{"id":13583,"url":"\/distributions\/13583\/click?bit=1&hash=e33bc0d3a37a74826169363c867d3f9f74deaa73040cb6145c82841335993467","title":"\u041d\u0435\u0439\u0440\u043e\u0441\u0435\u0442\u044c \u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0432 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u043c \u044d\u0444\u0438\u0440\u0435","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"135b72ce-4b43-5240-a9ca-242ab0616d40","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Alex Pospekhov

Как российским стартапам попасть в бизнес-комьюнити Евросоюза

Спойлер — это реально, даже сейчас.

Всем привет, я Алексей Поспехов, CEO Missiontech.co. Вместе с командой помогаю стартапам релоцироваться в Европу, решить связанные с этим вопросы, находить на месте партнеров и инвесторов. Этим материалом я открываю серию статей про релокацию, в которых будут только личный опыт и ценные рекомендации. Сегодня расскажу, как фаундеры могут развить свой бизнес с помощью европейских сообществ, какие вообще бывают комьюнити и как туда попасть. Также вы можете читать меня в личном telegram-канале Mission → Europe, а если у вас есть вопросы — пишите, попробуем разобраться вместе. Поехали!

Зачем мне как стартапу нужны сообщества?

  • Репутация. Чтобы войти в европейский бизнес, большое значение имеет репутация: кто ты, в какие ассоциации входишь, какие о тебе и компании выходят статьи, в каких медиа и кто твоя команда. Коммуникация должна быть продуманная, в правильном сообществе, где вы знакомы с ключевыми людьми. Европа богата на комьюнити, это: технические слаки, формальные структуры (как сообщество торгово-промышленной палаты) и неформальные объединения без юридической регистрации.
  • Новый опыт. Сообщества — это концентрация фаундеров, экспертов в своем деле, которые обладают большим опытом и готовы им делиться. Общение с ними — возможность получать ценные советы, расширять личную экспертизу, быстрее решать какие-либо вопросы. То есть получать то, с чем любой компании, тем более новой, легче пойти вперед.
  • Нетворкинг. В Европе хорошо развит нетворкинг — люди открыты к общению. Есть разные форматы венчурных «тусовок», где можно найти партнеров, познакомиться с инвесторами и начать оказывать влияние на местных регуляторов. Некоторые сообщества представляют стартапы напрямую инвесторам — появляется возможность быстрее установить контакт и начать общение.
  • Ивенты. Преимущество — это эксклюзивные мероприятия, доступные только участникам сообществ. Тренинги, конференции или, как пример, в стартап-ассоциациях может быть открыт доступ к тестовым финтех-песочницам.

С плюсами разобрались, а в какие комьюнити вступать?

Найти подходящие сообщества и попасть туда как можно раньше важно в любой стране Европы. Чем больше контактов вы получите, тем лучше. Начать можно со стартап-ассоциаций: это посредники между стартапом и государством. Через них можно получить доступ к законодательным инновациям, закрытым мероприятиям, европейским грантам. Обычно здесь сосредоточено самое большое местное комьюнити предпринимателей — как на региональном, так и на глобальном уровне страны.

В Латвии очень мощная стартап-ассоциация Startin.LV: из 600 стартапов страны в нее входят около 400. Членство во многих подобных сообществах бесплатно, например в Startup Grind или Silicon Alley в Берлине. А в некоторые можно вступить за символический взнос — участие в рижском TechHub обойдется в €75 в месяц и за них вы получите доступ в коворкинги в нескольких странах ЕС. Но есть и с более высоким взносом, участие в которых придется фильтровать: в том же StartinLV стоимость колеблется от €100 до €1400 в год (зависит от количества участников стартапа и бонусов, которые они хотят получить от комьюнити).

Рекомендую вступать в подходящую под ваши цели торговую палату (зачем это нужно, я расскажу дальше), а также искать неформальные сообщества для нетворкинга. Единственное, по моему мнению, что не заслуживает особого внимания — комьюнити экспатов в соцсетях. Большого смысла для вас как для предпринимателя в них нет, они практически не помогают вам в развитии бизнеса. Да и личные встречи между участниками таких сообществ случаются редко.

Где я найду нужные сообщества?

В закрытых и платных отраслевых рассылках, их можно выбрать на ресурсе Substack. Кроме того, в Европе все еще популярен Twitter и хештеги до сих пор в ходу. Хорошо работают отраслевые группы в LinkedIn, онлайн-СМИ и релевантные группы в социальных сетях. Например, когда я искал выходы на рынок в Восточной Европе, я скупал все печатные бизнес-издания, пытался найти контакты компаний, авторов, местные кейсы. Кому-то можно написать: «Здравствуйте, мы видели, что вы занимаетесь тем-то. Меня зовут…». В основном все всегда отвечают — в Европе люди охотно идут на контакт, но тон коммуникации зависит от конкретной страны.

Чувствовать себя частью сообщества — это очень ценно. Помогает разделить свои успехи с людьми, поверить, что другие считают важным то, что вы делаете, понять, где вы сейчас находитесь и куда хотите двигаться.

Карта закрытых бизнес-клубов Европы

Это сообщества предпринимателей высокого класса, потому что стоимость членства может быть дорогим для стартапов. Главный фокус на обмен опытом и различные эксклюзивные мероприятия. В более молодых «стартаперских» комьюнити цены более умеренные и фокус смещен на образование и поиск денег. Привожу список некоторых сообществ и чем они могут быть полезны для вас.

Торгово-промышленная палата — негосударственная организация, которая объединяет предпринимателей и бизнес-организации. Участники вырабатывают правила и стратегии развития отрасли, обмениваются опытом, находят новые рынки и разрешают споры, лоббируют общие интересы в кругах власти. В Европе действуют около 2 тысяч региональных торговых палат, а в США — 8 тысяч.

Насчитывают богатую историю, поэтому в них больше представителей традиционного бизнеса. Но сейчас активно входят и стартапы, так как для многих важно влиять на законотворческий процесс. Именно торгово-промышленные палаты со стороны государства часто ответственны за распределение инновационных бюджетов и коммуникацию со стартапами. Членство может стоить от ста до нескольких тысяч долларов в год. Правил входа как таковых часто нет — большинство из них очень рады видеть новые компании.

Fair Business Club — немецкое сообщество, где можно получить качественные связи, консультации и инвестиции. Встречи, корпоративные туры, семинары и коучинг, выстраивание стратегий для бизнеса, поиск клиентов, помощь в получении субсидий (закрывает практически все потребности предпринимателя). Объединяет 120+ тыс. компаний по всему миру и позволяет попробовать «гостевой вход» бесплатно. Часть встреч и мероприятий проходят в онлайне. Стоимость членства можно узнать по запросу.

The Paperjam + Delano Club — крупнейший бизнес-клуб Люксембурга, куда входит свыше 1100 компаний и 19 тыс. человек. Каждый год проводит 200+ мероприятий. Цель — увеличить присутствие компаний на рынке, объединить предпринимателей, руководителей команд и экспертов бизнес-сектора. Дает доступ к нетворку и образованию (на аккредитованных государством программах), в том числе и в формате корпоративного членства. Стоимость вступления запрашивается индивидуально.

EU-Startups CLUB — не такое премиальное, как другие, но полезное сообщество для технологических предпринимателей, которое предоставляет доступ к редакционным материалам, базе данных стартапов, объявлениям о вакансиях и другому закрытому контенту. Фаундеры получают информацию о европейских раундах финансирования, поддерживают связь с командой и участниками комьюнити (онлайн-встречи раз в квартал). Предоставляют скидки на премиум-отчеты о рынках. Стоимость ежегодного членства начинается от €108 для физлиц и от €117 для стартапов.

Home Grown — частный клуб делового комьюнити в Лондоне. Проводят ужины в узком кругу, бизнес-семинары, брифинги за завтраком и неформальные дружеские напитки с целью общения и роста, выхода на новые рынки, поиска инвестиций и даже улучшения психологического здоровья. Некоторые ивенты проходят в Zoom. В сообществе 4500+ бизнесменов. Годовое членство стоит £3250, плюс вступительный взнос £399.

Changer — сообщество предпринимателей, технологических фаундеров и инвесторов из 14 стран. Личное участие возможно в Цюрихе, Риге и Барселоне. В остальных городах — онлайн. Сюда вступают в основном крупные предприниматели, которые в том числе ищут интересные стартапы для инвестиций. Минимальные критерии для вступления — опыт работы в бизнесе не менее 7 лет, оборот не менее €3 млн для компании или доход не менее €200 тыс. для CEO. Стартапы, идущие на IPO, должны иметь инвестиционные активы в €50 тыс. Стоимость членства по запросу.

House 17 — закрытое неформальное сообщество в Люксембурге, которое объединяет творческих людей исключительно в офлайне. Участниками могут стать люди старше 18 лет, стоимость членства €900 в год для взрослых и €450 для людей в возрасте 18-35 лет. Супруги участников могут вступить бесплатно. Есть корпоративная карта. Члены сообщества получают доступ к различным мероприятиям — от художественных и fashion-ивентов до конференций на темы искусственного интеллекта, роботов и многого другого. У сообщества 300+ партнерских клубов по миру.

Berlin Capital Club — частный бизнес-клуб в Берлине, расположенный над крышами исторической площади в районе Митте. Его участники: бизнесмены, политики и деятели искусства. Среди бонусов от сообщества — проживание в отелях высокого класса, приглашения на эксклюзивные мероприятия, доступ в 250 партнерских клубов. Вступительный взнос — €4600, годовое членство — €1680. Приоритет при вступлении отдается кандидатам, которых рекомендовали действующие члены клуба и дополнительным кандидатам от корпоративных участников.

Супер! А как лучше всего заводить контакты в закрытых клубах и в целом?

Ложный стереотип, что нетворкинг — это общение для использования людей в своих целях. На самом деле здоровый нетворкинг — это win-win история, так как любое взаимодействие должно быть выгодным для обеих сторон. Поэтому стоит подумать, чем как предприниматель и человек вы можете быть полезны для комьюнити, что будете делать и как показывать себя, какие уникальные знания у вас есть.

Чтобы развивать бизнес-связи, нужно много отдавать самому. Чем больше вы отдаете — тем больше получаете.

Универсальная схема входа в комьюнити — до вступления узнать правила, историю и традиции. Так вы проявите уважение и сможете понять, как стоит себя вести. Будьте активны и не стесняйтесь. Участвуйте в дискуссиях, митапах, конференциях. Не бойтесь говорить и ошибаться: лучше извиниться, чем промолчать. В онлайн-комьюнити еще легче проявлять активность, хотя соблазнов оставаться в стороне достаточно, но это не наша история :) Инициируйте любые комментарии и ответы, взаимодействуйте с участниками.

Учитывайте менталитет. Мы привыкли сразу начинать что-то продавать друг другу, в этом нам ближе американцы, но у европейцев такая модель поведения может вызвать отторжение. На юге: в Испании, Португалии, Франции — люди открытые и легко идут на контакт. В странах Балтии и Скандинавии строить коммуникацию немного сложнее: люди более скромные и сдержанные.

Сколько клубных карт собрать фаундеру, зависит от его коммуникативных возможностей, целей и бюджета. Но на начальном этапе развития в новой стране или отрасли чем больше полезных контактов удастся завести, тем быстрее пойдет рост бизнеса.

По отношению к российским компаниям в стартап-сообществах по-прежнему поддерживают diversity и толерантность. Не нужно скрывать свою национальность. Не нужно проявлять навязчивые эмоции и чувства, которые вас хотят заставить испытать (если такое случается). Нам, например, в космическом стартапе, писали американские партнёры: «Мы знаем, что вы русские, но мы вас поддерживаем». И это классно!

0
2 комментария
Aleksei Shabelskii

Хорошая статья, жаль, что так мало просмотров набрала.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Pospekhov
Автор

Нальем трафа :)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null