Исследование AdGuard: полмиллиарда пользователей добывают криптовалюты и не знают об этом
220 популярных сайтов с совокупной аудиторией в 500 млн человек зарабатывают на скрытом браузерном майнинге.
Меньше месяца назад СМИ начали писать о новом способе заработка популярных сайтов. Они незаметно запускали майнинг криптовалюты Monero в браузерах пользователей. Мы решили исследовать масштабы скрытой криптодобычи — искали код сервисов CoinHive и JSEcoin для встраивания в сайт браузерного майнинга на страницах 100 тысяч самых популярных по рейтингу Alexa ресурсов.
Обнаружили 220 сайтов с такими скриптами с суммарной аудиторией около 500 млн человек (по оценке Similarweb) из самых разных регионов мира: США, Россия, Китай, Южная Америка, страны Европы. Ссылка на список сайтов, актуальный на 12 октября, — под публикацией.
Две сотни сайтов — возможно, и не так много в масштабах интернета, но для роста с нуля за три недели масштабы впечатляющие. За это время успели появиться как минимум два сервиса-клона CoinHive.
По нашим подсчетам, майнящие сайты заработали около $43 тысяч (при почти нулевых вложениях). Если приглядеться к списку, можно заметить, что в нем значительный процент ресурсов из «серой зоны» — порносайты, торрент-трекеры, сайты с пиратским контентом. Объяснение этому скорее не в том, что криптовалюты — это что-то плохое, а в том, что подобным сайтам всегда было сложно зарабатывать на рекламе, зато они более открыты экспериментам.
Солидные рекламодатели никогда не любили сайты из «серой зоны», поэтому им приходится зарабатывать с помощью низкопробных тизерных сетей с шокирующими картинками и заголовками. Аудитории такая реклама не нравится, и сайты активно ищут альтернативы.
С другой стороны, порносайты традиционно были первопроходцами технического прогресса в интернете, многие функции впервые появлялись именно на них и позже внедрялись сайтами других тематик.
Собственно, вирусной тема скрытого майнинга стала именно после того, как код CoinHive обнаружился на The Pirate Bay — крупнейшем поисковике торрентов. Но практически одновременно с этим код обнаружился и на сайтах CBS (крупнейшей американской медиакорпорации, владельца телеканалов и радиостанций).
Онлайн-видеосервисы CBS идеальны для майнинга — у них огромная аудитория, которая подолгу держит открытой в браузере вкладку с видео. Только вот видео распространяется на условиях платной подписки, что и вызвало вопросы к дополнительной монетизации майнингом. Код CoinHive с CBS быстро исчез, зато появились предположения, что это была частная инициатива предприимчивого вебмастера.
Мы считаем, что нет плохих или хороших инструментов монетизации, есть плохие и хорошие стратегии их использования. Майнинг в браузере допустим, если сайт информирует о нем пользователя и спрашивает разрешения.
Это будет даже более этичный способ заработка, чем реклама: никто же заранее не спрашивает у посетителя о желании смотреть рекламу. Зато его ресурсы (трафик, внимание, компьютерные мощности, батарейку смартфона) она тратит не хуже майнинга, а главное, поддерживает индустрию сбора персональных данных.
CoinHive уже обратился к вебмастерам с призванием включать майнинг только по согласию пользователя. К сожалению, он не может установить это как жесткое требование при использовании сервиса, потому что тут же потеряет рынок в пользу клонов, которые так не сделают. Но уже появляются и другие механизмы регуляции явления: популярный облачный хостинг CloudFare начал отказывать в обслуживании сайтам, которые майнят скрыто.
Мы считаем браузерный майнинг перспективным новым направлением монетизации сразу по нескольким причинам:
- Криптовалюты стремительно растут — существующие дорожают, новые появляются. Браузерный майнинг будет становиться выгоднее и составлять всё более серьезную конкуренцию рекламе.
- Если даже майнинг не обещает сейчас огромных доходов сайту, их не гарантирует и реклама. Аудитория может быть «дешевой» или неперспективной с точки зрения рекламодателей, а вот майнингу всё равно, какие люди ходят на ваш сайт. Будь это перуанцы, которым бесполезно рекламировать европейские магазины, или неплатежеспособные дети — да кто угодно, для майнинга это не имеет значения.
- Любые альтернативы рекламе — это благо. Потому что эти альтернативы сейчас можно пересчитать по пальцам. Платный контент — вариант далеко не для всех. Пожертвования и краудфандинг редко дают существенные суммы и еще более редко служат стабильным источником регулярных поступлений. Инвестиции и IPO для контентных проектов ещё более редкая история.
Монетизация сайтов с помощью майнинга криптовалют в браузере достойна развития и популяризации, но только при условии этичного и продуманного подхода к ней.
Необработанные данные исследования доступны по ссылке. P.S. Администрация крупнейшего из майнивших сайтов uptobox.com (с 60 млн месячной аудитории) позже сообщила, что убрала CoinHive.
«Мы считаем, что нет плохих или хороших инструментов монетизации, есть плохие и хорошие стратегии их использования.» — говорят производители решения, которое режет не только «назойливую рекламу», но всю рекламу вообще, а также любую аналитику на сайте.
Не всю, а ту, что выбрал пользователь. Да, по умолчанию многие "не парятся". Но пользователи включают рекламу на нравящихся им сайтах. А вредоносные сетки их не достают. В свое время, лет 10 назад, мы с Outpost Firewall резали рефереры по умолчанию, потом для простых юзеров - перестали. А гики и так в paranoia mode :)
Перед тем, как написать комментарий, я поставил расширение для хрома и открыл пару сайтов, чтобы посмотреть, что будет заблокировано. Метрика, ГА, Пивик были заблокированы. А ведь я не выбирал этого.
У вас вызывает удивление, что в решении по блокировке мусора блокировка мусора включена по умолчанию?
Вызывает удивление, что кто-то берется решать за всех, что является мусором, а что нет.
А что, пользователю сайта скрипты аналитик приносят какую-то пользу?
А что, пользователи с адблокерами приносят сайтам какую-то пользу вообще? :)