«Большая часть химчисток застряла в 90-х»
Отсутствие привычки, недоверие к цифровым сервисам и устаревшие технологии — проблемы, с которыми столкнулся сервис онлайн-химчистки WashDrop.
Московский стартап WashDrop позволяет сдавать вещи в химчистку, не выходя из дома. Компания принимает заказы с 9 утра до 9 вечера и отправляет курьера, как правило в тот же день, в удобное для клиента место и время. Вещи возвращают через 48 часов. В дальнейшем WashDrop собирается сократить окно до 24 часов.
В мае 2016 года выпускник Московского авиационного института (МАИ) и бывший специалист по маркетингу Илья Захаров запустил первую версию WashDrop с минимальной функциональностью (MVP). Полноценно стартап заработал в декабре 2016 года.
Сейчас компания выполняет 450 заказов в месяц. До конца 2017 года WashDrop планирует достичь 1500 заказов в месяц со средним чеком в 3000 рублей.
Ежемесячная выручка компании составляет 1,5 млн рублей. При этом точка безубыточности, по словам Захарова, находится еще далеко. По его оценке, стартап выйдет на самоокупаемость, когда количество заказов в месяц достигнет отметки 2100.
Первоначальные инвестиции — самого Захарова и его партнера Вагана Храняна — составили два миллиона рублей из собственных сбережений. На эти средства предприниматели проверяли гипотезы и тестировали модель онлайн-химчистки.
У WashDrop два сооснователя, которым принадлежат 80% компании, и один бизнес-ангел с долей в 20%. Его имя Захаров не раскрывает, но говорит, что это «человек из ближнего круга, поверивший в проект».
В декабре 2016 года инвестор вложил в WashDrop 10 млн рублей. По словам Захарова, полученные средства пошли на активный маркетинг, расширение штата курьеров и повышение эффективности ИТ-решений.
Сейчас WashDrop снова ищет инвестиции — их объем станет известен в сентябре 2017 года. Средства также пойдут на усиление ИТ-составляющей, привлечение новых кадров и маркетинг, говорит Захаров. При этом стартап пока не собирается подавать заявки в акселераторы и различные фонды.
Предупреждение рисков
В основу бизнеса легла модель зарубежных сервисов — британских Laundry App, Zipjet и американского Cleanly.
Основное отличие российского рынка от западного состоит в том, что в Европе и США клиенты готовы отдавать вещи стирать, отмечает Захаров. В России фокус на химчистке, так как даже состоятельные люди предпочитают стирать дома.
По мнению Захарова, работать с химчисткой намного сложнее, чем со стиркой, так как качество зависит от уровня технологий на фабрике, приема вещей и ответственности персонала. Важный аспект работы сервиса — доверие пользователей, которые отдают свои вещи.
WashDrop самостоятельно несет всю ответственность перед клиентом, так как, в отличие от Uber или Qlean, у проекта нет исполнителей — компания работает исключительно со штатными сотрудниками.
Сейчас в штате проекта состоят восемь курьеров с собственными автомобилями. WashDrop обучает их проводить оценку и прием вещей. Но процедуру возможно реализовать не во всех случаях — всё зависит от места, из которого забирают одежду. Например, в офисе курьеру и клиенту будет проблематично осматривать вещи.
На момент запуска WashDrop сотрудничал с химчисткой «Четыре сезона». Захаров рассказывает, что из-за отсутствия опыта в этом бизнесе партнерами стали знакомые предпринимателя.
В августе 2017 года стартап сменил фабрику. Ее название руководитель WashDrop не называет, но говорит, что причиной ухода от «Четырех сезонов» стало увеличение количества объемов и «неидеальное качество».
Сотрудничество с WashDrop предполагает, что фабрика, занимающаяся чисткой, заранее по телефону уведомляет клиента об имеющихся на одежде дефектах и загрязнениях, от которых не получится избавиться.
В случае порчи вещей WashDrop выплачивает пользователю их полную стоимость. При этом обычные химчистки в подобных ситуациях возвращают только половину от цены предмета гардероба, указывает Захаров. Если вина лежит на фабрике, то WashDrop разбирается с ней и требует компенсации.
В ситуациях, когда курьеры не смогли оперативно доставить вещи, стартап предоставляет скидку на следующий заказ.
Трудности с химчисткой
Захаров изначально планировал создать WashDrop по модели Uber. Он предполагал использование не штатных курьеров, а любого человека, который подключился к сервису. За чистку вещей должны были отвечать ближайшие химчистки, что позволило бы оптимизировать логистику и, следовательно, снизить затраты. Но от этой идеи Захарову пришлось отказаться — упало бы качество.
Ошибкой для WashDrop стала слабая коммуникация с клиентом на моменте запуска. Это приводило к получению негатива и отказу от услуг сервиса. «Пользователи думают, что химчистка спасет вещь от всех "болезней" и от любой грязи. Нужно проводить ликбез и предупреждать, что не всегда всё получается», — считает Захаров.
Хипстеры, клерки, девушки
Стартап не может позволить себе рисковать доверием клиентов, так как не зарабатывает с первого заказа и извлекает выгоду лишь из последующих.
Основная аудитория — девушки, сдающие в химчистку платья, и офисные сотрудники, которые заказывают чистку пиджаков и костюмов. Есть также «хипстеры, журналисты и творческие люди», у которых мало свободного времени, говорит Захаров. Возраст клиентов WashDrop начинается от 25 лет, а заработок — от 70 тысяч рублей в месяц.
Наиболее популярные часы заказов — с 9 до 11 утра и с 7 до 9 вечера. Из-за большой нагрузки перед закрытием стартап планирует увеличить часы работы и потенциально перейти на формат 24/7.
Первых клиентов WashDrop искал с помощью размещения рекламы через «Яндекс.Директ». Затем стартап подключил рекламные инструменты Facebook и других социальных сетей. На момент запуска бизнеса бюджет на продвижение составлял 30 тысяч рублей в месяц, говорит Захаров.
После привлечения средств от инвестора WashDrop начал усиливать рекламное направление. Сейчас компания тратит на рекламу 400 тысяч рублей в месяц. Один из главных каналов продвижения — рекламная строка в поисковой выдаче Google. Также Захаров считает успешным сотрудничество с лидерами мнений.
Важным шагом с точки зрения рекламы для WashDrop стало участие в «Школе миллиардера», организованной журналом Forbes. Это привлекло клиентов, которые смогли довериться новой неизвестной компании, рассказывает Захаров. Свою роль в продвижении сыграла компания Lamoda — ее генеральный директор Нильс Тонзен выступил ментором WashDrop.
Захаров с партнером ищут клиентов не только в онлайне, но и в офлайн-среде. В частности, Washdrop пытается сотрудничать с жилыми комплексами и бизнес-центрами, предлагая им специальные акции для жильцов или сотрудников.
Коэффициент удержания — главный показатель, который сейчас стремится увеличить Захаров. Пока что он находится на отметке 15-22%. Значение варьируется в зависимости от сезона.
Высокий спрос на услугу химчистки проявляется осенью, говорит основатель WashDrop. При этом дождливое лето 2017 года помогло компании с дополнительными для этого сезона заказами.
WashDrop работает также над сокращением издержек с помощью оптимизации логистики и увеличением конверсии сайта. Захаров считает, что десктоп удобнее для привлечения новых клиентов, чем приложение. Мобильные сервисы, по мнению предпринимателя, предназначены для лояльной аудитории. Сейчас приложение WashDrop для iOS и Android находится в разработке и появится в App Store и Google Play только осенью 2017 года.
В день операторы колл-центра обрабатывают 78 заявок. Заказы поступают через «ВКонтакте», Facebook, WhatsApp, Instagram и Telegram. По словам Захарова, последний канал стал наиболее популярным для пользователей, которые оставляют заявку не на сайте WashDrop.
Конкуренты и привычки клиентов
Захаров считает единственным прямым конкурентом WahsDrop в Москве сервис Getairo. Но рынок химчистки, по мнению предпринимателя, на 99% сконцентрирован в руках традиционных компаний. Например, таких, как сеть «Диана». По оценке Захарова, ей принадлежит более половины рынка в Москве.
«Нам пока что бессмысленно соперничать с технологичными ребятами, как мы. Для начала надо отнять кусок у традиционных химчисток», — говорит основатель WashDrop.
Захаров полагает, что качественный скачок в сторону повышения технологичности услуги химчистки произойдет не раньше, чем через два года. «Пользователи пока что привыкают. Это будет не революция, а эволюция услуги», — прогнозирует он.
Помимо того, что WashDrop предоставляет курьеров, которые забирают вещи, отличие от традиционных химчисток состоит в том, что цена услуги известна не в момент получения вещей после чистки, а когда их забирает курьер. Расплатиться с ним можно наличными или банковской картой. В ближайшее время WashDrop перейдет на автоматические платежи с привязанных банковских карт, говорит Захаров.
Одна из целей стартапа — сделать ценообразование более прозрачным. Для этого WashDrop работает с 70 категориями одежды, в то время как у традиционных химчисток в каталоге представлены 250 позиции. В дальнейшем компания, по словам основателя, хочет свести список к 30 категориям.
Также компания предоставила пользователям пакетные предложения — стирка пяти рубашек и постельного белья, которое учитывается не по килограммам, а по наполнению специального мешка от WashDrop. При этом услугу подписки основатели проекта потенциально рассматривают, но вводить пока не собираются, так как химчистка — труднопрогнозируемый бизнес.
Сейчас стартап сконцентрировался на том, чтобы привести бизнес к более «научному» подходу с помощью внедрения полноценной аналитики данных и полной автоматизации процессов, говорит Захаров.
Обычно когда возврат пользователя происходит реже чем 1 раз в месяц, а у вас это скорее всего так, то это называется транзакционной моделью.
В такой модели вы, по сути, каждый раз продаете услугу/товар заново, даже если вы до этого контактировали с этим клиентом.
Поэтому главным фокусом для вас должно быть не удержание, а существенное снижение стоимости привлечения клиента. Работайте над воронкой и брэндом, ищите дешевые каналы.
Удачи!
Как оказалось, есть много клиентов, которые пользуются химчисткой чаще, чем раз в месяц. За счет них и можно растить когорты.
Но Вы тоже правы. Будем работать в обоих направлениях)
Спасибо!
Вы же по сути просто курьерская доставка до химчистки и обратно?
Это суть вашей функции, забрать, отвезти партнеру, отдать.
Все остальные свистоперделки, -это ваши интерфейсы для данной функции, привлечение клиентов и прочего. Услуга сама по себе стандартная.
Вот чем вы лучше обычной химчистки для меня?
1. Доступность?
- химчистка сети есть и у дома и у работы.
- можно заказать доставку курьерой туда-обратно (500₽)
2. Цена?
- цены как я понял у вас стандартные по рынку, все равно пользуетесь услугами партнеров и низко не продемпинговать за счет ноухау.
3. Качество?
- сомневаюсь, у себя в городе я нашел две химчистки со стандартным качеством (Лотос) и дорогую (Водолей в центре города). У последней атомные цены, кажется нет сайта, но профессионалы, очередь дорогущих машин перед входом всегда и вещи спасают дорогие.
Обьективно наврядли вы на аутсорсинге сделаете качестве выше рынка.
4.Доп. сервисы?
- а они мне не нужны, это же простая функция. В химчистку сдаю раз в полгода сезонные вещи, раз в пару месяцев форсмажорные загрязнения на особо ценных вещах.
- цены я примерно знаю и так
- приложение няшное для айфона не нужно, можно позвонить или просто закинуть мешок одежды по дороге домой.
-------
Вот сдать 5-7 рубашек и забрать чистые и отглаженные по цене 100₽/шт. звучит интересно... ито их уборщица гладит приходят раз в 1-2 недели домой :rolling_eyes:
Резюме:
Технологии - это классно, но УТП не видно.
Простите, а чем, например, Qlean отличается от обычной уборки? По сути это просто уборка, однако ребята оказались довольно успешными. Почему? Потому что они сделали понятный и доступный сервис, правильно его упаковали и донесли до ЦА. Если так посмотреть и рассуждать Вашей логикой, то и Space X - тоже тривиальный сервис, который запускает объекты в космос.
WashDrop перешел на данный формат работы первым в химчистке. Обычно процесс выглядит так: Вы идете в приемный пункт, стоите в очереди, потом у Вас принимают вещи (в среднем по 3 минуты на вещь), потом оплачиваете, а через пару-тройку дней все повторяете заново.
Мы приезжаем день в день. Проводим у Вас дома не более 5 минут, возвращаем вещи спустя всего 48 часов. Только тут Вы оплачиваете, и доставка бесплатная при заказе от 2000.
Смутил момент про "отличие ... состоит в том, что цена услуги известна не в момент получения вещей после чистки, а когда их забирает курьер."
Я когда сдаю в химчистку всегда сразу знаю цену.
Как правило, когда курьер забирает у Вас вещи, он не может назвать точную цену. Цена может быть скорректирована специалистом на фабрике.
Удачи вам ребят, надеюсь, все получится и взлетит!)
Спасибо! Обязательно получится)
Пацаны, жесть. По вашим же словам:
CAC — 3000 рублей
Средний чек — 3000 рублей
Фокус не на стирке (как в США, где стирать принято на аутсорсе), а на химчистке. Услуга явно не про выский возврат клиента в ближайшие пару месяцев после привлечения.
Конечно, удачи, но экономика — ад.
В CAC опечатка, ошибся редактор, сейчас исправит, реальная цифра 1200
Добрый день, Илья! Как официальный представитель химчистки "4 СЕЗОНА" хочу прокомментировать твою статью! Весь процесс действительно достаточно трудоемкий и имеет достаточно много этапов. Но одним из самых важных является качественных осмотр вещей принятых от клиента, а когда курьер даже количество точно сказать не может или по факту их в мешке оказывается больше или меньше, то это даже не 90-е !) При этом важно осмотреть каждую вещь и клиенту рассказать , можно ли отчистить данное пятно или каким способом зашить порванный карман, а не по факту получения вещей на фабрике объяснять клиенту все эти нюансы. Нам приходилось решать очень много нюансов и по факту выполнять часть вашей работы. Пока не будет организованно качественной приемки вещей и согласование с клиентами, то качество будет страдать! И необходимо качественно подготавливать курьеров, в этом большая не доработка! Без решения данных вопросов ничего не решится, вы уже поменяли 2 фабрики, но не всегда проблема заключается только в фабрике!
Стас, привет!
Во-первых, прости за упоминание вашего бренда.
Далее по статье: я действительно считаю, что эта отрасль застряли в 90-х. Мы предложили качественно новый бизнес-процесс, ориентированный на людей, которые ментально готовы и хотели бы пользоваться подобным сервисом. Его внедрение требовало серьезных усилий с нашей стороны, но если мы партнеры, то мы надеялись и на Вашу инициативу, иначе зачем было начинать... Однако вы нам на встречу идти не всегда хотели. К сожалению, подобную реакцию мы встречали и со стороны других химчисток. Плюс большое кол-во внутренних проблем в вашем процессе, которые мы не раз обсуждали, мешало нам поступательно расти. Как уже было сказано Выше - "главное в этой отрасли - качество", мы его не всегда получали, согласись. В том числе, когда можно было избежать каких-то критических моментов и решить их в рамках диалога, не всегда это получалось. В целом, это и есть расшифровка заголовка статьи.
По поводу наших курьеров: как ни крути, они не всегда могут принимать вещи полноценно так, как это делают приемщики в приемных пунктах. Именно поэтому мы ни раз поднимали вопрос о двойном контроле, который бы также сыграл и Вашему производству на руку. При этом мы всегда готовы были участвовать в этом финансово, потому что понимали, что качество - это один из основных критериев нашего развития. К сожалению, Вы нам в этом отказали, поэтому нам пришлось сменить фабрику.
По поводу смены двух фабрик - информация недостоверная. На данный момент мы сменили только одно производство по указанным выше причинам.
И я согласен, что проблема не только в фабрике, однако, мы всегда готовы идти на встречу партнерам. За время совместной работы я ни раз это доказывал, ты это знаешь.
Цена это главный фактор, почему когда я прихожу в ларек под названием химчистка, бабушка мне говорит с вас 500 руб, она знает что эта работа так стоит. Ваши курьеры должны это знать, а лучше сделать калькулятор на сайте. Но не как потом, после доставки до посредника и тд...
Оплата после доставки вещей, а цену говорят сразу. все логично
Ребята и особенно Ваган - удачи, у вас все получится!!! Вы большие молодцы!!!
Удачи, правда вы не первые, кто пытался такое сделать в Москве. У нас были резидентами FastDry, делали примерно тоже самое, только работали с несколькими фабриками. При тестировании гипотез по экономике поняли, что свести экономику хотя бы в ноль там очень сложно, поэтому быстренько бизнес свернули. Насколько я знаю, у аналогов на западе аналогичная ситуация.
В любом случае желаю удачи!
Мы также в голове держим открытие собственного производства, а это уже совсем другая маржа. Однако, окончательный выбор будем делать позже.
Совет:
Настройте таргетинг в Яндекс.директе, мне теперь ваше обьявление показывается постоянно после этой статьи и захода на сайт... но я живу в Петербурге.
Бюджет немного сэкономите, цены на химчистку дешевле будут :)
Хорошо, спасибо)
Комментарий удален модератором
Не фильм. Сериал))
Комментарий удален модератором
Как узнать хороший стартап или нет? А всё просто: если будут пользоваться старики - значит всё честно, а так это всё маркетинговый ход для глупой молодёжи. Старики как думают: я лучше потрачу больше времени, зато дешевле выйдет. Поэтому упор надо делать на невозможность справиться своими силами. Доказать клиентам, что ваш стартап сделает всё лучше, вот почему надо идти к вам, а не в обычную химчистку. Изи же.
Поэтому жаль, что в статьи ни слова не было об инновационных подходах к очищению. Интересно лишь узнать о калькуляторе на сайте и гарантиях. По фотографии нельзя оценку производить что ли?
Так думают старики у которых много времени и мало денег, а люди у которых мало времени и много денег думают по другому.
У нас есть небольшое кол-во пожилых людей, но ставка в основном не на них. Мы все-таки стараемся быть современным городским сервисом, который облегчает жизнь нашим клиентам.
Старики, которые пользуются Snapchat абсолютно с Вами согласны!
Все было прекрасно до того момента, пока мне не позвонила милая девушка и не сказала, что мой костюм завтра не привезут, "так как у них весь день не было электричества", а привезут только во вторник...
Очень здорово, но для меня это неприемлемо, так как второго костюма сейчас нету, а на работе строгий дресс-код.
Посмотрим как разрешится эта непростая ситуация.
Сходите сдайте кровь, там дают отгул.
Не нашел на сайте ни слова о гарантиях. Не доверился бы...
Эта часть на данный момент в разработке. Много подводных камней. У обычных химчисток это выглядит примерно так: есть претензия, отправляем клиента на экспертизу, а потом суд. Досудебного урегулирования не очень много, вернее даже не так: оно есть, но как правило заканчивается не в пользу клиента.
Мы бы и тут хотели сделать что-то удобное, простое и понятное, что бы клиент с самого начала работы с нами чувствовал себя в безопасности.
Если бы был инструмент не проинвестировать в вас, а напротив зашортить, я бы непременно это сделал на хорошую сумму.
Также сомневаюсь, что в это дело получится найти инвесторов. Думаю только непрофильных, не из интернет бизнеса.
Никакой неприязни к вам не испытываю. В любом случае удачи!
Спасибо!
Вчера оставила отзыв, даже не опубликовали
Повторюсь, прочитала всю статью, Генеральный директор говорит о том, что поменяли другую химчистку, я сдавала платье еще весной, мне его просто "спасли", позвонила милая девушка, все рассказала, предложила выходы, варианты, а сейчас что? Сдашь вещь и не знаешь когда привезут и что. Даже никто не позвонит, самой приходится. Все мои знакомые, которые пользуются Вашими услугами, уже собираются менять сервис.
Уточните пожалуйста номер заказа. Хотим разобраться в этом недоразумении. Обратная связь с клиентом – это отличительна черта нашего сервиса, мы стараемся всегда поддерживать клиента и давать максимально полные ответы по состоянии их вещей
Буду благодарен, если укажите номер заказа и телефонный номер
почта для связи [email protected]
Ну что касается упоминания, то конечно эти моменты надо бы согласовывать!)
Что касается инициатив, с нашей стороны они были полностью поддержаны и вам было неоднократно предоставлены возможности для съемок ваших роликов на нашем производстве! Решили что курьеры будут приезжать ночью, пожалуйста! И еще ряд был моментов было когда мы шли на встречу, не хочу углубляться в данный вопрос!
То что в нашем бизнесе качество на первом месте это факт, но я также повторюсь , качество приемки влияет от 30 - 50 % на конечный результат. Данный факт мы неоднократно обсуждали , но качество приемки вещей осталась на достаточно низком уровне. По поводу финансов, да ты действительно неоднократно декламировал данный вопрос , но дальше разговоров дело не пошло! При этом мы были достаточно загружены, по факту заменив работу вашего колл-центра и согласовывая с клиентами почти каждую вещь (30 - 40 звонков в день), при этом колл - центр не мог профессионально и грамотно решить данные вопросы, они просто терялись в суте происходящего. Мы с тобой это обсуждали раз 10 и это в том числе результат некачественной, первичной приемки вещей!
В итоге по поводу смены 2-й фабрики, видимо я не просто так об этом сказал!) Потом сообщите по каким причинам и там не сложилось.
И в завершении, хотел все же поинтересоваться в чем вы шли нам на встречу, я может чего то не помню!)
P.S. Желаем успешного развития вашему проекту, надеюсь вы учтете все те моменты которые этому мешают!
Нам видимо с тобой надо дебаты очно устраивать) мы немного на разных языках и про разное говорим. Думаю, что ту не имеет смысла продолжать этот разговор.
Полностью согласен!)
Комментарий удален модератором