Сммщикам: чему учиться, чтобы найти работу
Объясняют редактор и маркетолог its.agency
Месяц назад мы открыли вакансию сммщика. Каждый день на почту приходят 1-2 резюме, но провести хотя бы одно собеседование пока не удалось. У большинства кандидатов нет даже половины необходимых навыков.
Возможно, дело в завышенных ожиданиях, но мы верим, что нет, не в них. Просто рынок смм-специалистов перенасыщен неквалифицированными товарищами, которые жалуются на завышенные требования работодателей. А потом нормальные ребята читают их комментарии под вакансиями и думают, что можно устроиться в модное агентство, даже не умея включать Фотошоп.
В этой статье редактор и маркетолог рассказывают, каких навыков не хватает кандидатам, и чему научиться новичкам, чтобы их взяли в любое агентство.
Редактор
1. Чистить текст
Если ко мне на проверку попадает текст без абзацев, и в нем еще слиплись 2-3 предложения, это недоработка специалиста. Настолько сырому тексту нужна не редактура, а минимальная гигиена.
Сммщик должен уметь сам вычищать текст от мусора, штампов, нечитаемых конструкций. Во-первых, это забота о читателе. Твои посты будут читать с маленького экрана в очереди, и если на второй строке читатель не найдет что-то полезное, то скорее всего уйдет. Клиент потеряет охват.
Во-вторых, это забота о коллегах. Редактор поможет тебе сделать текст лучше: найти неточность в аргументации, сделать логичную структуру, вытянуть смысл. Но ему будет некогда этим заниматься, если он будет ковыряться в буковках.
Что почитать
«Пиши-сокращай». Если лень читать всю книгу, начните с текстовой гигиены в блоге Ильяхова. Продолжите его же циклом о том, как писать в Т—Ж. Особое внимание обратите на главы «Мясо» и «Слова и индивидуальный стиль».
Если вы сами против инфостиля, прочитать все равно придется. Каждый второй маркетолог и каждый редактор будут тыкать вас в эту книжку. Как минимум вы должны говорить с коллегами на одном языке.
2. Фотошопить по мелочи
Если сммщик не владеет Фотошопом хотя бы на базовом уровне, его ценность как специалиста сильно снижается. Например, для поста надо сделать простой коллаж. Сммщик потыкался, так-сяк, не получается. Зовет дизайнера. Дизайнер отвлекается, бросает макет интернет-магазина, идет делать сам или водить руками сммщика. Для агентства стоимость такой публикации выросла в два раза.
На некоторых проектах дизайнер делает шаблоны для постов, где нужно только менять текст или фоновую картинку, но даже для этого нужно уметь работать со слоями и объектами. А если текст не помещается или хочется накидать эмодзи? А если хочется креатива? Что, опять звать дизайнера?
Что изучить
Открыть Ютуб и пройти любой курс по Фотошопу. Этот, например. Берите любую версию программы, основные функции в них одинаковые. Я, когда учил, потратил в сумме часов 20 на просмотр и практику. Если вы поступите так же и освоите базовые навыки работы со слоями, масками и текстом, станете более самостоятельным и востребованным. Не увлекайтесь ретушью, гораздо чаще приходится делать коллажи.
Такие картинки я делал сам для клиентского проекта. Ничего сложного, но сложнее и не нужно. Когда сложнее, есть дизайнер.
+ Бонус. Если разберетесь с Фотошопом, сможете по мелочи работать с Иллюстратором и Афтерэффектсом. Допустим, дизайнер сделал вам видео, а потом пришли правки: заменить текст и иконку. И вы хоба! — сами все поменяли.
++ Совет. Если вы умеете делать гифки и редактировать видео, это увеличит ваши шансы на реально крутую работу. Ведь все хотят крутой мультимединый контент у себя в аккаунте.
3. Спрашивать у клиента
Такая ситуация. Клиент участвовал в выставке и сммщик написал пост.
Редактор: Что-то скучно про доклады эти. Надо повернуть так, будто компания делает это ради клиентов, а не пиара. Зачем они вообще на выставки ходят?
Сммщик: Не знаю, они просто прислали новость, просили опубликовать.
Ну и как тут помочь? За редактурой хорошего поста всегда остается информация, которой хватит еще на десять таких же постов.
У Роя Питера Кларка в «50 приемах письма» есть такой совет: узнайте, как звали собаку. Суть в том, что ты не знаешь, какая информация тебе пригодится, пока не начнешь писать. Поэтому спрашивать надо все заранее и по максимуму.
Что изучить
При разговоре с клиентом повторяйте про себя: я не знаю, о чем будет пост. Если понятия не имеешь, о чем писать, сразу начнешь копать глубже и задавать неожиданные вопросы. И «50 приемов» тоже прочитайте.
Маркетолог
4. Изучить Фейсбук
Бизнес-менеджер и рекламный кабинет Фейсбука — большая боль для многих специалистов. Мало кто умеет ими пользоваться на хорошем уровне. Но знать Фейсбук надо, потому что сейчас в нем масса интересных рекламных инструментов.
Если на собеседовании вы скажете, что Фейсбук — это кайф, то сразу подниметесь в глазах работодателя. Но обычно на собеседованиях я слышу совсем другое: ну да, умею вроде, но что-то там все так сложно.
Что изучить
Следите за блогом Евы Кац. У Евы много про настройки Фейсбука и она подробно описывает рекламные инструменты.
5. Изучить Метрику
Если вы позиционируете себя как специалиста, который решает задачи, а не добывает лайки, нужно уметь анализировать свою работу.
Допустим, по одному объявлению из ВК на сайт перешли 10 человек, по второму 100. Кажется, что вторая кампания успешнее. Плохой сммщик сразу отключит первое объявление, но можно ли делать такие выводы на основе статистики рекламного кабинета? Если заглянуть в Метрику, вполне может быть, что из 10 перешедших по первому объявлению 9 купили товар, а из 100 только 3.
Понятно, что сммщик не должен виртуозно владеть Метрикой, но он должен понимать, как она работает. Хотя бы, чтобы анализировать трафик из соцсетей и попросить аналитика настроить нужные цели.
Что изучить
Основы работы с Яндекс Метрикой. Скучное, но понятное руководство для новичков.
Видео: Как настроить цели в Яндекс Метрике. Доступно рассказано, какие бывают цели на сайте и чем они полезны. Саму настройку можно не запоминать.
6. Делать кейсы
Кейс — это наглядный отчет о проделанной работе. Если человек умеет красиво и понятно преподнести свою работу, значит понимает ее ценность и свои задачи на проекте. Кейсы одинаково важны для работодателя и клиента.
Иногда на просьбу показать кейсы мне присылали скрин из рекламного кабинета. Ни описания, ни подсказок, чем хорош этот результат. И это тревожный знак. Похоже, что специалист просто не умеет анализировать свою работу и делать выводы.
Здесь важно понять, что кейс — это не только про конверсию без бюджета. Внятный рассказ о том, как и почему вы вели сообщество — тоже кейс. Вот для примера наш рассказ о ведении сообщества ветеринарной клиники.
Что изучить
Посмотрите, как кейсы оформляют агентства, например, наш рассказ о продвижении фильма «Довлатов». Сформулируйте основные пункты: кто клиент, какая была задача, как вы ее решали и чего добились. Ничего большего от вас не ждут.
Соберите в Телеграфе 1-2 рассказа о ваших проектах и приложите ссылки к резюме. Это сразу +10 пунктов на собеседовании)
SMM — не для всех
SMM — это дико сложная профессия. Работа на стыке менеджмента, маркетинга, креатива и производства контента. И чтобы делать эту работу хорошо, нужно действительно много уметь. Но ведь никто и не обещал, что это будет простая работа. Если вы согласны с нами и готовы многому научиться, приходите работать сммщиком в its.agency.
Комментарий недоступен
Это топ!
Классное резюме
И зарплата до 30 тыс.(уровень курьера или уборщицы)! День мозгоебства за 1-2 тыс.руб. Но может быть вам поднимут зарплату, если вы ещё...немножко программист (php, java, pyton)
и это так(
Комментарий удален модератором
"Дизайнер отвлекается, бросает макет интернет-магазина"
В вашем агентстве нет дизайнера для смм-отдела? Серьезный подход.
Стратегия, контент, копирайт, таргет и отличная коммуникация с клиентом. Вот это сммщик. А дизайн оставьте дизайнеру. Даже фотошоп. Даже правочки. Даже в шаблоне картинку заменить.
Или у вас дизайнер копирайт для интернет-магазина сам пишет?
А бухгалтер маркетинговую стратегию создает?
В остальном все верно, только про таргет мало. Нужен не только фэйсбук.
Дизайн дизайнер и сам не отдаст) а сделать картинку для поста, ну это не всегда требует каких-то особых навыков. Что касается Фейсбука, то это реально какая-то боль на ровном месте. Не знаю, почему у стольких людей с ним не складывается. А так да, не только он
Выходит, сммщик - это многорукий многоног, который совмещает много профессий?
Если человек компетентен во всех этих вопросах, то он не сам должен всё делать, а руководить командой: контентщик, таргетолог, дизайнер и т.п.
Хороший специалист по социальным сетям должен уметь много, но зачастую на базовом уровне. При этом он не должен заменить собой всех остальных специалистов. Именно эту мысль мы пытались раскрыть в статье. Так же как менеджер владеет Экселем и 1С, но никто и не думает поручать ему бухгалтерию. Когда появляется по-настоящему сложная задача, сммщик идет к аналитику и дизайнеру, и они вместе делают классный продукт. И чем лучше сммщик понимает специальности своих коллег, тем круче получится результат.
Они же в статье написали, что у них и дизайнер и редактор в помощь имеются. Наверняка и на глубокую аналитику глубокий аналитик на помощь придет.
Как почти бывший smm-щик агентства могу сказать что все почти так, но я со многим не согласна))
Как не бывший не сммщик заявляю, что почти все не так, но я со многим согласен))
Таргетинг без бюджета где?)
черт, забыли.
А это уже тема следующей статьи – как найти клиента с бюджетом на таргет)
40 000-70 000 руб.
на эти деньги можно даже месяц прожить и не сдохнуть :))))
ссмщик может эти же деньги получать от одного клиента сам и без дяди и без офиса
Сммщик может получать любые деньги без дяди, это факт. Но агентство — это не только печеньки и дяди, это еще более интересные проекты, бюджеты и ресурсы в виде коллег. Если у специалиста еще нет сильного личного бренда, то получить крутые проекты в портфолио будет проще, работая в агентстве.
Статья в целом добротная, за статью пять. Но идея так себе. Заход на тему через вакансию - это боян ленинский, это раз. Если же выбрали такой подход, то делать надо тоньше, оригинальнее, может с юмором или еще как, это два.
Иван, спасибо за оценку! Приятно, что читаете. Именно вакансия стала поводом написать статью и рассказать, чего мы ждем от коллег, поэтому я и зашел с нее. Но мне правда хочется знать, как сделать статью интереснее. Что в ней показалось вам излишне толстым?
До того, как я в свои 27 стала заниматься SMM - восемь лет я была и маркетологом, и помощником, и диджитал-маркетологом, и менеджером по продажам. И каждый год менялись работы, сферы, работодатели и тд. И знаете, весь этот опыт помог сейчас выполнять функцию SMM. Но тут мало УМЕТЬ, тут важно УЧИТЬ. Каждый день новые алгоритмы соцсетей, тренды, какие-то фишки, обновляхи и тд. Если постить шаблонные новости с унылым лицом с 9 до 18 - путь в никуда. Тут в первую очередь, сам сммщик подвижным должен быть)
Именно! Накопленный опыт и понимание смежных специальностей делают нас сильнее в профессии. Вот шикарная статья об этом. Применимо ко всем профессиям
http://maximilyahov.ru/blog/all/go-pro/
Звучит как: До того как я не начал заниматься смм я вообще не пил)
Столько негатива в комментах! А я как бывший работодатель з**ебалась от неквалифицированнх работников. 100% все то, что описано в статье, входит в понятие качественного современного сммщика. Только таким можно доверить работу над чем-то действительно классным. И платить таким людям можно сильно больше, т.к. они снимут кучу головной боли и сэкономят много времени и денег других специалистов. И сммщиков такого качества не сыскать с огнем. А бомбит у тех, кому платят мало и кто развиваться не готов :)
Писать в кейсе про количество «лайков» и стоимость кликов, вы серьезно?
Погодите, щас я устроюсь к ним и мы выпустим апдейт
Вы когда ссылки на вакансию кидаете, то учитывайте, что не у всех телеграмм работает.
Вы провалили первое задание.
Есть подозрение, что девушке в вашем агентстве живется не сладко
не вижу смысла с такими скиллами при наличии подтвержденных кейсов искать работу (за три рубля, как предлагают сммщикам). Скорее уже нужно самому на работу нанимать людей, в свое агентство
Комментарий удален модератором