{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Об этом молчат рестораторы: опыт ценой в 10 млн рублей

Полезное руководство для ресторанных стартапов, основанное на личной практике.

Всё начинается с понимания простых вещей, дальше вы просто зарабатываете деньги

Привет, читатель. Меня зовут Алексей Трунев, я ресторатор с 2012 года. Сейчас консультирую других рестораторов и запускаю ресторанные стартапы.

Перед прочтением статьи, пожалуйста, напишите на листе бумаги, куда бы вы вкладывали деньги в первую очередь, открывая ресторан, кафе или бар. Классифицируйте статьи расходов, напишите причины такого распределения и затем приступайте к чтению.

Более 40% опрошенных мной предпринимателей считают ресторанный бизнес прибыльным и непыльным занятием. Не так важна ниша. Если знаете, как изменить жизнь клиента с помощью вашего продукта, это залог успеха.

Вот четыре факта о ресторанном бизнесе, которые не так просто объяснить привычной логикой:

  • После кризиса в 2014 году доля убыточных заведений в Москве превысила 35%.
  • Большинство из этих 35% — заведения-середнячки: не рестораны, но и не столовые.
  • Количество кофеен в 2018 году в крупных городах увеличилось на 25%.
  • Большая американская фастфуд-тройка показывает стабильный рост.

Почему кофейни и фастфуд растут в кризис? Отрасль падает, однако внутри неё одни форматы показывают увереный рост, а другие — не менее уверенное падение, и последние еле сводят концы с концами. Тенденция кризиса выборочно коснулась игроков рынка, уничтожая одних и давая шанс другим.

Ответ сложно выразить в одном предложении. Причины кроются в специфике ресторанного бизнеса.

Зарабатываем много — тратим много, зарабатываем мало — тратим много

Ресторанное дело кажется беспроигрышным. Продукты стоят дёшево в сравнении с ценой в меню. В дорогих ресторанах это видно невооруженным глазом. Это — не иллюзия. Рентабельность ресторана может составлять от 11% до 30%. 30% — у тех, кто плохо считает.

Чтобы понять доходность, разберёмся в структуре издержек. Начинать лучше с простых вещей.

Схема заработка:

  • Купить продукты. Доля их стоимости в цене блюда называется фудкост. Считается по формуле: (Себестоимость продуктов / сумму выручки) * 100.
  • Приготовить и продать готовые блюда. Заведение реализует их по своим ценам, вычитает фудкост и на оставшиеся деньги уже обеспечивает работу заведения.

Заметьте: если фудкост — 30%, это не значит, что издержки закончились. В издержки, которые ложатся на ресторатора входят и зарплата, аренда и маркетинг. Битая посуда, бытовые расходы. Затраты на поиск сотрудников, налоги. Это далеко не полный список издержек.

Напрашиваются выводы:

  • Издержки сильно зависят от формата. Если вы — дорогой ресторан, то мало купить дорогую посуду, важно ещё и купить её снова, когда она разобьётся. Это кажется настолько очевидным, что об этом стыдно говорить, но говорить надо — дорогие рестораны иногда просто «наскребают» на посуду, используя штрафы, сокращения и прочие некрасивые приёмы.
  • Можете как-то закрепиться в нише, покупая дешевле конкурентов, продавая чаще конкурентов или с маржой больше, чем у конкурентов. Нести на одно и то же действие издержек меньше, чем конкуренты. Опять приходим к выбору формата — если не создаёте конвейер, не лезьте в потоковый фастфуд. Конкурентов никто не отменял.
  • Кофе с собой — это формат. Формат, который открыть куда проще, чем ресторан. Монопродукт и небольшие издержки. Кофе — популярный и маржинальный продукт. Потому этот формат будет расти, и кризис только помог.
  • Фастфуд — это формат. Формат, который совмещает конвейер и ресторан. Необходим поток, чтобы получать доход, который создается силой бренда. Маркетинговые вложения — рентабельны. Привлеченные гости будут обслужены одинаково (пусть даже с погрешностью). Кризис — повод завоевать рынок, занимая стратегически важные локации. Ведь для крупных игроков общепита война территорий не кончилась.
  • Ваш формат предполагает плотный поток? Значит, у вас меньше накрутка, чем в ресторане на пять столиков. Потока не хватает — фудкост неминуемо растет. Вы уже не закажете половину фуры лосося, чтобы снизить закупочную стоимость (фудкост). Вы теряете деньги, хотя формально клиенты приходят и покупают. Экономика перестает сходиться.

Теория, за которую я заплатил своими ошибками

Создал теорию. В основе подход к клиенту — от стандартизированного к индивидуальному. От этого зависят цены, стоимость и качество посуды, мебели. Месторасположение и маркетинговые бюджеты, и смыслы тоже. Если представить, что в общепите две крайности — рестораны класса «люкс» и фастфуд, то вырисовывается такая таблица.

Это не минимум и максимум. Скорее, два полушария. Зарабатывает тот, кто понимает, на чем он зарабатывает. Независимо от полушария

Выводы в студию:

  • Кризис прошёл, кто выжил? Выжили премиальные рестораны (настоящие, с невероятно экспертным и индивидуальным подходом) и американская тройка. Издержки компенсируются особенностями бизнес-модели. Дорогие рестораны понятны аудитории, фастфуд — тоже. Это крайности, но заметьте, в России немногочисленный средний класс, возможно, в этом причина. Компания «Додо-пицца» сделала ставку на быструю модель и конвейер. Она преуспела.
  • Кто ещё преуспевает? Сетевые рестораны. «Чайхона №1», «Шоколадница». Стоимость продуктов ниже за счёт давления объёмом на поставщика. Средний чек не ресторанный, а скорее, характерный для кафе. Однако прибыли с чека больше, чем в кафе. Стандартизация и оптимизация даёт огромное количество аналитики, вложения в маркетинг дают узнаваемость, а за счёт количества точек все гости будут обслужены. Разумеется, есть расходы на штат, но они уже сильны и воюют за долю рынка.
  • Кто в целом зарабатывает, но не так, как «Шоколадница»? Кофе-точки на потоке, стритфуд (для крупных городов), который ещё и научился кооперироваться в фудкорты. Почему — уменьшены издержки на вход и обслуживание. Так называемый Fast Casual получил свой подъём. Пример успешных — Burgers Heroes. Всё вокруг продукта, но до «Мака» и «Кинга» ещё далеко. В столицах есть возможность обкатать свой продукт на фестивалях — если зашло, можно и дальше думать. Этот сегмент — кладезь инноваций.

Кто же проиграл? Проиграл я со своим первым проектом. Второй открывался уже с учётом этих данных и получился устойчивым.

Кафе-одиночки без внятной концепции. Те самые 35%, которые не выжили в кризис. Заведения для всех и ни для кого. Любимый формат для начинающих рестораторов.

  • Вы не гигант, и объёмы закупки малые. Продукты стоят дорого.
  • Чек для гостя уже высокий, а с чека заработок небольшой. Значит, вам необходимо больше чеков. Скидками вообще лучше не пользоваться — дорого.
  • Ваша система не подготовлена к конвейерной обработке большого количества чеков — в маркетинг необходимо инвестировать с умом, но инвестировать необходимо, иначе узнаваемость потеряется. Но конкуренты не дремлют. Стоимость нового клиента всё выше и выше.
  • Любой дополнительный сотрудник — это боль. Проект уже пообещал гостям всё, что можно, надо это обеспечивать и контролировать. Штат надо кормить, надо им платить — маржа тает на глазах.
  • Есть кухня, бар, паровые коктейли, доставка, бизнес-ланчи — тратим много, зарабатываем мало.
  • Даже если купить самое дорогое оборудование, это не даст эффекта, а скорее оттянет окупаемость на неопределённый срок. Если заведение даёт дорогую посуду и подачи, то когда посуда бьётся, восстанавливать её уже нет денег.

А теперь на примере моих ошибок

Я чётко попал в потребности рынка, который в моём городе не был готов, но разогретым был точно. Но вот отсутствие целостности проекта привело к его угасанию.

Вот моё первое заведение, которое я открыл, когда мне был 21 год:

Довольно мило. Но есть тонкости, и о них я расскажу дальше

Ошибки и несоответствия концепции, формата, цен и места привели к закрытию. Расскажу подробнее.

  • Главный продукт — кальян, а главные издержки — кухня. Несоответствие, которое было ни к чему.
  • Заведение было в первую очередь кальянной, но мы не могли позволить себе много столов формата «кальян и чай», хотя объективно для них и открылись. Просто мест мало, аренда больше 100 тысяч рублей, и издержки на зарплаты серьёзные. Уже начался раздрай.
  • Пришлось выстроить заградительные барьеры в виде цен, фейс-контроля и системы продаж и допродаж, что отпугнуло многих, для которых и надо было открываться. Но заведение было модным благодаря маркетингу, на этом мы держались.
  • Спрос был выше предложения, гости устали от того, что попасть сложно, и начался отток — так появились конкуренты с монопродуктом (только кальян и чай), что для нашей аудитории наиболее выгодно.
  • Мы выбрали локацию напротив университета, но студенты к нам не ходили, поскольку у нас дороговато. Так мы утратили ещё одно преимущество.
  • Из-за оттока мы начали снижать цены и лишились возможности копить. Дорогая посуда теперь была недоступна. Следовательно — потери в качестве подачи и интерьера не заставили ждать.
  • Ушла и платежеспособная аудитория — мы были в полуцоколе. Работать на аудиторию с достатком без правильной посуды в полуподвале — не самая лучшая затея.
  • Мы начали практиковать вечеринки настолько часто, что превратились в клуб, и это спасло нас в краткосрочной перспективе, но полностью разрушило имидж кухни и экспертность бара в долгосрочной.

Если применить мою теорию выбора формата, то окажется, что первое заведение оказалось чётко в центре между конвейером и полной индивидуализацией. Можно даже визуализировать:

Кому интересно, в данном кейсе как раз описан подход к маркетингу в период кризиса в вышеописанном заведении. Решений было много, и некоторые были очень интересными.

Что делать прямо сейчас, если ты ресторатор: основные шаги для успеха в общепите

Помните мою просьбу в начале? В моём проекте основные деньги были вложены во внешний вид, временные просчёты, повлекшие аренду, дорогую посуду и ремонт, ненужное оборудование.

Сейчас я понимаю, что без вложений в разработку концепции, бренда и процессов нет смысла вкладывать деньги вообще ни куда.

Шаги

Сначала продукт. Он для определённой группы людей со схожей проблемой должен стать частью решения и улучшить качество их жизни.

Выбор формата, который нам видится наиболее эффективным для реализации данного продукта для конкретных целевых групп.

Бренд-платформа, которая включает в себя всё то, что нужно сказать нашей аудитории, чтобы они поняли, что проблема будет решена. Запаковка выгод и смыслов. Нейминг.

Брендинг, чтобы понять, как мы будем говорить о том, что написано в бренд-платформе. Нас должны вспоминать при возникновении повторной потребности.

Экономика. Мы должны с текущим форматом и по ценам, нормальным для этих групп аудитории, производить продукт. Нужно строить финансовую модель, понять какая аренда допустима и какие издержки мы не имеем права брать на себя, а какие возьмём точно.

Место, где целевым группам удобно, нам недорого и экономика сходится в плюс.

План рассадки и инженерный план производства. Всё должно соответствовать формату, не противоречить смыслам и ценностям, позволять обрабатывать тот поток, под который заточена вся наша экономика.

В заключение

Как то я читал блог Аркадия Морейниса «Темная сторона» и там увидел вот эту фразу:

Стартап в бизнесовом смысле — это компания, которую готовят к переработке больших потоков заёмного капитала с доходностью, превышающей традиционные финансовые инструменты, но с рисками, сравнимыми с банковскими депозитами.

Аркадий Морейнис, Создатель «Тёмной стороны»

Давайте будем делать ставки на понимание, анализ и расчёт. Только так мы сможем действительно выгодно оборачивать заёмный капитал, быть успешными и масштабировать свои компании.

Спасибо, что дочитали до конца. Успехов всем начинающим и действующим рестораторам.

0
120 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Izi, чего Вы хотите, а? Все у молодого человека https://vk.com/trunev_aleksei хорошо - дали денег на ресторан, он не получился, так дали денег на второй ресторан, надо бы - и на третий тоже дали бы. Теперь вот молодой человек не больше не меньше, бизнес-консалтингом занимается, почему бы и нет ...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Друг. Тут дело такое. Денег ни кто не давал. Насчет консалтинга - да, все верно - занимаюсь. У меня кстати и результаты имеются и отзывы. А скажи, на чем основывался ты, когда писал сей комментарий?
Про предыдущего молодого человека я вообще молчу)))) Писать матом в бизнес паблике, где люди делятся опытом могут только те, кто сильно умный диванный эксперт. Диванный солдат. Агрессивный и неутомимый)

Я искренне надеюсь, что вы тоже можете открывать заведения (на любые деньги) которые могут работать 3-4 года и приносить доход.
Вот еще одна моя статья. С удовольствие подискутирую с вами на эту тему, если данная тематика вас как то задевает. https://vc.ru/33554-restorannyy-marketing-bez-intuicii-prinimat-resheniya-i-planirovat-akcii-s-pomoshchyu-matricy-bcg

А фотка ведь хорошая, что ты так по фотке то о бизнес комптенциях судишь с горяча)))

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Денег ни кто не давал

А, ну да, я забыл про "студенческий капитал" - те самые 10 млн. рублей, которые вручают каждому в конце 4-го курса ВУЗа для реализации своего бизнес-проекта.
 
Если серьезно - то писать о правильных или неправильных решениях в бизнесе, не указывая источник инвестиций и возникающие в связи с этим обязательства - пожалуй, не имеет практического смысла.
 

на любые деньги ... могут работать 3-4 года и приносить доход.

Доход или прибыль?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

)))))Да что уж там) Давайте на чистоту. Суть то поста в другом. Молодые парни ошибок понаделали, поделились, покаялись. Так ведь?
А пост именно о том, почему не удалось и что бы я поменял. Я вот проекты запускаю сейчас и уж очень это знание всего что было помогает.
А по поводу фейсконтроля - ну вот так вот было все тогда. Сделанного не воротишь, а поделиться негативным опытом вроде не плохая идея. Не всем же писать про невероятный успех))))ага?
А маты не красят комментарий, комментарий красят вопросы по существу.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Тут поддержу частично - материал наукоемкий и мне нравится.
Я не хочу, чтобы меня не верно поняли - ни кто не клепал проекты. Просто с 2012 года по сей день я работаю в данной сфере, а период когда опыта нет он есть у всех.
Я много работал в Москве и запускал успешные проекты, но все это впихнуть в статью не сильно хорошая идея.
По цифрам - хорошее замечание, я его учту. Тут просто хотел рассказать именно о популярной ошибке стартаперов - не понимать, для кого работают, не анализировать пользовательский опыт. Это распространенная ошибка.

В следующей статье уже буду по цифрам все писать, это правда важно. Тему только выберу соответствующую.

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

А можно пример удачных проектов в Москве, которые Вы запустили? С названиями, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Fish & Crab. Отмечу, что я был менеджером по развитию проекта, а не его владельцем. Проектом владела большая компания во главе с очень умной женщиной. Мы на Московских сезонах стояли на кузнецком мосту, а далее на Усачевский рынок заехали, когда он только модернизировался.
Там была просто бойня за каждого клиента и если интересно, могу рассказать о том, какие именно инструменты применялись. Пишите в Вк.
Совсем не давно, к сожалению, проект закрылся. Там просто очень сильно подняли аренду и все стало резко не рентабельно.
Спасибо за вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ну вот про "бойню" как раз было бы интересно почитать - но опять же с финансовыми раскладками.

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Алексей, насколько я понял этот проект все таки не ресторан, а рыбная лавка, где можно было купить как свежую рыбу, так и готовую? Yes?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Алексей, для сравнения
"Сколько стоит открыть пиццерию в Венгрии"
https://vc.ru/31522-skolko-stoit-otkryt-picceriyu-v-vengrii
(детальные расчеты, работа с утра до вечера)

"5 базовых принципов маркетинга"
https://vc.ru/26888-marketing-rukami-nemarketologa-5-bazovyh-principov
(семейный бизнес, в который приходит на руководящую должность молодой инициативный родственник)

В обоих случаях - очень конкретные материалы, не оставляющие особых вариантов для недопонимания, правда?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Я обязательно сравню. Чтобы научится писать статьи, надо писать статьи. Спасибо вам за мнение. Я прочту обе для примера.

Ответить
Развернуть ветку
Паша Соколов

теперь минусы ставят. Похоже, логика вашего мироздания ломается. Как теперь будете жить?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Алексеенко

Алексей, спасибо за статью, за мнение, за мысли. И не сходи на уровень Izi для обсуждения с ним его проблем с психикой, нужно бы на уровне зачатия его банить. Двигайся дальше, открывай-закрывай-пиши)) И, кстати, поставь аватар делового человека, а не подростковый "девушка айфон машина", и тебе даже поверят) Удачи

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Виктор, красивая девушка рядом - лучший показатель успеха, разве нет? А мужики в пиджаках такие унылые обычно :(

Ответить
Развернуть ветку
Эван Макгрегор

Внешность женщины рождает субъективные мнения, да и счастье любит тишину. Фото из разряда товар на выкладке, если уж и делать оригинально, то ужа точно не за рулём, не селфи, не с детьми, не за едой и не в бане) С сноубордом или с коуча? , наверное...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
делать оригинально

Живая фотография лица, поймавшая характер - дл этого нужен хороший репортажный фотограф, и чтобы пару дней сопровождал на каждом шагу, буквально (во время работы).
 
Самодельная статика (селфи и "сфоткая меня типа я бизнес-гуру) - этого дать не может.

Ответить
Развернуть ветку
Эван Макгрегор

Усложняете. Но в лифте с мадам бы не стал. Выразительное фото можно найти и в архиве. Кому нужна ваша девушка? Автор какой посыл давал, кроме личного, выставляя на всеобщее обозрение? Чтоб за нудизм? Детей завтра на аву будем, а потом на ягу сядем.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ок, приведите пример выразительного личного фото бизнес-тренера?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Макс Пономаренко

Не по теме. Какой ваш прогноз про Рому из трансформатора. Если смотрели.

Ответить
Развернуть ветку
David Daniel

Прогноз отличный, к его услугам аудитория трансформатора. Если портнягину удалось продать свою дерьмокнижку полностью состоящую из воды, то курочка обречена на успх. Думаю у них там уже очередь на франшизы

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

Спасибо, отличная статья и интересный опыт! Успехов в текущих и будущих проектах)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Трунёв
Автор

Спасибо! Это приятно!

Ответить
Развернуть ветку
117 комментариев
Раскрывать всегда