{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему на самом деле уходят западные компании? И почему Китай России не поможет

Taylor Swift - Bad Blood

На фоне событий в Украине из России начался массовый исход бизнесов и онлайн-сервисов. Каждый день появляются новости об очередных компаниях, решивших покинуть рынок РФ. А в комментариях под статьями об этом явлении господствует две точки зрения:
1. Все пропало, приближается безработица и коллапс экономики.
2. Да и катитесь, без вас будет лучше. Вы прогибаетесь под политический момент и потеряете кучу денег, идиоты.

Я живу за рубежом уже много лет и с каждым годом всё лучше понимаю разницу в человеческой ментальности между типичными жителями РФ и обитателями "западных демократий".

Эта разница - в отношении к нарушению правил. В РФ доминирует культура замалчивания или даже помощи нарушителю. Ябедничество считается зазорным и общественно порицается. Нарушение же правил в общественном восприятии зачастую говорят о силе, смелости и отваге нарушителя. В западном же мире отношение к нарушению правил - нетерпимое. И с детства культивируется принцип "молчание всегда в пользу нарушителя", делающий молчание равнозначным поддержке нарушителя правил. Выделил жирным, тк этот тезис - ключевой в понимании всей этой статьи.

С моей точки зрения феномен ухода компаний из РФ это корпоративный вариант cancel culture или по-русски "бойкота". Упрощенно суть этого явления отражается в двух правилах:

1. Не иметь никаких дел с мудаками
2. Те, кто имеет дела с мудаками - мудаки. Относимся к ним согласно п.1

Уход с рынка РФ условной IKEA не имеет прямого отношения к политическим разборкам между властями Швеции и РФ. Корни этого феномена абсолютно капиталистические и довольно легко просчитываются. Сейчас покажу как.

Для начала напомню, что экономический потенциал России составляет порядка 3% от мирового ВВП. Крупная международная компания может иметь присутствие на десятках рынков и в той или иной степени иметь доступ к остальным 97% мирового рынка.

Также напомню, что отношение мирового сообщества к 'спецоперации по демилитаризации Украины' довольно таки однозначное. Это расценивается ООН как немотивированное нападение большой и сильной страны на страну, которая меньше и слабее. Математической иллюстрацией этого тезиса служит недавнее голосование Генеральной Ассамблеи ООН. Действия РФ осудило 141 государство (78%) , 5 фактически поддержали (3%), остальные 35 воздержались от участия в голосовании (19%).

И последний, но очень важный штрих. В эпоху соцсетей и Интернета мнение людей и поведение компаний видно миллиардам людей и очень быстро распространяется.

Теперь сводим все воедино. У вас есть 100% вашего бизнеса. Один из партнеров внезапно стал мудаком. В среднем по больнице его доля в вашем бизнесе - 3%. Из остальных 97% подавляющее большинство очень расстроено, внимательно на вас смотрят и обсуждают между собой, стоит ли продолжать иметь с вами дело. Конкуренты уже начали громко осуждать мудака и демонстративно прекращать иметь с ним дела. Они быстро завоевывают симпатии публики.

Если вы поддержите мудака или промолчите (!) - вы немедленно рискуете потерять значительную часть бизнеса из оставшихся 97% и потерять её на годы. Тк соцсети взорвутся осуждением и чтобы не стать мудаками от вас отстранятся многие партнеры и потребители. Автоматически перейдя к более решительным конкурентам.

Это, кстати, объясняет, почему не стоит особо надеяться на Китай. Многие китайские компании, особенно производители электроники, имеют основными рынками сбыта США и Европу. Эти рынки в десятки раз больше российского и китайцы годами работают над их развитием, тяжким трудом зарабатывая репутацию у недоверчивых, но очень богатых стран. Никакого иммунитета от общественного осуждения у китайских компаний нет и ставить под угрозу свой бизнес большинство из них не захочет.

Исход международных компаний в ближайшее время продолжится, тк давление общественного мнения и риски у остающихся будут автоматически нарастать. Но в какой-то момент наступит затишье тк освобождающийся рынок станет для многих достаточно большим куском, чтобы пренебречь репутацией и попробовать заработать.

0
1013 комментариев
Написать комментарий...
Имя Фамилия

Дело тут не в отношении к нарушению правил, а глубже - к отношению к власти. И даже не к государству в текущем его состоянии, а к власти как таковой в принципе.

В Европе и США за много поколению уже культивировали в сознании людей, что закон и соблюдение правил это единственный и самый лучший способ защитить себя и свои права. Если кто-то нарушает правила, значит кого-то это ущемляет и закон его защищает.

В России же мы зачастую имеем дело с правовым нигилизмом. Среднестатистический россиянин, пусть очень часто не признавая это публично, воспринимает государство и закон посягающими на свои интересы. Для европейца закон это то что его защищает, а для россиянина закон это то что его угнетает. И история много раз это подтверждала - в царские времена люди еще как-то верили в Батюшку царя, а вот большевики со своей революцией не только уничтожили царский режим, но и дискредитировали власть как таковую в глазах народа показав, что если что-то не нравится смени власть и сами же потом закончили тем же, но это другая история.

Но компании уходят из России чисто по экономическим мотивам. В России есть статья за взятку. В Европе и особенно в США бизнес тесно связан с политикой. Это называется лобби. Приходит условный Хайнц и говорит, давайте мои соусы всем школьникам в ланч добавим. И скоро мы получаем слоган - Хайнц - без него не едят. А потом когда приходит политический момент Хайнца просят "отработать".
А еще крупному бизнесу есть чего терять на родине и можно пригрозить проверками, блокировками счетов и прочими санкциями, причем сказать это приватно.
Ну и не в малой степени влияет потребитель. В отличие от российского потребителя, западный как бы "более цельный", поддающийся массовому влиянию. Поясню, это нам здесь в большинстве случаев безразлично мнение окружающих, что хочу то и покупаю, а у них коллективное потребительское сознание сильнее.

От себя бы я хотел задать западным компаниям вопрос (если бы мог конечно) - Ребята, а вы вообще бизнесмены или кто? Бизнес создан для получения прибыли. С какой стати свободным частным компаниям политики или общественность указывает кому продавать а кому нет?

PS в 3% роль России в бизнесе иностранных компаний не верю.

Ответить
Развернуть ветку
1010 комментариев
Раскрывать всегда