{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Есть ли жизнь после GDPR для паба в Саранске и всех остальных

Евгений Денисов, руководитель проектов в MobileUp, разобрался в вопросах обработки персональных данных в соответствии с GDPR и объясняет на примерах, зачем нужен новый регламент и кого он касается.

Сегодня вступил в силу европейский регламент о защите персональных данных GDPR. Юристы уже написали несколько статей на эту тему, но они не дают точного понимания, зачем нужен закон и на кого распространяется. Давайте разберемся без лишней юридической терминологии, что происходит в действительности. Спойлер: владельцы пабов в Саранске могут расслабиться.

Зачем нужен GDPR?

Документ рассказывает бизнесу, как собирать, хранить и любым другим способом обрабатывать персональные данные (ПДн) клиентов (но только физических лиц, юрлица не в счет). Разъясняет, какие права в отношении этих данных есть у обеих сторон и как соблюдение этих прав будет контролироваться.

А раньше персональные данные в ЕС не защищались?

Защищались. В 1995 году Европейским парламентом была принята соответствующая Директива, которая дополнялась национальными законами стран ЕС и судебными прецедентами. В целом, у граждан были практически такие же права на защиту своих ПДн, как и в новом регламенте.

Тогда зачем новый закон?

Проблема старого законодательства была в том, что мало кто его соблюдал в полном объеме. К требованиям Директивы можно было подойти формально, трактовать как удобно. В худшем случае, заплатить относительно небольшой штраф за нарушение.

GDPR составлен таким образом, что уклониться от его соблюдения становится значительно сложнее и гораздо, гораздо дороже. Кроме того, регламент подробно описывает, что является персональными данными и что подразумевается под их обработкой.

ОК, что такое персональные данные?

Регламент даёт очень краткое определение персональных данных и не предлагает исчерпывающего перечня. Скоро вы поймёте почему.

Итак, ПДн – это любые данные, которые относятся к человеку, который уже идентифицирован или может быть идентифицирован.

Звучит не очень понятно, поэтому разберем подробнее. «Идентифицирован» означает, что вы знаете, о ком речь. Например, ФИО и паспортные данные человека однозначно его идентифицируют. Именно поэтому их используют для заключения договоров или, скажем, продажи билетов на самолёт.

В то же время, для полной идентификации может хватить только имени, если появляется дополнительная информация о человеке. Например, у нас в офисе работает два Евгения, но только один из них руководит проектами. Поэтому, в рамках компании набор данных «Евгений, руководитель проектов» меня полностью идентифицирует.

На этом примере мы приходим к понятию «может быть идентифицирован»: моего имени и должности для коллег достаточно, чтобы понять, о ком идет речь. А если добавить к этому еще и название компании, то я уже «идентифицирован» и для всех остальных.

Приметы подозреваемого в полицейских сводках – это тоже данные, которые позволяют идентифицировать человека. Полиция еще не знает, кто он, но любая дополнительная информация может помочь его идентифицировать и найти.

Важно понимать, что понятие «позволяют идентифицировать» сильно зависит от контекста. Например, если я скажу, что симпатичная брюнетка весело проводит время с друзьями, очевидно, читатель не сможет ее идентифицировать — сказать, кто эта брюнетка. Но если добавить деталей, скажем, «на яхте олигарха», человек, следящий за новостями, начнет догадываться, о ком идет речь. А если конкретизировать, что это за олигарх, многие смогут назвать имя и фамилию этой барышни, то есть полностью её идентифицировать. Следовательно, данные, которые для этого потребовались являются персональными, хотя там ни слова про паспорт, имя или фамилию лица, к которому эти данные относятся.

Ещё пример. В мире довольно много премьер-министров. Но только один умудрился заснуть на церемонии открытия Олимпиады. И вы знаете, о ком речь.

Именно поэтому регламент не даёт полного перечня ПДн, а только примеры и области данных. Конкретные примеры помогают в отношении наиболее спорных моментов.

Например, онлайн-идентификатор – это персональные данные. Для коллег-айтишников, которые трекают поведение своих пользователей на сайте и считают, что если в логах нет ФИО, то это не ПДн, у меня плохие новости – вы обрабатываете персональные данные. Вот, например, статья на The Guardian (на англ.) с несколькими реальными случаями идентификации пользователей по «анонимным» данным типа идентификаторов, урлов и таймстемпов.

Хорошо, а что является обработкой ПДн?

Любые действия с данными, которые производятся вручную или автоматизированно. Даже удаление этих данных.

Давайте ближе к делу. У меня российская компания. На неё распространяется действие GDPR?

Распространяется, если ваша компания:

  • Имеет подразделение (формально, любую организационную единицу) в ЕС, которое обрабатывает ПДн физических лиц.
  • Находится в РФ или любом другом государстве, но предлагает товары и услуги лицам, которые находятся в ЕС, поэтому обрабатывает их ПДн.
  • Находится в РФ или любом другом государстве, не предлагает товары и услуги лицам, находящимся в ЕС, но мониторит их поведение на территории ЕС.

Это тонкий момент, поэтому разберем на примерах.

Допустим, вы владелец того самого паба в Саранске, и 25 июня к вам в заведение заглянула компания португальцев с целью отметить победу своей сборной над футболистами из Ирана. Более того, они даже оставили отзывы в книге жалоб и предложений с фамилиями, именами и домашними адресами. Нужно ли париться по поводу GDPR? Нет, не нужно.

Ваш паб предлагает услуги и товары клиентам на территории РФ, но не высылает эти товары по почте европейцам и не оказывает им услуги дистанционно.

Теперь предположим, что у вас в Саранске интернет-магазин, продающий куклы в национальных мордовских костюмах. Ваш сайт переведен на основные европейские языки и пересылает товары по почте. Покупатели из ЕС размещают у вас заказы, оставляя имя и почтовый адрес. Очевидно, что вы ориентируетесь на клиентов в ЕС и подпадаете под действие регламента.

А теперь самое интересное. Вообразим, что вы саратовец в семнадцатом поколении (Саратов основан в 1590 году), гордитесь своим городом и хотите, чтобы весь мир узнал, как он прекрасен. Для этого вы зарегистрировали домен saratov.eu, на нескольких европейских языках расписали историю города, разместили красивые фотографии – GDPR вас не касается, пока вы не предлагаете на этом сайте услуги или товары, например, экскурсии. Но как только вы поставили Яндекс Метрику, чтобы знать, кто и откуда к вам приходит на сайт, всё — у вашего посетителя из ЕС появился идентификатор, и вы начали мониторить его поведение на территории ЕС. Вы автоматически попали под GDPR.

Подытожим. Работаете в ЕС – соблюдайте регламент. Ориентируетесь на клиентов из ЕС – соблюдайте регламент. Мониторите поведение лиц на территории ЕС – соблюдайте регламент.

Если нет намерения оказывать услуги лицам в ЕС, то можете ни о чем не думать, разве что о российском ФЗ-152.

Допустим, я нарушаю требования GDPR. Мне грозит штраф от 20 до 40 млн. евро?

Нет. 20 млн. евро (или 2% от оборота компании, если сумма оборота выше 20 млн.) и 40 млн. евро (или 4% от оборота) – это верхние границы за разные категории нарушений. Фактическую сумму штрафа устанавливает надзорный орган в каждом конкретном случае отдельно и пропорционально тяжести нарушения. Нижней границы в регламенте не предусмотрено и, конечно, никто не отменял ваше право обжаловать решение в суде.

В целом нужно воспринимать большие суммы штрафов в законе как заградительную меру, а не новый способ пополнения местных бюджетов стран Евросоюза. Теперь дешевле правильно организовать работу компании в отношении ПДн, чем заплатить штраф. Кроме того, можно предположить, что за незначительные нарушения надзорные органы не будут штрафовать сразу, а предупредят вас и предложат в установленный срок устранить несоответствия регламенту.

Нет. Регламент не зря дорабатывали 4 года. Он составлен таким образом, чтобы защищать права граждан, но не блокировать нормальную деятельность. Например, телефонные записные книжки оказались бы вне закона – это явный перегиб. Если вы используете персональные данные в личных целях и не злоупотребляете ими, то беспокоиться не о чем. Человек обычно не против, если вы порекомендуете его как специалиста, и с этой целью дадите его рабочий имейл знакомым. В качестве проверки задавайте вопрос: «Большинство людей обычно так поступают?». Если ответ утвердительный, значит все ОК. Если нет, это повод задуматься.

Надеюсь, теперь стало более понятно, о чем вообще GDPR. За рамками статьи остались вопросы прав пользователей на свои данные и обязанностей компаний по их обработке. Если статья вызовет интерес, осветим эти моменты во второй части.

Уважайте своих пользователей =)

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Коля Лучик

Не заметил чтобы кто-то спрашивал касательно самого популярного метода
http://prntscr.com/joex3m
Типа, вы у нас на сайте, мы собираем ваши куки, если не согласны, валите отсюда.
Скриншот сделан на coinmarketcap.com, т.е. он полюбому подпадает под действие GDPR. Этот метод рабочий? Или все же надо кнопку "accept/decline"?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Денисов
Автор

Коля, видимо, для кук это общепринятый метод. А для регистрации согласие по-умолчанию уже не прокатит, нужно активное действие.
Все, кто собрал ранее данные с установленной по-дефолту галочкой "согласен" -- с 25 мая должны будут перезапросить согласие.

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда