кто уже их получил, волен ими свободно распоряжаться, даже если юридически у меня как акционера тоже есть возможность продать акции и помешать сделке.
Какие выводы мы сделаем? Мы изменим опционную программу. Во-первых, мы создадим прозрачный и понятный механизм, который позволит действующим сотрудникам компании периодически по желанию продавать акции, полученные по опционам, по определенной цене. Это создаст понятный инструмент для действующих сотрудников.
Во-вторых, мы сделаем мораторий на продажу акций на определенное время (например, на три года) для сотрудников, которые покидают компанию, после увольнения. Надо понимать, что опционная программа — это дополнительная мотивация. Она направлена в первую очередь на то, чтобы талантливые сотрудники как можно дольше работали в нашей компании, потому что для достижения больших результатов нужно время.
К сожалению, нельзя продумать все сразу — сразу найти баланс между интересами бизнеса и мотивацией сотрудников, сложностями развития. Когда ты идешь в неизвестности, ошибки неизбежны, но главное — учиться в пути.
Мы будем дальше развивать опционную программу в нашей компании. В «Додо пицце» каждый понедельник проходят встречи, где мы рассказываем о новостях компании. В следующий понедельник 14 августа я расскажу на нашей встрече о том, как работает и будет работать наша опционная программа. Если вам интересно, запись встречи можно будет посмотреть на YouTube.
Когда мы начинали эту программу, многие сотрудники считали опционы ничего не стоящими бумажками. Возможно, благодаря этой истории многие увидели, что у акций действительно есть ценность. Но надо понимать, что эта ценность создана ожиданиями рынка наших будущих успехов, а не текущими результатами, какими бы впечатляющими они ни выглядели. Хочу подчеркнуть, что как основатель и глава компании сделаю все возможное, чтобы сделать наше будущее реальностью.
Возможно, кто-то скажет, что я признал поражение или проявил слабость. Знаете, какие-то вещи нужно обязательно сделать, чтобы их понять. Я думаю, если не было этого кейса, в будущем мог поступить так же. Теперь у меня есть опыт. Опыт дает осознанные знания. Все, о чем я думаю, это интересы нашего бизнеса. Я получил опыт и иду дальше заниматься тем, что мне приносит удовольствие — развивать компанию, доставлять счастье клиентам и реализовывать большую мечту.
Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»
Это ваш окончательный ответ?
:-))
иногда уметь менять свою точку зрения - это не переобуваться, а охуенный навык, которого обычно не хватает
И номинация "Самая быстрая переобувка недели" отправляется в город с двумя Ы. Если честно, Додо в последнее время расстраивает. Ситуация с Деливери, обклейка машин конкурентов. Почему сначала не подумать, а потом сделать? Как они могут принимать серьезные решения и строить прибыльный бизнес, когда эмоции руководят ТОП-менеджментом?
Почему вы ставите ситуацию с Delivery и обклейку в один ряд?
Меня одно радует. Благодаря стараниям Федора, теперь все могут выговорить мой родной "город с двумя Ы" )))
Второе эмоциональное отменённое решение за несколько дней. Пора в отпуск.
Комментарий удален модератором
Пора Федору вслед за Калинником в отставку. Управлять должны профессионалы
А где отменённое? Овчинников подтвердил, что будет мораторий (будет мешать продавать), как минимум на 3 года.
Мне одному кажется, что слишком много новостей про компанию, которая просто делает доставку не лучшей и не дешевой пиццы по франшизе и все? То конфликт с delivery (это вообще не интересно и банально), то опционы какие-то (внутренние дела сотрудников), каждый чих в статью улетает.
VC превращается в желтую прессу про скандалы, интриги, расследования, которые вообще ни к месту, особенно в таком количестве на единицу компании.
Почему вы считаете, что если вам неинтересно читать про бизнес, то и другим должно быть неинтересно?
Комментарий удален модератором
VC - желтая пресса by design
А какая лучшая и дешевая?
По мне так додо топ, нет разве? У нас в городе она по средней цене относительно других
Все можно и похуй что он наебал людей. Допустимо. Но все эти идеалистические посты с изменением мира через доставки пиццы очень смешные, да.
Поймал тренд, поднял бабло. Ещё и все говорят о нём. Считаю что молодец
Чтож ты фраер сдал назад?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
то дам, то не дам. Как школьница-девственница
Блин, а где комментатор из прошлой статьи? Хочу узнать его мнение
Фёдор перелогинился))
Лучше эта
Фейс овцелова добавь. Круче будет фото
Самое смешное, что теперь у пацанов пакет в стоимости скорее всего упал (из этой статьи я узнал об убыточности бизнеса), Федор добился своей цели и "получил опыт для движения вперед, исполнения мечты и бла-бла-бла"
Все цифры они опубликовывают регулярно. Потенциальный инвестор всегда может ознакомится перед покупкой. Быстрорастущие компании часто убыточны ибо развиваются неорганически
Вам покупатель и кушать пиццу убыточность не мешает. Как и езда на Uber
Думаю этот абзац был специально для кредиторов. Так то всё нормуль, деньги есть
Зачем столь пафосно писать, у вас всего лишь очень средняя забегаловка с не самой вкусной пицей. Никакое будущее вы с ней не меняете
Комментарий удален модератором
Полезные новости.
Как раз показывают разницу между рафинированным маркетингом, который мы видим в выступлениях основателя, и реальные эмоции / действия.
И ты понимаешь, что это не компания будущего, а средненькая франшиза с обычной пиццей, сотрудники получают нормальную рыночную зарплату, иногда из-за хайпа стартапа можно срубить денег на опционе... но видимо шансов все меньше :)
В отзывах в инете сотрудники много интересного пишут по зарплате и условиям труда. Рекомендую почитать
Как смешно когда за умные речи прячется банальное, жаба задушила что кто-то денег поднял на вас
Безусловно Фёдор крут! Предполагаю, что это не последний его бизнес. Следующий будет амбициознее. Что-нибудь действительно близкое к IT (прости меня Федя...)
vc-эффект)))
Комментарий недоступен
Ля-Ля-Ля, конечно хорошо, а реальность она такая ...
Это нормальная история: сложно представить, что чаще будут писать отзывы люди, которые довольны ситуацией. По отзывам с этого же ресурса о ДОДО негативных отзывов (не рекомендуют работать) только 16 из 115 (14%) и в основном, это отзывы от водителей-курьеров, которые, насколько мне известно, в штате не состоят и относятся к категории работников по-умолчанию не лояльных к работодателю (вспомните таксистов, с которыми вам приходилось сталкиваться). К тому же, больше доверяешь отзывам людей, которые проработал в компании больше года. Манипуляции с картинками не дают объективную картину. Для примера, я тоже сделал скрин-шот, который так же далек от правды, как и Ваш :)
"Андрей даже не поставил меня в известность о происходящем и стал вкладываться в продвижение группы, использовал наш бренд,..."
- то есть вы запрещаете продавать акции Додо пиццы, называя их тем, чем они и являются? - То есть акциями Додо пиццы.
Да вы шедевр головного недоразумения!)))
Комментарий удален модератором
Так толсто, что даже тонко.
Меняя опционную программу, учтите что это мотивация не только для работающих, но и для нанимающихся. Сильно закрутите - никого не заманите.
Ну ведь все равно же молодец, этот Федор) Взял мертвый по своей сути бизнес, начал без устали придумывать для него различные обертки - от "глобальной сети" до "инструмента изменения мира к лучшему" и получил-таки некоторый результат как в обороте, так и в PR. С прибылью конечно, не айс, но ведь это не главное, если хочешь быть на слуху у публики. Сотни жрачных и кофейных франшиз так и остались никому неизвестными объявлениями в инете, а про Федора рассказывают в бизнес-школах и приличные информресурсы не гнушаются публиковать бытовые новости про Додо, из разряда "кто кого послал или отимел")
Комментарий удален модератором
всё бывает) был пьян/ждень не удался/вспылил
уже есть один такой предприниматель, олегом кличут, второго такого не надо
Мотивация сотрудников - это интересная тема, так что хотелось бы узнать в дальнейшем какую в итоге сделают опционную программу.
Висящая морковка перед носом идущего ослика должна быть настоящей и после увольнения он должен иметь возможность ее съесть.
Хочу новость, что в Додо появилась наконец-то съедобная пицца. Федор, как продвигается в этом направлении работа? Или вы все воюете над эффективностью команды, забывая про продукт?
Логика в принципе ясна вы становитесь больше не сетью пиццерий а дистрибьютором собственных IT решений в сфере фастфуда. И над конечным (можно путать с конченым) продуктом работать не хотите. Так и может пришло время отойти от построения пиццерий, и сфокусироваться на продаже IT продуктов.
Сегодня на еженедельной встрече я рассказывал об опционной программе Додо Пиццы. Смотрите видео со встречи и вы узнаете, что такое опцион? Зачем компании раздают акции сотрудникам? Что акции дают сотрудникам? Почему опционная программа Додо - одна из самых лояльных и привлекательных на рынке?
https://youtu.be/oOT5PFYpQN4
Молодец Федор, честно растет и развивается, все естественно.
А сколько же хомячков диванных экспертов понабежало страстно жаждущих обосрать Федора при первой возможности.. мда..))
эти возможности безграничны
А может не стоило давать этим чувакам акции? И проблемы бы не было.
и вообще: нет бизнеса - нет проблем.
Комментарий удален модератором
Это мудрое решение, но что-то очень много эмоциональных решений стало в Додо, по которым они дают заднюю.
Количество эмоциональных решений прямо пропорционально количеству возникающих сложных задачь с которыми сталкиваешься впервые. Додо сейчас в стадии бурного роста и темпы роста (не количественно, но качественно) растут в арифметической прогрессии. Нас ждет еще много таких "эмоциональных" историй... до тех пор, пока компания не выйдет на уровень управления через Совет Директоров.
Типичный пиар от Федора. «Федиар» какой-то
выкуп акций с постепенной оплатой пиццей.
Комментарий удален модератором
Я че-т думал что акции – это как раз чтобы продавать и на этом зарабатывать. А тут просто ошибку совершили, вначале не оговорив мораторий на продажу акций в течение какого-нибудь срока, или эксклюзивное право выкупа акций самой компанией, вестинг, клифф, ну в общем стандартные юридические штуки.
А в чем смысл акций Додо? Кто их купит и зачем? Регулярные жирные диведенды? В листинге на бирже их нет, с продажей могут быть большие сложности.
Федор-молодец наверняка знает, что эмоции подвели. Лучше бы пропиарил продажу и помог ребятам выручить больше денег чем они ожидали.
Человек, который в состоянии признавать свои ошибки и/или не совсем верные решения - этот, скажу я вам, просто замечательно. Многим бы у него поучиться. Это, конечно, не отменяет последствия просчетов, но вот тот же перзидент РФ тоже мог бы осознать, прекратить и измениться :)
Федор молодец! Дело делать не языком чесать.