{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему даже хорошие HR-ы никогда не объяснят вам причину отказа

И как соискателю всё-таки получить полезную обратную связь

На днях наш HR (девушка, кстати, крепкая как кремень) посетовала, что, мол, стараешься со всеми кандидатами по-человечески — а всё равно кто-нибудь напишет гадость в личку или негативный отзыв о компании. Последней каплей стал едкий комментарий от экс-кандидата под публикацией о вакансии в VK, и развернувшаяся далее дискуссия про «синдром вахтёра», которым страдают HR-ы, перетекающая в рассуждения на тему того, что «за такие деньги никто нормально работать не будет».

Рекрутёров никто не любит — это факт. Для соискателей именно они — олицетворение вселенского зла, стрессов, отказов, ощущения собственной беспомощности. Жизнь HR-а в этом плане тоже не сахар: 99% отправителей резюме (среди которых есть и клинически больные, и реально приятные люди) тоже не могут его ничем порадовать. В результате он вынужден или не отвечать вовсе, или отказывать.

Почти всегда рекрутёр никак не объясняет отказ. Но, поверьте, сложно придумать идею хуже, чем объяснять кандидату, почему он не подошёл. На то есть 3 причины.

1. Цена ответа

Итак, соискатель получает отказ и задаёт вопрос: «Скажите, а почему я вам не подошёл?» Вопрос, в общем-то, вполне разумный и обоснованный, тем более, что профессиональный HR, действительно, может дать ценные рекомендации по стратегии поиска работы или даже по профессиональному развитию в целом.

Но если давать реальную содержательную обратную связь всем кандидатам (неважно, устно или письменно), то придётся заниматься только этим.

Немного арифметики. С января по июнь 2018 года мы получили 3163 отклика только на hh. Если бы мы тратили хотя бы по 15 минут на обратную связь каждому, кто кликнул «отправить резюме», то это заняло бы 20 рабочих недель с начала года. А это значит, что на остальную работу у нашего HR осталось бы 2 рабочих недели. Ещё раз: 2 недели из 22. Это только резюме с hh, без остальных каналов, и только при условии «не более 15 минут на человека», как на приёме в поликлинике.

Но даже если, руководствуясь соображениями гуманности, нанять ещё одного человека для общения с пострадавшими от несправедливости жизни, это вряд ли сделает их счастливее. И на HR-бренде это позитивно тоже не скажется. Об этом — далее.

2. Отрицание, гнев, торг

Как ни странно, соискатели, способные адекватно принять обратную связь и извлечь из неё пользу… не особо нуждаются в разъяснениях. Такие люди обладают хорошим эмоциональным интеллектом, поэтому причины того, почему мы с ними не сошлись, для них понятны хотя бы на уровне ощущений. При этом они не воспринимают вежливый отказ сколь-нибудь остро.

Напротив, кандидаты, которые активно настаивают на объяснении причин отказа, как правило, не очень хорошо чувствуют ситуацию в целом, а отказ для них — прямое посягательство на самооценку. Они никогда не скажут за обратную связь «спасибо», зато начнут, как по книжке Кюблер-Росс, демонстрировать одну из стадий принятия неизбежного:

Отрицание: «Как так, мы же так здорово пообщались, вы даже улыбались, когда я рассказывал о своих навыках работы в команде».

Гнев: «Да вы вообще ничего не понимаете в [бухгалтерии / логистике / ощипе гусей]! Немедленно позовите вашего руководителя, я буду жаловаться! Как так можно обращаться с людьми, у меня два высших образования!»

Торг: «Это из-за того, что я завис на том вопросе? Я просто нервничал, обычно я реагирую быстрее, давайте ещё раз попробуем. Нужен опыт в ведении проектов? Я на курсы как раз собираюсь! Я обязательно справлюсь!»

В общем, такой диалог начинает пугающе напоминать драматическое расставание с парнем / девушкой, когда кто-то уже всё окончательно решил, а вторая сторона не в состоянии это принять.

Когда я был ещё неопытным идеалистом, я пробовал объяснять соискателям, с чем связан отказ. Чаще всего люди реагируют на это либо сдержанно-негативно, либо крайне негативно: расстраиваются, начинают спорить. Ведь потребность в защите самооценки — это одно из базовых свойств личности человека.

Опыт моих знакомых HR-ов и рекрутёров говорит о том же самом. В общем, такие беседы — это не только дорогое, но ещё и изматывающее занятие, которое любого HR-а доведёт до ручки в считанные недели.

3. В чужой монастырь, и всё такое

На самом деле, не бывает «хороших» и «плохих» кандидатов. Я исхожу из того, что для большинства людей существует какое-то действительно подходящее место работы. Такое, где их сильные стороны будут генерировать полезность, а слабые не будут ничего портить.

Все компании разные, и те качества, которые мы можем считать вредными, могут быть востребованы в сотне других организаций. Но объяснить это людям без системного бизнес-опыта довольно затруднительно.

Например, в упомянутом выше объявлении мы ищем сообщника в коммерческий отдел. Обычно эта должность называется «менеджер по работе с клиентами». Но мы уже на уровне странного наименования закладываем посыл, что здесь что-то не так, как обычно.

Традиционно сотрудник на этой позиции должен не ослаблять хватку, пока не продаст всё, что только возможно продать, быть напористым, шпарить по заготовленным скриптам и слушаться руководителя. А ещё ему должно быть пофиг, что продавать, главное побольше. В 90% компаний такой игрок — на вес золота.

У нас человек на той же позиции (осторожно, сейчас будет зефирная жесть) должен любить людей, быть заботливым, искренне верить в то, что предлагает что-то ценное. А вместо умения действовать по инструкции у нас ценится любознательность и стремление к прокачке своих скилов — просто потому, что в нашем конкретном случае это приносит больше пользы, в том числе и коммерческой.

Какую обратную связь мы можем дать объективно востребованному на рынке продажнику, которому отказываем? «Дело не в тебе, дело во мне?»

Как же всё-таки «расколоть» HR-а на обратную связь

Интерфейс большинства сайтов типа hh и superjob наглухо обрубит вам возможность отправки сообщений работодателю после того, как он направит вам отказ (несложно догадаться, почему). Но если вы общаетесь с рекрутёром по почте (или сможете её найти), то получить какую-то обратную связь вполне реально.

Во-первых, здорово было бы признать тот факт, что вам, такому великолепному и неповторимому, могут отказать. Во-вторых, признать тот факт, что никто не должен по умолчанию тратить на вас время. В-третьих, быть благодарным принимателем обратной связи, коли вам уж она действительно нужна.

Если вы после отказа отправите примерно такое послание, то прогнозирую конверсию в обратную связь больше 50%. Кстати, есть шансы и переговоры о работе возобновить ;)

Наталья, добрый день! Отправлял вам в начале недели резюме, сегодня получил отказ. Конечно жаль, но понимаю, что у вас есть объективные критерии, а кандидатов много и есть из кого выбрать.

Тем не менее, у меня есть просьба: вы уже посмотрели моё резюме, и, как профессионал, наверняка можете указать один-два момента, которые там стоило бы поправить. Буду очень признателен за это!

0
168 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail

Статья полна какого-то булшита от людей, считающих что они что-то понимают в процессе найма.

1. Цена ответа - понятное дело, что отвечать на все отклики не нужно. Но если вы потратили хотя бы час времени на скайп интервью, то почему вы жлобитесь потратить 15 минут, чтобы написать почему кандидат не подошел? Нет, типичный HR просто пришлет копипасту стандартного отказа.

2. Отрицание, гнев, торг - первым же предложением этот горе-HR говорит, что кандидаты, которым нужен фидбек ущербные. Сквозь весь этот пункт проскальзывает одна идея: Вы не должны просить обратную связь, потому что это делает вас хуже. Причем это самоподдерживаемая система: кандидаты учатся молчать и находиться в слабой позиции, а HR-самодуры упиваются своим превосходством.

3. В чужой монастырь, и всё такое - это вообще прекрасный пункт, показывающий непрофессионализм HR-ра в своих самых прямых обязанностях. Если HR не способен донести до потенциального работника правильное понимание ситуации, то способен ли он решать проблемы с уже нанятым персоналом?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бирюков

Помню, неделю звонил в одну компанию и хотел понять причину отказа, чтобы в будущем ее не повторять, на собеседовании меня спросили "зачем тебе работать? у тебя же все прекрасно.", потом они не могли меня слить нормально, и так и не ответили в чем причина. Просто сами себя слили. По мне люди которые не могут выдать адекватной причины отказа, пусть даже в жесткой форме, это просто ущербы, а не HR-ы, которые после собеседования с 30-летними дядьками, не говорят им причину, как будто они маленькие дети. У таких HR-ов, просто даже уважения к людям нет, они могут и опоздать на само собеседование.

Это как твой партнёр жалуется на то что ты плох в сексе, ты говоришь: "Что не так, можешь сказать, я исправлю будет лучше", потом неделю морозится и уходит от тебя под предлогом что ты плох в сексе.

Помню одну женщину, которая на собеседовании с тех директором, когда меня начали грузить, начала меня защищать, и на стадии переговоров по телефону тупых вопросов не было, это был единственный раз когда я реально подумал что HR делает грамотную работу.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Старченко

"Это как твой партнёр жалуется на то что ты плох в сексе, ты говоришь: "Что не так, можешь сказать, я исправлю будет лучше", потом неделю морозится и уходит от тебя под предлогом что ты плох в сексе."

Артём, этот отрывок в какой-то мере объясняет природу появления вашего эмоционального комментария. Не переживайте так, будут и другие партнёры)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бирюков

Вам видимо виднее, раз Вы говорите такие громкие заявления о личной жизни других людей, в принципе не зная человека. Был бы я Васяном с завода, уже бы сагрился)

Ответить
Развернуть ветку
165 комментариев
Раскрывать всегда