Когда умрёт ваш стартап
Я — программист. И нам грустнее всего, когда вы, предприниматели, делаете свой стартап и он проваливается.
Ведь мы не получаем крутой проект в портфолио, как мы изначально планировали. Ну а еще довольно печально осознавать, что несколько месяцев были потрачены впустую.
Если вы хотите делать свой стартап, то вам будет интересно. Я вам расскажу статистику.
Почти 10 лет мы помогаем стартапам. За это время в сумме мы отработали на проектах 251114 часов. Сделали 212 проектов. Проекты были и совсем небольшие, как, например, сделать фронт-енд часть для сайта. Так и гигантские, где месяцами работала команда из 8-10 человек. Но в среднем проект длился 1184 часа.
Грустная статистика
Примерно 14% проектов не доживают до конца разработки. Заказчики прекращают финансирование и сворачивают проект.
Причин может быть много:
- Закончились деньги / изменились планы / развелся с женой. И другие трудности;
- Планировалось сделать приложение для айфона, начали разработку, которая должна была идти три месяца, но через месяц а айфоне уже появилась такая функция. Приложение не пропустят в маркет, так что ничего не остается;
- Изменилась ситуация на рынке и заказчик понял, что такой продукт уже не нужен.
Совет: перед тем как начинать тратить деньги на свой проект потратьте время на планирование. "Едешь на день, хлеба бери на неделю".
Если проект сделан, сдан и работает, то тут еще тоже не все так хорошо, как вы могли подумать.
Бывают ситуации, когда заказчик тратит все деньги на разработку и у него больше не остается денег. Но он рассчитывает на то, что он покажет готовый продукт инвесторам и получит деньги на маркетинг, рекламу и дальнейшее развитие.
У нас нет статистики о том, сколько проектов проваливаются на этом этапе, так как нет полных данных.
Но могу с уверенностью сказать, что знаю несколько таких случаев, когда заказчик потратил большое количество денег и вложил большое количество своей энергии, но потом не смог получить инвестиции. Инвесторы просто не верили в его проект.
Совет: Если своих денег нет, то разумнее потратить меньше денег на разработку и сделать MVP и уже его показывать инвесторам.
Даже если вы доделали свой проект, запустили рекламную кампанию, то это еще не говорит о том, что пользователи будут пользоваться вашим проектом.
Есть шанс на то, что вы спустите большое количество денег на рекламу, но ваш продукт не будет нужен людям.
Предприниматели – очень уверенные в себе люди. И довольно часто излишняя уверенность им мешает. К нам часто обращались к люди с довольно странными проектами. Не нужно было быть Вангой чтобы понимать, что этот проект точно не оправдает ожиданий.
Совет: Если вы планируете тратить значительную для вас сумму денег или большое количество энергии на ваш стартап, то не поленитесь и закажите аналитику. Так вы узнаете нужен ли кому-то ваш продукт, увидите емкость рынка, увидите конкурентов, о которых вы, возможно, не знали.
Ну и само собой ни один стартап не сможет работать, если у вас слабая команда. Даже если вы сделали продукт, провели успешную маркетинговую компанию и получили клиентов, которые готовы пользоваться вашим продуктом – это только начало.
В 2015 мы работали над большим стартапом. Основатели потратили на него несколько сотен тысяч долларов. И потом успешно продали. Но, судя по всему, новые управляющие были не настолько хваткими и не смогли собрать сильную команду и к сожалению проект закрылся.
Совет: даже если вы сделали стартап, это еще не конец. Вам нужно учиться формировать команду, найти сильных сейлзов, продактов, аккаунтов.
Вывод
И знайте, что любому человеку, который вместе с вами делает ваш стартап всегда очень важно то, насколько вы компетентны, адекватны и энергичны. Если у меня есть два гипотетических стартапа, над которыми я могу начать работать, то я всегда выберу тот, в котором более адекватный заказчик, даже если он меньше по стоимости.
Из-за того, что я понимаю, что проект попадет ко мне в портфолио. Заказчик будет доволен и будет советовать меня своим знакомым.
Перед тем как делать стартап думайте, анализируйте, общайтесь с конкурентами. Ведь если ваш стартап не выстрелит, то многим людям будет очень грустно.
Как я понял смысл статьи: автор выступает как индивидуальное лицо - программист, которому в портфолио за 10 лет не удалось добавить ни одного стартапа из 212, потому что они умирают. Будьте аккуратнее, стартаперы, иначе как же автору-программисту демонстрировать свой опыт при смене работы? Вариант 2: автора выступает от имени студии и им так же нечего добавить в портфолио и нечем привлечь следующего заказчика.
Ну предположим, стартапы действительно окочурились. Однако у вас есть разрешение от заказчика на добавление проекта в портфолио, что означает: вы можете выложить скриншоты, описание выполненных работ, перечислить хотя бы часть стека, какие-то метрики (стоимость, количество разработчиков, метрики коммерческие, человекочасы, человекокофечашки). А вот подумайте о своих продуктах, как если бы это были ролики на телевидении или журналы. Как вы их вставите в портфолио? Вам будут доступны только какие-то копии, скрины, описания.
Вы сказали - было 212 проектов. И по вашим же словам 14% из них выживают. Это получается почти 30 живых проектов. Если сделать лендинг с перечислением проектов, то его придётся листать 2 минуты. Или смотреть пятиминутное видео на youtube с качественным закадровым голосом, который опишет все проекты.
Если я был прав относительно портфолио одного разработчика, то, хм, не надо 30 проектов. Их список ни один работодатель в портфолио не будет читать. Достаточно цифры "Разрабатывал для 212 проектов за 10 лет, моя основная специализация ..., последние проекты ..." а на собеседованиях с огоньком рассказать про последние два-три, детально, насколько можно, пару самых интересных кейсов. И скриншоты скорее всего не понадобятся, если речь будет адекватной, по существу. А если не адекватной, то и скриншоты не помогут.
В общем, не нойте. У автора всё хорошо с портфолио.
А теперь встанем на другую сторону стола. У вас 212 проектов, а у отдельного стартапера - скорее всего один единственный, после которого он разорён или морально подавлен. Некоторые упорные пытаются повторить этот неудачный ещё раз после переосмысления и изыскания средств, или сделать какой-то другой проект. Коротко - у них мало попыток, они неопытны.
А вы более опытны чем они. У вас есть экспертиза. Вот эта самая статья - уже доказательство экспертизы. Вы сами можете стать тем экспертом, которого упомянули в своей статье.
Вариантов дальнейших действий несколько - не
1. Не берите заведомо невзлетаемые проекты. Ну например, проект, который явно конкурирует с существующим, при отсутствии способов дешёвого привлечения трафика или тонн денег на рекламу. Есть R&D студии, которые отсеивают заказы.
2. Станьте типа акселератором для своего же проекта. Дайте проекту знать, что разработка будет идти итерациями и очередная итерация стартует после достижения показателей. Есть студии, которые помогают своим заказчикам не потерять на бесмысленной разработке или заработать больше.
3. Выберите только N выстреливших доходных проектов, которыми будете заниматься. Уговорами, торгом, уловками и шантажом возьмите долю в проектах или станьте их IT-отделом. Есть такие студии, я не вру.
Или не нойте и делайте свою работу - проектирование, разработку, внедрение, сопровождение - у вас хорошо получается.
столько раз наблюдал успех абсолютно провальных на мой взгляд проектов (ну тотже телеграм например), что перестал вообще считать хоть какой проект "заведомо провальным", я сейчас проекты оценивают только по тому интересно в этом направлении работать или нет.