{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему на самом деле уходят западные компании? И почему Китай России не поможет

Taylor Swift - Bad Blood

На фоне событий в Украине из России начался массовый исход бизнесов и онлайн-сервисов. Каждый день появляются новости об очередных компаниях, решивших покинуть рынок РФ. А в комментариях под статьями об этом явлении господствует две точки зрения:
1. Все пропало, приближается безработица и коллапс экономики.
2. Да и катитесь, без вас будет лучше. Вы прогибаетесь под политический момент и потеряете кучу денег, идиоты.

Я живу за рубежом уже много лет и с каждым годом всё лучше понимаю разницу в человеческой ментальности между типичными жителями РФ и обитателями "западных демократий".

Эта разница - в отношении к нарушению правил. В РФ доминирует культура замалчивания или даже помощи нарушителю. Ябедничество считается зазорным и общественно порицается. Нарушение же правил в общественном восприятии зачастую говорят о силе, смелости и отваге нарушителя. В западном же мире отношение к нарушению правил - нетерпимое. И с детства культивируется принцип "молчание всегда в пользу нарушителя", делающий молчание равнозначным поддержке нарушителя правил. Выделил жирным, тк этот тезис - ключевой в понимании всей этой статьи.

С моей точки зрения феномен ухода компаний из РФ это корпоративный вариант cancel culture или по-русски "бойкота". Упрощенно суть этого явления отражается в двух правилах:

1. Не иметь никаких дел с мудаками
2. Те, кто имеет дела с мудаками - мудаки. Относимся к ним согласно п.1

Уход с рынка РФ условной IKEA не имеет прямого отношения к политическим разборкам между властями Швеции и РФ. Корни этого феномена абсолютно капиталистические и довольно легко просчитываются. Сейчас покажу как.

Для начала напомню, что экономический потенциал России составляет порядка 3% от мирового ВВП. Крупная международная компания может иметь присутствие на десятках рынков и в той или иной степени иметь доступ к остальным 97% мирового рынка.

Также напомню, что отношение мирового сообщества к 'спецоперации по демилитаризации Украины' довольно таки однозначное. Это расценивается ООН как немотивированное нападение большой и сильной страны на страну, которая меньше и слабее. Математической иллюстрацией этого тезиса служит недавнее голосование Генеральной Ассамблеи ООН. Действия РФ осудило 141 государство (78%) , 5 фактически поддержали (3%), остальные 35 воздержались от участия в голосовании (19%).

И последний, но очень важный штрих. В эпоху соцсетей и Интернета мнение людей и поведение компаний видно миллиардам людей и очень быстро распространяется.

Теперь сводим все воедино. У вас есть 100% вашего бизнеса. Один из партнеров внезапно стал мудаком. В среднем по больнице его доля в вашем бизнесе - 3%. Из остальных 97% подавляющее большинство очень расстроено, внимательно на вас смотрят и обсуждают между собой, стоит ли продолжать иметь с вами дело. Конкуренты уже начали громко осуждать мудака и демонстративно прекращать иметь с ним дела. Они быстро завоевывают симпатии публики.

Если вы поддержите мудака или промолчите (!) - вы немедленно рискуете потерять значительную часть бизнеса из оставшихся 97% и потерять её на годы. Тк соцсети взорвутся осуждением и чтобы не стать мудаками от вас отстранятся многие партнеры и потребители. Автоматически перейдя к более решительным конкурентам.

Это, кстати, объясняет, почему не стоит особо надеяться на Китай. Многие китайские компании, особенно производители электроники, имеют основными рынками сбыта США и Европу. Эти рынки в десятки раз больше российского и китайцы годами работают над их развитием, тяжким трудом зарабатывая репутацию у недоверчивых, но очень богатых стран. Никакого иммунитета от общественного осуждения у китайских компаний нет и ставить под угрозу свой бизнес большинство из них не захочет.

Исход международных компаний в ближайшее время продолжится, тк давление общественного мнения и риски у остающихся будут автоматически нарастать. Но в какой-то момент наступит затишье тк освобождающийся рынок станет для многих достаточно большим куском, чтобы пренебречь репутацией и попробовать заработать.

0
1013 комментариев
Написать комментарий...
Александр Прилипко

Китай как и западные ребята, выведет все в су бренды, это уже давно изобретено

Ответить
Развернуть ветку
1010 комментариев
Раскрывать всегда