{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Заработать на чемпионате мире: ФАС и полиция начали ловить нарушителей интеллектуальной собственности FIFA

Разбираем какие штрафы грозят нарушителям, сколько FIFA зарабатывает на лицензиях и зачем федерация зарегистрировала слово «ДУША» в качестве товарного знака.

Региональные управления Федеральной антимонопольной службы начали выявлять незаконное использование символики FIFA.

К примеру, питерское УФАС нашло нарушения в рекламной кампании агентства недвижимости «Engel&Volkers». Компания незаконно использовала изображение официальной эмблемы чемпионата.

Сеть магазинов «Stop Express» проводила маркетинговую акцию «Заправься к Мундиалю!». Организаторы незаконно использовали в названии акции обозначения «Мундиаль» и «чемпионат мира по футболу 2018».

Oriflame и Faberlic использовали символику FIFA в своих каталогах без разрешения федерации, установило Московское УФАС. А полиция Санкт-Петербурга проводит рейды по поиску контрафактной продукции с символикой FIFA.

Калининградское УФАС составило административный протокол против ООО «Гавана». Компания реализовывала рыбные консервы с использованием товарного знака «RUSSIA 2018». Ведомство установило, что знак сходен до степени смешения с официальным товарным знаком FIFA.

Специалисты компании АО «ЕДРИД» (производителя ИТ-решений для учёта нематериальных активов на предприятиях и оператор площадки по обмену результатами интеллектуальной деятельности) анализировали в прошлый раз резонансные дела с товарными знаками GRAM и «Беру!». Теперь мы подготовили несколько карточек, чтобы разобраться в борьбе ФАС за товарные знаки FIFA.

Подобные акции популяризуют футбол. Почему наказывают бизнес?

FIFA очень трепетно относится к своей интеллектуальной собственности, которая приносит ощутимый доход. В финансовом отчете за 2014 г. FIFA указала, что продажа лицензий на использование только товарного знака «FIFA» принесла $162 млн. FIFA формирует свой отчет на основе четырехлетнего цикла, апогей которого – Чемпионат мира по футболу.

За 2011-2014 г. выручка от продажи лицензии на все товарные знаки составила $115 млн (в цикле 2007-2010 гг. было $70,7 млн.). В рамках Чемпионата мира по футболу в Бразилии более 160 лицензиатов по всему миру произвели более 150 млн единиц официальной лицензионной продукции, указала FIFA на своем сайте.

Какое наказания предусмотрено за нарушение прав интеллектуальной собственности?

За незаконное использование символики FIFA последует наложение административного штрафа в размере от 100 000 до 500 000 рублей. Более того, антимонопольный орган вправе выдать предписание о перечислении всего незаконно полученного дохода в бюджет РФ (1–15% суммы выручки правонарушителя от реализации товара или услуги).

ФАС перед началом чемпионата предупредила: в отношении нарушителей не будет предупреждений, а сразу будут возбуждены дела. При этом срок их рассмотрения будет сокращен до 2-3 дней.

В приведенных вначале примерах установлено нарушение ст.14.6 и 14.8 Закона о защите конкуренции.

Сколько стоит лицензия на производство товаров под товарными знаками FIFA?

Стоимость лицензионного взноса начиналась от 1,5 млн рублей, но сумма зависела от бренда и категории товара. Об этом рассказал основатель St.Friday Socks Rus Сергей Тонков в колонке для «Делового Петербурга». Если владельцы бренда понимают, что в период мундиаля смогут продать товара больше, чем на 10 млн рублей, они принимают условия FIFA, пишет он.

Доход от лицензионных прав включает минимальные гарантийные платежи и дополнительные роялти, указывает FIFA в правилах.

Сколько товарных знаков зарегистрированы у FIFA к ЧМ в России?

95. Именно столько приводит в памятке ООО "Агентство интеллектуальной собственности" - представителя FIFA по вопросам защиты бренда и интеллектуальной собственности.

Каждый товарный знак FIFA зарегистрирован по международной классификации товаров и услуг. Всего в реестре 45 классов, которые содержат более 500 формулировок.

К примеру, товарный знак с цветным изображением Забиваки зарегистрирован по 38 классам. Они включают: химикаты, косметические средства, технические масла и смазки, фармацевтические препараты и вещества, декотиротивные кольца и цепочки для ключей, ручные орудия и инструменты, очки, маски, чехлы, спички, корма для животных и многое другое.

Товарный знак №604446

Сергей Тонков отмечает, что некоторым маркам пришлось заморозить свои коллекции — они не могут продавать изделия, поскольку не купили лицензию на официальное использование символики FIFA. Например, московский сувенирный бренд Heart of Moscow не сможет продавать свою новую коллекцию, потому что на сувенирах написана фраза "Москва 2018" - правообладателем словосочетания недавно стала FIFA.

Товарный знак №601758

Аналогично Москве зарегистрированы товарные знаки всех городов в которых проходят матчи чемпионата. Да и само словосочетание «чемпионат мира по футболу FIFA» тоже зарегистрировано.И даже "Чм2018" тоже.

Товарные знаки № 1142845 и №600423

В памятке указаны номер и регистрация товарных знаков. Вы можете самостоятельно посмотреть.

А кто правообладатели на символику FIFA?

АИС указывает 10 лицензиатов. Из них(неожиданно) – Центральный банк России и АО «Марка», остальные – это межданродные компании, такие как Louis Vuitton и Panini.

Следом идут сублицензиаты, их 53 штуки. Среди них:

Finn-Flare, Ostin, ЭКСМО, ООО "Опытный Стекольный Завод"( Luminarc), Спортмастер, ЗАО "Лаки Чайлд"(Lucky Child), ООО «ФУД АРТ-ФРЕШ»(FructOreshki), ООО "СФ"МУЗЕЙ СПИЧКИ" и др.

Правообладатели готовы инвестировать в проведение ЧМ в России только при условии, что им будет предоставлено исключительное право на использование официальной символики. Без подобного отношения статус правообладателя частично обесценится, потому что любой сможет использовать символику FIFA. А это усложнит поиски правообладателей, доходы от которых идут на финансирование проведения ЧМ, описывает важность защиты товарных знаков FIFA в своем руководстве.

Можно посмотреть весь каталог лицензионной продукции?

Да! Он доступен по этой ссылке. В каталоге представлена вся официальная лицензионная продукция: одежда, детская одежда, головные уборы, обувь, игрушки, сувениры и подарки, мячи, фанатская атрибутика, канцелярия, школьная продукция, сумки и чемоданы, мобильные аксессуары, посуда, товары для дома, домашний текстиль, автотовары, спорт и отдых, оптические приборы, народно-художественные промыслы, книжная продукция. Есть забавные штуки:

И, конечно же, матрешки:

Какие есть необычные объекты интеллектуальной собственности у FIFA?

Специально для мероприятия был создан официальный шрифт. Он называется DUSHA и защищается авторским правом и правом промышленной собственности

Можно ли защитить свою интеллектуальную собственность, как FIFA и начать на ней зарабатывать?

Конечно! Будь, как FIFA! В России бум на регистрацию товарных знаков. За 2017 год на государственную регистрацию товарных знаков подано 73 510 заявок (+13,5% по сравнению с 2016 годом). Можно зарегистрировать товарные знаки не только для защиты, но и чтобы закладывать их под кредиты и продавать лицензии на их использование. Более подробно тут. Инструкция по регистрации товарных знаков тут.

0
3 комментария
Valdemar Volgunoff

на чемпионате мирА*.. все зарабатывают как могут.. ну и молодцы))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Evgeniy Pen
Автор

Сейчас резервы FIFA порядка $930 млн, но в 2015 г. они были порядка $1,4 млрд. В 2017 г. убыток FIFA был порядка $192 млн. В отчете приводятся затраты, остальное, получается, они аккумулируют на счетах.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Khoroshilov

Первому месту $35 млн. на ЧМ дают...так скоро Дотеры и КСеры походу догонят и перегонят реальных спортсменов в вопросе призовых за победу в мировом первенстве...XXI век ёпта.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда