{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Век ремесленников, а не блокчейна

Основатель сервиса Callibri Иван Шкиря о трендах российской бизнес-среды на ближайшие годы.

Новые технологии — блокчейн, криптовалюты, ICO, нейросети, элементы искусственного интеллекта, робототехника — преподносятся как перспективные ниши для создания бизнеса. Это не так. Вокруг этих технологий появится несколько десятков (максимум — сотен) технологических компаний, чьи разработки помогут миллионам бизнесменов производить собственную продукцию эффективнее. Но одно дело — использовать компьютер в работе, другое — создавать его и производить.

Обсуждению «технологий ради технологий» и надуманных рынков уделяют чересчур много времени. А вот информации о реальных возможностях их применения и практическим советам для существующих и будущих бизнесменов — слишком мало.

Я постарался изложить тренды, которые меняют российский бизнес-ландшафт и занятия большинства людей в ближайшем будущем. Ниже также описано, как получить прибыль, которой достаточно для достойной жизни, и как заработать по-крупному.

Есть базовая вещь, из которой я исхожу. Большая часть рыночного бизнеса, который нас окружает, работает на синергии трех составляющих:

  • Продукт — то, что компания производит и что потом покупают ее клиенты. Это может быть товар, услуга или их комплекс.
  • Маркетинг — действия для привлечения клиентского внимания к продукту.
  • Клиентский сервис — работа клиентских отделов по переводу заинтересованных обращений в сделки и по сопровождению клиентов в процессе эксплуатации.

Если какой-то составляющей нет, то бизнес «хромает» на обе оставшиеся.

Теперь, когда мы вооружены этим знанием, давайте посмотрим на реальные (а не криптовалютные) тренды, которые меняют бизнес-действительность, через призму этих трех составляющих.

Продукт — просто как никогда

Создание интересного для аудитории продукта еще никогда не было столь простым и доступным. Производством всегда правили компетенция и капитал. Во времена ремесленничества главную роль играли годы обучения мастерству. А в эпоху индустриализации таким фактором стали деньги.

До промышленной революции для производства простого стола требовалась неделя работы мастера. При этом он полжизни готовился к этому, а инструменты получил по наследству. В итоге стол стоил условные $200 и производился в течение двух недель. После промышленной революции у людей появился выбор: тратить две недели и $200 за стол ручной работы или купить произведенный на фабрике за $20. Так было вплоть до конца 20 века. А что сейчас?

Каждый из нас, даже самый неумелый, может купить в ближайшем магазине инструмент, посмотреть инструкции в интернете и сделать стол за пару часов. Можно даже не покупать инструмент, а поработать в производственном коворкинге.

И вот вещь готова. Сделанная вручную, из понятных материалов, с историей и, как любят говорить, «с душой, крафтово, от сердца». При этом ее цена составляет те же условные $200. Но за полторы сотни лет цена заводского стола выросла с $20 до $200. Теперь выбор не так очевиден: отдать $200 за штамповку IKEA или за крафтовый стол.

И это касается не только столов: мелкосерийное производство, технология литья в силикон, фреймворки, библиотеки, 3D-принтеры, гидропоника, швейные и вязальные машины, кухонные комбайны. А также блокчейн, роботы, нейросети и элементы искусственного интеллекта.

Все эти технологии дали нам новую реальность, в которой создание почти любого продукта требует минимальной компетенции и затрат. В большинстве случаев для создания 95% вещей, которые мы потребляем (от джинсов до латте) достаточно подключения к интернету и суммы в несколько десятков или сотен тысяч рублей.

Ремесленники нашего времени

Вот потому все больше и больше людей начинают делать что-то свое. Это не совсем бизнес, точнее, совсем не он. Это новый виток ремесленничества, на заре которого мы находимся. Я говорю не об официально зарегистрированных предпринимателях — их количество как раз сокращается, даже если посмотреть данные Росстата за 2016 год.

Ремесленниками я считаю всех, кто производит продукт малыми партиями (и часто собственными силами). В большинстве своем они не становятся юридическими лицами, поэтому их деятельность относят к так называемой «гаражной экономике». Но я не стал бы определять их лишь по этому признаку. Не регистрируются, потому что условия не заставили (гром не грянул, но тучи сходятся).

Отличительная черта этих людей в том, что они ищут способ самореализоваться, произвести и продать тот товар, который нравится им самим. И попробовать заработать этим на достойную жизнь. В России уже больше 35 млн таких ремесленников. Размер «гаражной экономики» оценивается в четверть ВВП России — 600 млрд рублей

Развивает ли кто-то из них трендовые технологии? Нет, они им безразличны. Но они пользуются продуктами, которые появились на трендах прошлых лет: SaaS-бухгалтериями, CRM-системами, коворкингами, облачными технологиями, маркетплейсами, 3D-принтерами и другими инструментами. Но таких технологий только десятки, а компаний тысячи.

Маркетинг — сложнее с каждым днем

Даже за последние десять лет маркетинг заметно усложнился. Это одна из причин, почему заводской стол подорожал в десять раз.

Каналов связи стало на порядок больше, и их количество продолжает расти: телефоны, почты, чаты, мессенджеры, социальные сети, форумы, а также прямые, обратные и онлайн-звонки. Ни один из этих способов не убил старый. И бизнес вынужден предлагать клиентам все, иначе клиент уйдет к тому, у кого таких технологий больше.

Количество рекламных каналов от нескольких штук увеличилось до нескольких тысяч и продолжает расти. При этом от охвата каналов напрямую зависит эффективность каждого из них.

Затраты на маркетинг стали одной из основных статей расходов, и их доля растёт. Это вынуждает все тщательнее подходить к анализу эффективности, а с учетом обилия коммуникационных каналов — это тяжелая задача.

Клиенты перестали быть лояльными, они научились выбирать, им нравится быть придирчивыми, высмеивать ваши недостатки и наказывать вас негативными отзывами. Благо, что закон о защите прав потребителей позволяет многое.

Есть еще множество других факторов: монополизация некоторых отраслей экономики, увеличение управленческих звеньев, попытки удержания и так далее

Все это делает маркетинг одной из ключевых компетенций бизнеса. При этом ее непросто купить. Слишком велики скорость изменений и глубина отраслевых отличий.

Клиентский сервис — очередь за свеклой

Мы ничего не знаем про настоящий клиентский сервис. Мы посмотрели на обслуживание в кино и в отпусках, создали подобную иллюзию у себя и требуем взаимности. Но в реальности получается карго-культ с самолетами из бамбука. Мы вышли из трёхквартальных очередей перед пустыми прилавками и продавщицами в зарешечённых ларьках. До сих пор собственник может предложить клиенту «выйти поговорить», если он остался недоволен продуктом.

Вот и получается, что производство продуктов становится проще, а клиентский сервис и маркетинг усложняются. Рождаются тысячи Instagram-лавок, которые делают удивительные вещи, но не рекламируются, а тех редких клиентов, которые находят их сами, они отпугивают хамством, обидами и стеной непонимания. Закрываются эти ремесленники с жалобами: «Реклама не работает, налоги высокие, поддержки нет, конкуренты — злодеи, клиенты — дураки».

Все проще — клиентов нужно любить, а не изображать любовь. Маркетингом нужно заниматься все свободное время, каким бы крутым продукт ни был. Но это сложно. И маркетинг, и клиентский сервис требуют гораздо больше денежных и трудовых вложений, чем создание продукта. У рядового предпринимателя ни того, ни другого даже не предполагается. Эффективный маркетинг можно начинать строить при бюджетах от полумиллиона рублей в месяц (миллиона рублей для Москвы), а для некоторых микробизнесов это недостижимо в любых условиях.

К 2027 году на рынке появятся:

  • Десять миллионов ремесленников-микропроизводителей, которые будут делать удивительные вещи. Это «ламповые» предприятия, в которых заработать условный миллион возможно, а о миллиардах можно и не мечтать.
  • Несколько сотен компаний в роли инфраструктурных узлов, которые по-разному будут обеспечивать потребности этих фирм в маркетинге и клиентском сервисе. Это бизнес на миллиард.

Забудьте о перспективах миллиардного бизнеса, это сложно и маловероятно, проще играть в лотерею. Стать ремесленником — почетно, интересно и приятно, все карты на столе — технологии, экономика и рынок. Про бизнесмена, который производит торцевые доски или варит кофе, людям читать интереснее, чем про разработчиков блокчейна или очередной CRM-системы. 21 век — это век ремесленничества, и ремесленники — народные герои.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Rustem Tukhvatullin

А Callibri к какому виду относится?

Ответить
Развернуть ветку
К М

Это что?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

я с 1 палатки шавы в регионе зарабатываю больше, чем вы там на своих блокчейнах и очередной говноcrm. столы какие крафтовые. вообще что ли упоролись или нашли таблетку для вечной жизни? время типа бесплатное, че стол то не сколотить. ага))

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда