82% франчайзеров боятся, что франчайзи откроют свою компанию-конкурента
Эта статья призвана помочь владельцам франшиз защитить проданные франшизы от закрытия. Содержит методы защиты и комментарии экспертов франчайзингового рынка России. Для понимания масштаба проблемы российского бизнеса будет полезна предпринимателям, желающим развивать бизнес по модели франшизы.
Франчайзеры боятся своих франчайзи. Продать бренд — это значит продать свои тайны. Продать свой опыт и коммерческие секреты. По договору франчайзи получает весь пакет документов: от логотипа до бизнес-модели. Как франчайзи будет использовать эту информацию зависит только от него. После нескольких лет работы по франшизе, одни франчайзи останутся, другие не справятся и выйдут из бизнеса, третьи откроют по вашей модели свою компанию. Риск вырастить себе конкурента неизбежен.
Оценить опасность мы попросили владельцев образовательных франшиз, чаще всех встречающихся в каталогах: языковых школ, школ скорочтения и развивающих центров. В телефонном опросе приняли участие 56 владельцев франшиз.
Методы защиты
Владельцы франшиз продумывают механизмы удержания франчайзи уже на старте франчайзинговой программы. Есть несколько способов: составить жёсткий договор, получить патент, выдавать франчайзи материалы на бумажном носителе, хранить данные на IT-платформе. Разберем каждый из них.
Договор. Большинство участников опроса стараются обезопасить себя договором. Эта стандартная практика, так делают и владельцы маленьких франшиз, и гиганты вроде МакДональдс. Например, открывая кафе МакДональдс, вы соглашаетесь не раскрывать и не использовать ноу-хау за пределами договора франшизы. В случае нарушения американская сеть фастфудов грозится отобрать право собственности на ваше предприятие. Но это МакДональдс, а мы про российский бизнес.
Российские франчайзеры советуют не возлагать все надежды на договор. Он лишь снижает риск превратить франчайзи в конкурента, но не даёт твёрдой гарантии.
Бумажные носители. Самый непопулярный способ. Работать оффлайн неудобно, в такой системе сотрудничества приходится вручную считать суммы и вносить корректировки. Это долго и вызывает недовольство франчайзи. Всё это ведёт к невыполнению инструкций, стандартов и ухудшению работы.
Патент. Защищает бизнес-модель от копирования, но доказывать плагиат приходится в суде. Судебная практика в этом вопросе не даёт стопроцентной гарантии. При желании франчайзи всё равно сможет использовать ваши идеи и наработки. Способы обойти закон об авторском праве есть и они работают.
IT-платформа. Для франшиз метод новый. Здесь все данные существуют в единой экосистеме. Если франчайзи решит выйти из неё, он потеряет доступ к соцсетям, сайту и клиентской базе. Рынок CRM-систем в России пока развит слабо, но если найти программу под себя, можно одновременно и помогать работе франчайзи, и жёстко её контролировать.
Мнения экспертов
Насколько в действительности велик риск вырастить себе конкурента и как этого избежать? Чтобы подвести итог, мы взяли интервью у представителей крупных компаний, которые развивают российский рынок франшиз. Мнение экспертов — избежать риска поможет система, выходить из которой франчайзи невыгодно.
Мосигры нет. Мы опросили владельцев образовательных франшиз: языковых школ, школ скорочтения и развивающих центров. Среди них: LEGO Education Afterschool Program, GO! English, Kidspace, EIkids, Крошка.ру, SuperBall и 50 других компаний
да еще как есть четкие критерии. хоть сферу деятельности укажите. и, если бывший франчайзи по пирожкам откроет самостоятельную пирожковую, будет участвовать прямо или косвенно в действиях фирм, связанных с пирожками, то его можно будет засудить. теоретически, конечно.
Можно узнать, кого интервьюировали?
Были ли такие монстры и красавцы, как «Мосигра» к примеру?
Скорее какие-нибудь подражатели лайк-холдинга и прочие выкидыши бизнес-молодости
Мосигры нет. Мы опросили владельцев образовательных франшиз: языковых школ, школ скорочтения и развивающих центров. Среди них: LEGO Education Afterschool Program, GO! English, Kidspace, EIkids, Крошка.ру, SuperBall и 50 других компаний
а мы им лиды продаём.
Но ещё ни разу не запрашивали интеграцию, хотя наш API простой и понятный, вероятно, сами делали =)
слушайте, а просто соглашение о неконкуренции сроком лет на 15 подписать нельзя?
Нет
а почему?
Нет чётких критериев, как доказать, что ты что-то украл из секретов. Фирму-конкурента можно зарегистрировать и на другое юрлицо
Да только многие репутацией дорожат
Франшиза - это преимущества с рисками, как и в любом бизнесе. Конкуренции бояться - свое с нуля создавать.
да еще как есть четкие критерии. хоть сферу деятельности укажите. и, если бывший франчайзи по пирожкам откроет самостоятельную пирожковую, будет участвовать прямо или косвенно в действиях фирм, связанных с пирожками, то его можно будет засудить. теоретически, конечно.
Комментарий удален модератором