{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как обойти подводные камни при организации производства настольных игр

Дмитрий Кибкало, основатель международной сети настольных игр "Мосигра" Мосигра

Опыт директора производства сети магазинов Мосигра Константина Куриленко

Когда мы поняли, что приобрели внушительный опыт в сфере настольных игр и научились их бодро продавать, встал вопрос: «А что если самим производить игры?». Спустя 9 лет, оглядываясь назад, мы можем рассказать, с чего стоит начать и как делать не нужно — короче, про подводные камни.

Выбрать помещение

Все начинается с поиска помещения под производство. Лучше всего, если оно будет расположено на первом этаже. Вначале это может показаться не таким уж критичным условием, зато как только производство подрастет и ему потребуются автоматические решения — придется всячески изворачиваться с помощью идей типа «а давайте вызовем кран, чтобы через окно поднять станок на 2 этаж».

Второй критерий выбора — подходящая мощностная нагрузка, на которую рассчитано помещение. Знаете ли вы, какова будет на вашем производстве средняя нагрузка на кв. метр? Выясните это заранее, чтобы потом не наблюдать, например, обрушения собственного пола. Мы с подобными проблемами не сталкивались, но неприятные случаи среди знакомых бизнесменов бывали.

Дальше смотрим на подъезд и лифты. Это боль, когда к твоему помещению не может нормально подъехать фура с картоном или она разгружается целый день из-за того, что к соседу приехала такая же, а лифт общий. Что касается планировки, она более важна для складских помещений. Как показывает практика, длинный прямоугольник можно более выигрышно использовать, чем угловатое помещение.

Важно нащупать идеальное соотношение ценника на аренду и логистической доступности. Дешевое помещение можно найти где-нибудь подальше от Москвы, но не надо забывать о том, что два раза в неделю игры должны уезжать с производства, а квалифицированный персонал уж очень любит жить в поближе к центру. С другой стороны, дорогая аренда влияет на себестоимость игр.

И еще — наличие нескольких санузлов. Вроде бы, требование не очень значительное, но представьте: если в туалет постоянно стоит очередь, а на вашем производстве работают более 50 человек. Это неприятно.

Нанять персонал

Когда есть помещение, встает вопрос в сотрудниках, которые будут собирать игры. Причем, собирать в основном вручную, поскольку в России труд сборщика дешевле, чем внедрение автоматов. Отсюда — следующие проблемы.

Как сделать так, чтобы люди работали добросовестно? Простейший вариант поставить контроллера, который будет за всем следить. Но мы считаем более эффективным подход, при котором работники получают полное доверие производителя. На выходе из сборочной зоны до 10% продукции выборочно вскрывается и проверяется. А если брак спустя несколько недель все же попадет клиенту, мы всегда можем указать на конкретного человека (для этого маркируются коробки: в каждую добавляется карта с номером сборщика или наклеивается небольшая наклейка).

Как добиться того, чтобы люди работали если не на пределе, то просто быстро? Первое время этот пункт трудно увязать с первым: сотрудники работают или быстро, или качественно. Лучший способ решения проблемы — привести в коллектив заинтересованного сотрудника (хорошо, если он подобной работой раньше не занимался), который станет для других примером. Будет эффект типа «у него получилось, а мы чем хуже?». А способ «ори и обзывай» советуем сразу отмести: он если и работает, то только в краткосрочной перспективе.

Ну и самое главное — это создание такой среды и такой «корпоративной культуры», внутри которой будет принято собирать качественный продукт. Большинство будут делать это хорошо, а нерадивый работник, которому вдруг захочется сделать что-то вразрез правилам много раз подумает, прежде чем сделать брак. Правда, от случайностей никто не застрахован.

Договориться с поставщиками

Следующий вопрос — о материалах. Если получение полиграфических материалов — стандартный процесс (благо, типографий в стране огромное количество), то чтобы раздобыть нестандартные компоненты, придется поднапрячься. В целом правила такие:

1. Будьте поставщику другом. Он такой же производитель, как и вы, и у него такие же проблемы. Если вы обладаете ценными знаниями — поделитесь с ним. Таким образом можно вывести поставщика на комфортный уровень взаимоотношений, договориться о нужной цене и взаимовыгодных условиях.

2. Поставщиков нельзя «отжимать» в 0. Если в переговорах с поставщиком вы занимаете жесткую бескомпромиссную позицию, единственная цель которой — добиться наиболее выгодных для вас условий, то такое сотрудничество не станет долгосрочным по понятным причинам. Всегда стремитесь выстроить взаимовыгодное партнерство. Win-win.

3. 1 — самое плохое число в бизнесе. При работе с одним поставщиком есть риск не получить товар или переплатить за него (например, если у оптового поставщика очень широкий ассортимент товаров, значит, он — перекупщик). Советуем заказывать материалы у нескольких поставщиков. Это даст возможность снизить стоимость товара, при необходимости отсрочить платеж и докупить недостающее количество товара у других поставщиков.

Настроить процессы

Допустим, вы управляете производством с численностью персонала 10-20 человек, и все процессы — под контролем (я имею в виду перемещения поставщика между рабочими центрами и отгрузку товара клиенту). Но думать, что при увеличении штата до 40-50 человек вы сможете управлять с тем же самым подходом или, возможно, наняв помощника, — большое заблуждение.

Практика показывает, что, управляя процессами вручную, из-за постоянного роста ассортимента (а в одну игру входит от 30 до 100 компонентов) ты не можешь даже назвать точную дату отгрузки игры клиенту. Не говоря уже о складской эффективности. Поэтому на каждом этапе развития производства следует вводить автоматическую систему, которая этому этапу соответствует. Так вы пройдете путь от блокнота с ручкой через Excel к ERP.

Автоматизация и оборудование

Итак, со временем вам станет выгодней вложиться в оборудование и автоматизировать производство, чем выполнять те же операции вручную. И тут главный совет такой: покупайте оборудование под ключ с пусконаладкой, настройкой под свои материалы и дальнейшим обслуживанием.

Очень хорошо, если к конструктору оборудования, которое вы приобрели, можно всегда обратиться и попросить решить ту или иную проблему. Как-то раз мы заказали китайскую машину через русского дистрибьютора. Нам доставили машину, приехал инженер от этого дистрибьютора и сказал, что такое устройство видит впервые. Хотя, на китайском видео машина работала бесперебойно и убедительно, а дистрибьютор обещал поддержку. Пришлось подключать местных кулибиных.

Развитие собственного производства – процесс кропотливый, постепенный, а часто еще и очень индивидуальный. Возможно, вы столкнетесь с проблемами, которые нас пока обошли, или разработаете совершенно другие, отличные от наших, решения. Главное, не бойтесь ошибаться, ведь ошибки – это платное обучение. То, что мы считаем ошибками сейчас, в будущем будет оцениваться как ценный опыт, который помогает двигаться дальше.

0
2 комментария
Витя Наумов

А какие игры есть у мосигр популярные? Я либо не сознавал что это их производство, либо никогда еще не играл)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисовский

Как сделать игру - понятно. Придумал, склеил сам, поиграл с друзьями, добился механизмов нормальных, сделал дизайн, заказал у поставщиков составляющие, собрал коробки.
И вот вы с игрой.
Расскажите, как выйти на клиентов и дистрибуцию.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда