Оффтоп Артем Конаков
273

Предпроектная аналитика: плюсы и минусы

Речь пойдет об этапе разработки сайта/приложения, которым многие пренебрегают.

В закладки

Расскажу о том, что он из себя представляет, из чего состоит, какие у него положительные и отрицательные стороны.

---

Пишу конкретно о том подходе, который использую сам. Делаешь иначе? Круто! Делись в комментариях.

Разберем всё на примере проекта.

Тип сайта: e-commerce.
Направление: хозяйственные и строительные товары.
Наличие старого сайта: есть.
Причина обращения: сайт устарел; мало продаж с онлайна; пользователи жалуются, что неудобно; конкуренты забирают аудиторию.
Характер обращения: "вы специалист, скажите, как сделать лучше".

Бывает множество других ситуаций.

Например, когда клиент чётко знает чего хочет и не желает слушать ваши другие идеи, подходы и так далее (пусть вы и пытаетесь сделать лучше). Он знает, как нужно провести аналитику для его проекта (или просто внушил себе это) и настаивает на своём подходе.

Или когда у клиента есть только идея сделать сайт, или просто необъяснимое желание переделать существующий.

В этой статье рассмотрим нечто среднее: сайт есть, клиент не настаивает на чем-то конкретном, но понимает, что хочет получить в результате разработки.

Из каких этапов состоит аналитика?

Повторюсь. Так делаю я. На истину не претендую, но это всегда работает и приносит нужный результат.

1. Брифинг.
Задача этого этапа - собрать достаточное количество вводной информации о текущем положении, из разных источников. Пообщавшись только с одним представителем клиента, которому поручили обновить сайт, вы получите информацию? Да. Достаточно полную? Нет.

Вряд ли этот человек каждый день общается с клиентами, придумывает маркетинговую стратегию, размещает информацию на сайте, отвечает за доставку и руководит всей компанией (если вы нашли такого человека - значит либо вам безумно повезло, либо компания настолько мало, что у них один сотрудник и есть компания)

Что делаю я? Сначала общаюсь с контактным лицом, затем с консультантами интернет-магазина, которые обрабатывают заказы с сайта, затем с маркетологами компании, если они есть, затем с руководителем компании, затем с клиентами.

Фиксирую все результаты обсуждений и формулирую первые выводы.

Для чего общаться со всеми этими людьми? Чтобы узнать текущую ситуацию с совершенно разных сторон и быть более объективным. Если пообщаться только с 1-2 людьми, то вы узнаете о ситуации только с ИХ точки зрения. Этого недостаточно.

2. Анализ метрик.
Задача этапа - понять, кто аудитория, откуда она приходит, как часто возвращается, сколько её, какие устройства использует, куда кликает и где сталкивается с проблемами. Если кратко, то вот так.

Что делаю я? Если на текущем сайте были установлены метрики, то запрашиваю доступ, затем формирую отчет, в котором фиксирую озвученные выше показатели в виде скриншотов и текстового описания.

Формирую выводы и рекомендации, чтобы можно было из них понять: где проблемы, как их можно исправить. А также узнать самые важные факты.

3. Анализ конкурентов.
Задача этапа - выявить, что сделано хорошо, что плохо, чтобы избежать у себя тех же ошибок, а также адаптировать и применить успешные практики.

Анализ может проводиться только по сайту/приложению. Либо также по бизнес-процессам. Т.е. с оформлением заказов там, общением с консультантами и прочим. Если в бюджет заложено, то с полным приобретением товара/услуги.

На выходе - таблица со сравнением конкурентов, их плюсы, минусы и отдельный документ с финальными выводами.

4. Анализ ЦА.
Задача этапа - понять, какая у проекта аудитория, какие цели и задачи они преследуют и каковы их потенциальные барьеры.

Что делаю я? Определяю категории целевой аудитории, на основании первичного брифинга, анализа метрик и собственного опыта. Согласовываю их с Заказчиком, выделяем приоритетные. Разбираю детально самые важные категории, используя метод персон, либо метод анализа по ролям.

На выходе - документ с описанием персонажей для каждой категории ЦА, краткой характеристикой (возраст, пол, доход и пр.), а также цели, задачи и барьеры.

5. Пользовательские сценарии.
Задача этапа - составить для всех ключевых представителей ЦА сценарии от входа на сайт, до целевого действия.

Что делаю я? Для каждой приоритетной категории или персонажа формирую схему, на которой показываю весь путь, описываю потенциальные проблемы на пути и всё вплоть до покупки. Покупка может быть как в офлайне, так и в онлайне.

Так как это один из самых непонятных пунктов, прикладываю пример результата. Это довольно краткий сценарий, но в целом можно понять, что из себя представляет результат для одного представителя ЦА.

6. Аудит текущего сайта.
Задача этапа - выявить недочеты, учитывая проведенный выше анализ, чтобы исправить их при разработке новой версии.

Что делаю я? Сначала рассматриваю сайт по пользовательским сценариям, и выявляю недочёты для конкретных групп пользователей. Затем провожу общий юзабилити-аудит, чтобы найти больше минусов.

На выходе - документ со скриншотами и описанием проблемных мест, а также пояснением почему они проблемные.

7. Поиск удачных решений
Задача этапа - найти удачные практики, среди существующих сайтов/приложений, которые можно было бы применить на текущем проекте.

Что делаю я? Анализирую Behance, Awwwards и ещё несколько подобных сайтов. Просматриваю существующие сайты-миллионники (ozon, mvideo, ЯМ и пр.). Смотрю свежие работы топовых веб-студий. Также беру лучшие сайты из сферы проекта.

В итоге получается широкий охват русских и зарубежных практик, собранных в одном документе.

8. Разработка архитектуры
Задача этапа - на основании проведенного анализа реализовать структуру новой версии сайта.

Что делаю я? Разрабатываю mindmap, в котором описываю структуру внешней части сайта, главную страницу, шаблон, а также личный кабинет (при наличии).

Пример результата:

9. Формирование запроса по контенту.
Задача этапа - понять, какой контент можно использовать со старого сайта, какой необходимо переработать, какой получить от клиента.

Что делаю я? По составленной архитектуре составляю таблицу, в которой описываю каждый раздел и его предполагаемое содержимое, с указанием формата информации (графическая, текстовая, файл для скачивания, табличная или динамическая).

Какие плюсы у предпроектной аналитики?

1. Проект будет реализовываться не просто основываясь на чьём-то опыте и субъективном взгляде, а на конкретных фактах.

2. Будет ясно ДЛЯ КОГО делается проект и как сделать его использование лучше и эффективнее для них.

3. Будут услышаны и учтены мнения не только руководителя, но и консультантов, а также самих клиентов.

4. Вы будете знать ситуацию на рынке и все преимущества сайтов конкурентов, а также иметь варианты, как сделать лучше.

5. Получите четкое понимание, что делать дальше и ЗНАЧИТЕЛЬНО сократите риски на ВСЕХ последующих этапах проекта.

Минусы?

1. Стоимость. Если делать эти этапы силами специалистов, выходит недешево. Но для многих проектов оно явно того стоит.

2. Сроки. Для Заказчика, вместо месяца проектирования и дизайна, может быть непонятным, почему ещё ничего не нарисовано. Тут всё зависит от типа клиента и о того, насколько хорошо вы объяснили суть данного этапа.

3. Не всегда необходимо. Бывают ситуации, когда нужно быстро запустить простой сайт-визитку, для того, чтобы информация о компании была в интернете. Или допустим кто-то просто хочет протестировать гипотезу и за неделю делает сайт на каком-нибудь конструкторе или на Wordpress. Тогда им нецелесообразно платить за этот этап. Это не для всех клиентов, скажем так.

Надеюсь статья была полезна.

Кто я?

Меня зовут Конаков Артём. Мне 21.

Уже 4 года в сфере web-разработки.

Работал в топ 1 студии Питера и в одной из лучших по ХМАО. Звали в Яндекс.

Но в итоге сейчас я фрилансер, занимаюсь проектированием и предпроектной аналитикой. Сотрудничаю с веб-студиями.

Для связи:

Telegram - @konakovart
E-mail - konakov.art@yandex.ru

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Артем Конаков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 4, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 40945, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 40945, "author_id": 56964, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/40945\/get","add":"\/comments\/40945\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/40945"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

1

У меня однажды заказчик прикольный был по-молодости. Он так говорил: "Ребят, вы мне сайт сделайте, а архитектуру потом продумать можно..." :-)

А так в целом вещи правильные пишете. В идеале проектировать структуру сайта нужно исходя из СЯ и конкурентов.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления