{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

АЗБУЧНАЯ ИСТИНА

Вы оставили кошелек на столе. На рабочем. Отошли – вернулись – а кошелька нету. Пропал. Испарился. А если попросту – сперли!

Можно – и, наверное, нужно, - кипеть и возмущаться. Выражаться разными словами. Посылать проклятия на голову негодяя, осмелившегося сделать это.

Но лучше - что, впрочем, делают немногие из нас, - обратить ситуацию. И покрыть нехорошими словами самого себя. За то, что, раззява, сам оставил кошелек на столе. За то даже, что ввел в соблазн другого человека. Может, он и не хотел вовсе.

Может, он изо всех сил пытался быть хорошим. Но – такая трудная ситуация в жизни. Так деньги нужны… А тут – лежат на столе… И никого нет… Ну – только один раз… Это будет не воровство даже … Так, позаимствую… Может, потом когда и отдам, когда разбогатею.. Вот подкину кошелек обратно…

И – человек согрешил… Именно это говорит статистика, анализирующая все и всякие случаи воровства на рабочем месте. Предельно упрощая, эта статистика утверждает, что существует универсальная формула: 10 — 80 — 10.

10% сотрудников — ни при каких обстоятельствах не пойдут на кражу. Будут умирать с голода, но чужого не возьмут.

10% сотрудников — всегда будут воровать. Вне зависимости от должности или зарплаты. От совершения хищений их не остановит никакая система безопасности, пусть даже самая жесткая и суровая.

А вот 80% сотрудников — люди в основном порядочные, но при благоприятной возможности, когда все лежит – бери, не хочу - могут совершать кражи.

Человек слаб. И поддерживать свою нравственность на высоте этому самому большинству в 80 % помогает только система продуманных правил и контроля за их соблюдением. А если правила просто полагаются на порядочность человека, а ситуация прямо подталкивает его – «возьми, возьми..» - мы с изумлением наблюдаем расцвет некрасивых мягко говоря поступков… «Мы-то думали…. А они-то оказались…»

Это - азбучная истина для тех, кто профессионально занят построением систем мотивации.

Каждому руководителю полезен премиальный фонд. Из него можно стимулировать подчиненных за подвиги и свершения в повседневной жизни, которые не особенно видны «сверху».

Кто-то в критической ситуации остался на работе подольше и сделал все необходимое, чтобы сдать заказ клиенту. А эта вот девочка вернула заказчику оброненные документы с кошельком. Хотя могла бы и взять – никто бы не узнал… А тот парень придумал, как эту штуку делать за более короткий срок.

И хорошо поощрить всех этих ребят сразу. В пример другим и быстро, пока история не забылась..

И тут – самое время вернуться к нашему «кошельку на столе». Людей полезно премировать. Но есть еще азбучная истина: распорядитель премиального фонда ни в коем случае не должен иметь возможность хоть как-то вознаграждать себя сам из него же. Потому что – так мы кладем кошелек на стол.

При сколь угодно жестких правилах всегда будет искус и возможность их обойти. И начислить себе премию повкуснее и побольше. И обоснований, оправданий и мотивировок этому будет сколько хочешь.

Конечно, один или даже два человека из десяти будут стремиться вести себя порядочно. И премий себе вообще не платить. Что, кстати, тоже не очень здорово с мотивирующей точки зрения, потому что иногда руководители тоже совершают подвиги и очень своевременные действия, заслуживающие поощрения.

Но азбучная истина гласит - премию руководителям должны платить только вышестоящие руководители. И – ни в коем случае не он сам.

К чему приводит нарушение этой аксиомы? – Можно было бы рассказывать десятки случаев из практики управления бизнес-компаниями. Но, к сожалению, гораздо более масштабные последствия можно наблюдать прямо сегодня в результате не очень удачного внедрения Новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях (НСОТ), которая особенно впечатляюще показала себя в образовательных заведениях. То есть – прежде всего в школах. Там, где нравственность имеет особое значение…

Знаете ли вы, сколько у нас в стране директоров школ? Десятки или сотни тысяч? – Как бы то ни было, все они после внедрения НСОТ оказались перед этой самой темой положенного перед ними на стол раскрытого кошелька. Из которого,

кстати, и взять-то уже не считалось ни преступлением, ни даже проступком. В тормозах остались только древние моральные ограничения – для тех, кто еще помнит, что это такое.

Итак, вы директор. У вас – бюджет на управление школой. С разными-разными статьями. Конечно, денег все равно мало, и на все не хватает.

Но – говорят вам разработчики системы мотивации, как директор вы можете выбрать для себя и для своей администрации коэффициент на зарплату от среднего. От одного до пяти крат. А еще - можно экономить.

И сэкономленные деньги использовать на всякое недостающее. В том числе - на премирование всех. И, если подумать, от этой премии тоже можно получить кусочек. Для своей администрации. А, может, и себя можно не обидеть?

- Можно сократить оплату за час работы учителям – и получить экономию.

- Можно переквалифицировать виды работ педагогов – и получить экономию.

- Можно уволить «дорогих» преподавателей со всякими там надбавками, стажами и регалиями, - и заменить их на «дешевых. И снова получить экономию.

- Можно приуменьшить до предела число бесплатных кружков и факультативов, на которые предусмотрена статья в бюджете, – и снова получить экономию.

И так далее, и так далее.

Понятно, что и в этой системе остаются подвижники и высокоморальные люди, которые пытаются использовать новые возможности для повышения качества образования.

Но остаются и 80%. Которые просто люди.

И которых таким образом построенная система мотивации просто и прямо подталкивает к тому, чтобы протянуть руку и взять кошелек со стола.

Беда только в том, что с этим взятым в руки кошельком ни бежать, ни скрываться после этого некуда. И в школьных коллективах создается очень специфическая атмосфера между обделенным преподавательским составом и администрацией.

И именно в этой атмосфере растут дети. Мои. Ваши. Разработчиков мотивации. И всех остальных. Дети, которые извлекают из этого урока свои выводы на будущее.. .

0
3 комментария
Lana Milovanova

Пол дня думал, кто спер кошелек, а потом нашел его в другом кармане своей же сумки)))

Ответить
Развернуть ветку
Рамиль

Это уже вам вернули кошелёк. ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Российский Крым

Так назначайте распорядителей фонда из тех 10% которые "никогда"

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда