{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда умрёт ваш стартап

Я — программист. И нам грустнее всего, когда вы, предприниматели, делаете свой стартап и он проваливается.

Ведь мы не получаем крутой проект в портфолио, как мы изначально планировали. Ну а еще довольно печально осознавать, что несколько месяцев были потрачены впустую.

Если вы хотите делать свой стартап, то вам будет интересно. Я вам расскажу статистику.

Почти 10 лет мы помогаем стартапам. За это время в сумме мы отработали на проектах 251114 часов. Сделали 212 проектов. Проекты были и совсем небольшие, как, например, сделать фронт-енд часть для сайта. Так и гигантские, где месяцами работала команда из 8-10 человек. Но в среднем проект длился 1184 часа.

Грустная статистика

Примерно 14% проектов не доживают до конца разработки. Заказчики прекращают финансирование и сворачивают проект.

Причин может быть много:

  • Закончились деньги / изменились планы / развелся с женой. И другие трудности;
  • Планировалось сделать приложение для айфона, начали разработку, которая должна была идти три месяца, но через месяц а айфоне уже появилась такая функция. Приложение не пропустят в маркет, так что ничего не остается;
  • Изменилась ситуация на рынке и заказчик понял, что такой продукт уже не нужен.

Совет: перед тем как начинать тратить деньги на свой проект потратьте время на планирование. "Едешь на день, хлеба бери на неделю".

Если проект сделан, сдан и работает, то тут еще тоже не все так хорошо, как вы могли подумать.

Бывают ситуации, когда заказчик тратит все деньги на разработку и у него больше не остается денег. Но он рассчитывает на то, что он покажет готовый продукт инвесторам и получит деньги на маркетинг, рекламу и дальнейшее развитие.

У нас нет статистики о том, сколько проектов проваливаются на этом этапе, так как нет полных данных.

Но могу с уверенностью сказать, что знаю несколько таких случаев, когда заказчик потратил большое количество денег и вложил большое количество своей энергии, но потом не смог получить инвестиции. Инвесторы просто не верили в его проект.

Совет: Если своих денег нет, то разумнее потратить меньше денег на разработку и сделать MVP и уже его показывать инвесторам.

Даже если вы доделали свой проект, запустили рекламную кампанию, то это еще не говорит о том, что пользователи будут пользоваться вашим проектом.

Есть шанс на то, что вы спустите большое количество денег на рекламу, но ваш продукт не будет нужен людям.

Предприниматели – очень уверенные в себе люди. И довольно часто излишняя уверенность им мешает. К нам часто обращались к люди с довольно странными проектами. Не нужно было быть Вангой чтобы понимать, что этот проект точно не оправдает ожиданий.

Совет: Если вы планируете тратить значительную для вас сумму денег или большое количество энергии на ваш стартап, то не поленитесь и закажите аналитику. Так вы узнаете нужен ли кому-то ваш продукт, увидите емкость рынка, увидите конкурентов, о которых вы, возможно, не знали.

Ну и само собой ни один стартап не сможет работать, если у вас слабая команда. Даже если вы сделали продукт, провели успешную маркетинговую компанию и получили клиентов, которые готовы пользоваться вашим продуктом – это только начало.

В 2015 мы работали над большим стартапом. Основатели потратили на него несколько сотен тысяч долларов. И потом успешно продали. Но, судя по всему, новые управляющие были не настолько хваткими и не смогли собрать сильную команду и к сожалению проект закрылся.

Совет: даже если вы сделали стартап, это еще не конец. Вам нужно учиться формировать команду, найти сильных сейлзов, продактов, аккаунтов.

Вывод

И знайте, что любому человеку, который вместе с вами делает ваш стартап всегда очень важно то, насколько вы компетентны, адекватны и энергичны. Если у меня есть два гипотетических стартапа, над которыми я могу начать работать, то я всегда выберу тот, в котором более адекватный заказчик, даже если он меньше по стоимости.

Из-за того, что я понимаю, что проект попадет ко мне в портфолио. Заказчик будет доволен и будет советовать меня своим знакомым.

Перед тем как делать стартап думайте, анализируйте, общайтесь с конкурентами. Ведь если ваш стартап не выстрелит, то многим людям будет очень грустно.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Volyntsev

Как я понял смысл статьи: автор выступает как индивидуальное лицо - программист, которому в портфолио за 10 лет не удалось добавить ни одного стартапа из 212, потому что они умирают. Будьте аккуратнее, стартаперы, иначе как же автору-программисту демонстрировать свой опыт при смене работы? Вариант 2: автора выступает от имени студии и им так же нечего добавить в портфолио и нечем привлечь следующего заказчика.

Ну предположим, стартапы действительно окочурились. Однако у вас есть разрешение от заказчика на добавление проекта в портфолио, что означает: вы можете выложить скриншоты, описание выполненных работ, перечислить хотя бы часть стека, какие-то метрики (стоимость, количество разработчиков, метрики коммерческие, человекочасы, человекокофечашки). А вот подумайте о своих продуктах, как если бы это были ролики на телевидении или журналы. Как вы их вставите в портфолио? Вам будут доступны только какие-то копии, скрины, описания.

Вы сказали - было 212 проектов. И по вашим же словам 14% из них выживают. Это получается почти 30 живых проектов. Если сделать лендинг с перечислением проектов, то его придётся листать 2 минуты. Или смотреть пятиминутное видео на youtube с качественным закадровым голосом, который опишет все проекты.

Если я был прав относительно портфолио одного разработчика, то, хм, не надо 30 проектов. Их список ни один работодатель в портфолио не будет читать. Достаточно цифры "Разрабатывал для 212 проектов за 10 лет, моя основная специализация ..., последние проекты ..." а на собеседованиях с огоньком рассказать про последние два-три, детально, насколько можно, пару самых интересных кейсов. И скриншоты скорее всего не понадобятся, если речь будет адекватной, по существу. А если не адекватной, то и скриншоты не помогут.

В общем, не нойте. У автора всё хорошо с портфолио.

А теперь встанем на другую сторону стола. У вас 212 проектов, а у отдельного стартапера - скорее всего один единственный, после которого он разорён или морально подавлен. Некоторые упорные пытаются повторить этот неудачный ещё раз после переосмысления и изыскания средств, или сделать какой-то другой проект. Коротко - у них мало попыток, они неопытны.

А вы более опытны чем они. У вас есть экспертиза. Вот эта самая статья - уже доказательство экспертизы. Вы сами можете стать тем экспертом, которого упомянули в своей статье.

Вариантов дальнейших действий несколько - не
1. Не берите заведомо невзлетаемые проекты. Ну например, проект, который явно конкурирует с существующим, при отсутствии способов дешёвого привлечения трафика или тонн денег на рекламу. Есть R&D студии, которые отсеивают заказы.
2. Станьте типа акселератором для своего же проекта. Дайте проекту знать, что разработка будет идти итерациями и очередная итерация стартует после достижения показателей. Есть студии, которые помогают своим заказчикам не потерять на бесмысленной разработке или заработать больше.
3. Выберите только N выстреливших доходных проектов, которыми будете заниматься. Уговорами, торгом, уловками и шантажом возьмите долю в проектах или станьте их IT-отделом. Есть такие студии, я не вру.

Или не нойте и делайте свою работу - проектирование, разработку, внедрение, сопровождение - у вас хорошо получается.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

столько раз наблюдал успех абсолютно провальных на мой взгляд проектов (ну тотже телеграм например), что перестал вообще считать хоть какой проект "заведомо провальным", я сейчас проекты оценивают только по тому интересно в этом направлении работать или нет.

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда