Джимми Уэйлс: «Терпеть неудачи в бизнесе — то, что мне удается лучше всего»
Эволюция проектов основателя «Википедии» от онлайн-доставки еды до сервиса для борьбы с ложными новостями.
Джимми Уэйлс рассказал о своем предпринимательском опыте на лекции, организованной Институтом «Стрелка» и Binary District. Предприниматель объяснил, почему не хочет монетизировать «Википедию» и WikiTribune, рассказал о «потрясающей бизнес-идее», которая закончилась преследующими компанию спамерами, и признался, что зачитывается обсуждениями пользователей.
Отношение Джимми к бизнесу
Основатель «Википедии» шутит, что его лучшие проекты основаны на «череде ужасных бизнес-решений», а терпеть неудачи в бизнесе — то, что удается ему лучше всего.
Доставка еды из ресторанов
В 1996 году Джимми Уэйлс начинал свою карьеру в Чикаго, в компании, торговавшей ценными бумагами и опционами. Работая в офисе, предприниматель заметил, что доставка еды производится неэффективно — люди вынуждены долго общаться по факсу или телефону, чтобы сделать заказ.
Тогда Джимми пришла в голову идея перенести заказы на онлайн-платформу. Однако предприниматель обогнал свое время: рестораторы проект не оценили, и он остался нереализованным.
Первые онлайн-агрегаторы доставки появились десять лет спустя. Сейчас мировой рынок доставки еды составляет €83 млрд.
Онлайн-журнал Bomis
Предприниматель старается не упоминать об этом проекте: в 2005 году Джимми Уэйлс вырезал часть информации о Bomis из своей биографии на «Википедии». Согласно правилам платформы изменение страниц о себе неприемлемо. Позднее предприниматель охарактеризовал свои действия как «дурной тон». Помимо этого бизнесмен называл клеветой статьи, в которых говорилось о том, что он сделал состояние на мужском журнале.
В 1996 году предприниматель основал онлайн-журнал Bomis. Название проекта расшифровывается как “bitter old men in suits” — озлобленные мужчины в костюмах. Контент сайта был ориентирован на мужскую аудиторию: Bomis публиковал материалы о спорте, автомобилях и женщинах.
Платформа приобрела популярность, когда сконцентрировалась на контенте для взрослых, пишет The Economist. Рекламный директор Bomis в интервью журналу сказал, что 99% поисковых запросов были связаны с эротическим контентом. The Atlantic охарактеризовал сайт как «интернет-Playboy».
В 2004 году Джимми Уэйлс прекратил управление журналом. Предприниматель пишет, что когда основатели сайта отошли от дел, трафик упал, и поддерживать проект на плаву больше не было смысла.
По словам сооснователя «Википедии» Ларри Сэнджера, значительная часть доходов от рекламы и премиум-подписки на Bomis ушла на финансирование онлайн-энциклопедии.
Поисковая система «Три обезьяны»
В конце 1990-х годов Джимми Уэйлс основал поисковик Three Apes. Отличительной особенностью системы были два способа оплаты рекламы: рекламодатели могли платить деньги за объявления или же отправлять трафик и зарабатывать на этом кредиты. По словам Джимми, бизнес-модель казалась ему идеальной — у поисковика должны были появиться и трафик, и реклама, и деньги.
Вместо этого сайт за три месяца заполонили китайские спамеры. Они звонили и писали предпринимателю на китайском, «преследовали» его с требованиями оплаты. В связи с «повышенным вниманием» проект пришлось закрыть.
Онлайн-энциклопедия Nupedia
Nupedia — компания-предшественница «Википедии», основанная в 2000 году. Проект задумывался как онлайн-энциклопедия, составленная нанятыми экспертами. Nupedia также подразумевала коллективное написание статей, но накладывала ограничения на редакторов — они должны были быть «экспертами в своей области и, за редким исключением, докторами наук». Участники сообщества отбирались по резюме.
За год существования на Nupedia была одобрена всего 21 статья. Только на первые 12 публикаций предприниматель потратил $250 тысяч. Для сравнения, в «Википедии» за первый месяц работы волонтеры опубликовали 200 материалов, а за год число статей дошло до 18 тысяч.
Wikia Search — «худший кошмар Google»
В 2006 году у Джимми Уэйлса возникла идея прозрачного и открытого поисковика, который публиковал бы всю информацию и трафик, а также позволял людям редактировать доступную информацию.
Предприниматель говорит, что он был доволен ранними успехами проекта. Wikia Search закрылся из-за дефицита инвестиций — проекту потребовалось $10 млн для масштабирования в разгар кризиса 2008 года.
Wikia — «Википедия» для вымышленных миров
Wikia (недавно переименованная в Fandom) — онлайн-энциклопедия, рассказывающая о вселенных книг, фильмов и сериалов. Проект был запущен в 2004 году, а сейчас входит в двадцать наиболее посещаемых сайтов в CША. А в разделах о наиболее популярных вселенных, например, об «Игре Престолов», число статей доходит до нескольких тысяч.
Сайт работает по модели, аналогичной «Википедии», — статьи дополняются и редактируются сообществом. При этом Wikia — коммерческий проект, который зарабатывает на размещении рекламы.
«Википедия» 2.0
Самым масштабным проектом предпринимателя остается «Википедия» — по данным исследовательского центра Alexa сайт занимает пятое место по популярности в мире. Энциклопедию посещают 16 млрд раз ежемесячно.
Предприниматель отзывается о компании как об «ужасном бизнесе» и «действительно тупой идее». Джимми Уэйлс также объяснил отказ от монетизации проекта при помощи рекламы.
По словам предпринимателя, сейчас у компании две основные цели. Первая, «заметная», это упрощение интерфейса для внесения правок. Вторая, «невидимая», — увеличение числа статей на языках стран третьего мира.
WikiTribune — объективные медиа
В октябре 2017 года Джимми Уэйлс запустил платформу WikiTribune, призванную публиковать объективные новостные сводки и бороться с фальшивыми новостями. Сайт наполняется совместными усилиями пользователей платформы и редакции из 13 журналистов.
WikiTribune требует от пользователей подробной документации всех источников — ссылок, записей и транскриптов интервью. Перед публикацией каждая статья вручную проверяется редакторами.
Предпринимателя на платформе больше всего интересуют статьи про блокчейн, а также обсуждения пользователей. По его мнению, комментарии на WikiTribune содержат вдумчивые дискуссии, что редкость для новостных сайтов.
Основной источник дохода предпринимателя
По словам Джимми, «Википедия» не приносит ему никакого дохода. Он живет на деньги, вырученные с публичных выступлений, — предприниматель шутит, что это стимулирует его больше путешествовать. Также он зарабатывает на своей доле в коммерческом проекте Wikia.
Крутой мужик, жаль, что раньше не доводилось о нем услышать.
Столько регалий, и при этом ~$1M net worth и такая открытость.
терпеть неудачи в жизни - вот, что мне удается лучше всего
Комментарий удален модератором