Офтоп Bogdan Golovanov
1 534

О государственной поддержке машиностроения в России

В закладки

Промышленная политика в области автомобиле и машиностроения, проводимая нашим правительством в последние годы, в целом, на мой взгляд, дала очень неплохие результаты. Подавляющее большинство крупнейших мировых производителей сегодня имеют в нашей стране сборочные площадки. Исторически российские бренды теперь глубоко интегрированы в мировые производственные системы в тех или иных формах (АВТОВАЗ, более чем наполовину принадлежит Renault-Nissan; 15% КАМАЗ принадлежит Daimler; ГАЗ, выступает контрактным производителем для Volkswagen, Ростсельмаш владеет канадским Versatile). Выступая локомотивом, локализация автопромышленности в России стимулирует производителей компонентов активнее присутствовать на отечественном рынке, а также упрощает жизнь российских предпринимателей, формирующих дилерские сети, давая им больше инструментов для оптимизации собственного бизнеса.

Все это довольно очевидные и понятные тренды. Так работает глобальная экономика. И отрасль здесь совершенно не важна. FMCG производители начали наращивать свое присутствие в России намного раньше, с самого начала конца СССР. Рынок был в тысячу раз менее стабилен, а перспективы туманнее. И никакой масштабной государственной поддержки или детально проработанной стратегии у правительства того времени не было. Однако, результат схожий: подавляющее большинство крупнейших мировых производителей имеют в нашей стране производственные площадки и успешный бизнес уже десятилетиями.

В чем же конкретно заслуга государства?

Попробуем разобраться на примере сельскохозяйственного машиностроения, развитие которого обсуждали Премьер Министр и Министр промышленности и торговли в пятницу, в Краснодаре (источник: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!v_2018_godu_predpriyatiya_selhozmasha_uvelichili_vneshnie_postavki_na_40).

Ключевым направлением поддержки отечественных производителей комбайнов, тракторов и прочего сельхозоборудования Правительство РФ избрало субсидирование. Довольно простое и очевидное решение. Но дьявол, как всегда в деталях. Ведь главный вопрос – как отделить отечественных производителей от иностранных? В какой момент трактор начинается считаться Российским? После организации крупноузловой сборки или же только при организации полного производственного цикла? А что считать полным производственным циклом? Ведь ни один, пожалуй, из производителей в мире (включая и исконно Российских) сегодня не выполняет абсолютно все технологические операции in-house. В общем, понятно, что встает вопрос о необходимости установить минимальный уровень локализации и четкие критерии, чем и занялся Минпромторг несколько лет назад. Родилось известное Постановление Правительства №1432, механизм специальных инвестиционных контрактов (если очень упрощенно, то это обязательство того производителя, который по каким-то критериям до необходимого уровня локализации не дотягивает, инвестировать определенный капитал в свое Российское производство в течение нескольких лет, чтобы ситуацию исправить, в обмен на разрешение Минпромторга получать субсидию уже сейчас), а также возможность реализовывать технику, соответствующую критериям при финансировании Росагролизинга.

В целом, на примере ООО «КЛААС» (российский завод немецкого производителя CLAAS), первым подписавший специнвестконтракт с Правительством, видно, что механизм получился вполне рабочим. И, судя по цифре, приведенной на том самом совещании, довольно результативным (70 000 единиц сельскохозяйственной техники – это огромная цифра для этой отрасли). Свою социальную функцию Правительство также выполнило в рамках этой работы: СПИКи обязывают производителей не только увеличивать локализацию производства, но и создавать определенное количество рабочих мест. Ну, в общем, все абсолютно логично и даже реализовано грамотно и обстоятельно (верхнеуровнево, во всяком случае).

У меня нет вопросов к производителям. Они адаптировались, выполняют требования государства в лице правительства и исполняют свои обязательства. В ООО «КЛААС» я видел сам каких трудов и усилий стоит эта работа. Но у меня есть вопрос к Правительству (конечно, я не жду, что мне кто-то ответит).

Мы точно уверены в том, что субсидирование - это эффективно в долгосрочной перспективе?

Вот мы сейчас, фактически, сильно затруднили возможности работы на нашем рынке для импортеров. Ограничение это чисто финансовое. Если импортер хочет конкурировать с российскими производителями, то цена его продукции должна уменьшиться на величину субсидии (сейчас 25%). Это сложно, ибо необходимая скидка, очевидно, приведет импортера к отрицательной маржинальности. Но сценарии, при которых импортер потенциально на это пойдет, существуют. Например, при наличии свободных производственных мощностей в Европе, выпуск дополнительных единиц для России может быть выгоден для иностранного производителя даже при отрицательной маржинальности (из-за постоянных издержек производства).

Кроме того, у некоторых мировых производителей уже есть сборочные производства в России, которые не соответствуют требованиям Правительства и лишают их права на субсидии. У них, в теории, есть три пути: инвестировать и доводить производства до требуемого уровня, либо уходить с рынка, либо… оставаться, и работать себе в убыток. Так вот, третий сценарий вполне может оказаться наиболее выигрышным стратегически. Почему? Очевидно, что субсидии не вечны. Анонсированы они на будущие 5 лет. Возможности бюджета неизвестны. Но не это даже самое главное. 5 лет – это очень короткий срок. Переждать его может себе позволить любой из крупнейших мировых производителей (в доказательство можно привести пример многолетней работы большинства из них в убыток на Китайском рынке). Так вот, в этом режиме ожидания производитель, абсолютно определенно, будет работать над снижением издержек и себестоимости, повышением эффективности производственных процессов, оптимизацией персонала. В то время, как российские производители будут, напротив, увеличивать хэдкаунт по условиям СПИКов и, вполне закономерно, не будут фокусироваться на производительности. К чему это может привести через 5 лет? К тому, что конкурентоспособность российских производителей будет значительно ниже, чем у конкурентов.

Для чего мы направляем 340 миллиардов на поддержку экспорта?

Это мой самый главный вопрос. Если субсидии для внутрироссийского рынка – тема спорная. То финансирование экспорта уж точно выглядит, как однозначная поддержка неэффективности собственных производителей. Ведь абсолютно очевидно, что тому, у кого уже есть необходимая инфраструктура, производить один и тот же трактор в России значительно дешевле, чем в Европе (дешевле труд, дешевле ресурсы, капитал дороже, но не для иностранных корпораций, сложнее только с логистикой, но не катастрофически). Зачем дополнительно стимулировать то, что выгодно априори? Если поддержка рассчитана на исконно российских производителей, у которых капитал, безусловно дороже, то эта мера, опять же, стимулирует такого производителя не снижать издержки и работать над конкурентными преимуществами своего продукта, а финансировать свою неэффективность за счет государственной поддержки.

Какая альтернатива?

Критиковать всегда просто. Особенно Минпромторг, который, в последние годы проделал титаническую работу по реализации новой промышленной политики. То, что сделано в масштабах страны, на самом деле, восхищает. Сомнения у меня только касаемо стратегических последствий нашей текущей политики. Например, посмотрев на доли рынка мировых производителей грузовой техники в России, можно обнаружить в лидерах компанию – чистого импортера. Это заставляет задуматься. Что можно предложить взамен субсидирования? Ведь развитие отечественного машиностроения – это действительно суперприоритетное направление для нас, как государства. И какая-то поддержка должна быть обязательно. Все-таки, более логичным со стороны Правительства видится фокус на административную поддержку и налоговые послабления для промышленности, а выделение бюджетных средств я бы предложил минимизировать. Но, вполне возможно, что я и не прав. Жизнь покажет.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Bogdan Golovanov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 39, "likes": 8, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 55995, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 20 Jan 2019 16:34:50 +0300" }
{ "id": 55995, "author_id": 185994, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/55995\/get","add":"\/comments\/55995\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/55995"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "possessions": [] }

39 комментариев 39 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
6

Есть очень хорошая статья где подробно сравнивают российский и канадский завод.
Зарплаты, налоги, цены энергоресурсов.
Становится понятным почему заниматься производством в России труднее.
https://babkin-k.livejournal.com/182898.html

Ответить
0

При долларе по 30 вроде реалистично. Ну а вообще это серьёзная компания делала анализ.

Ответить
6

А при чем тут доллар 30? Они занизили зарплату в Канаде, раза в 2. Очень похоже на "подгон" нужного результата.

Ответить
0

Таблица спорна, конечно, но остальное все по делу же?

Ответить
1

Для Канады, для 2012 года, таблица верная (кроме конструктора). Сейчас зарплаты выше.
Всё остальное про Канаду в статье правда.

Ответить
0

Для России тоже, сварщики только совсем тупые на Ростсельмаш идут, на шабашках в разы больше поднимают.

Ответить
0

Для сборщика и сварщика, зарплата реалистичная для 2012 года.
А для конструктора даже близко нет. Любой конструктор будет раз в 5 больше получать.

Ответить
0

Чем серьёзнее компания, тем больше факов напихают в отчёт.

Ответить
0

Вы же кажется в Канаде живете? Таблица совсем кривая?

Ответить
1

Однако с 2002 по 2012 год средний уровень оплаты труда в России вырос на 472% (среднегодовой темп роста: +21,1%), а в Канаде – только на 30% (+2,0% в год). При росте такими темпами через 3-4 года труд в России будет стоить дороже, чем в Канаде.

Хочу напомнить что сегодня 2019, зарплаты явно стали выше чем в Канаде...

Ответить
1

Это не серьёзно. Минималка в Канаде 12$ канадских в час (9$ амер.). Где в России сборщик будет столько получать?

Ответить
2

Вот именно, это был сарказм. А цитата из статьи, которую вы прислали. Или вы ее не читали?

Ответить
6

Зачем это здесь?
Может, текст в Российскую газету?

Ответить
1

да! хотим исключительно за теслу!

Ответить
4

да это просто россия24 и антисемитизм какой-то. и сюда дотянулся темнейший. #поравалить

Ответить
6

вот текст да, пахнет хвальбой, хвальбой и еще раз мемуарам чиновников, без особо реального разбора

Ответить
–1

да! по прочтению хочется трижды помянуть илона, ну и сугснуть еще

Ответить
0

не знаю на счет масков и прочих, но раз идет рассказ о ком-то и какой он хороший, то хотелось бы разбора того что было ранее и глубоких факапов которые были сделаны. Какие выводы они дали. Если всего этого нет, грош цена такой новости.
Наделал говна? хочешь исправить? начни с принятия и рассказа почему так сделал и почему это действительно плохо.

Ответить
–1

а если нет говна - придумай его! не все ж готовы без говна! трудно что ли

Ответить
–1

а что минусуешь, еблан?

Ответить
2

Какая-то странная статья.
Преподносится так как будто у нас навалом Российских заводов. По факту у нас сборочные заводы иностранных брендов, которые поставляют машино-комлекты из-за границы платя копеечные пошлины на границе. Т.е. выглядит это так, на заводе в Словении собрали машину, разобрали, переслали в Россию как машино комплекты, а потом у нас опять собрали эту машину с косяками.
Я немного изучал эту тему, у нас даже нормальные алюминиевые листы для штамповки кувозов не могут сделать.

P.S.:
У нас вообще не осталось своего мащиностроения. Дороги ремонтируют Volvo(грузовики), hyundai(краны, катки и вспомогательная техника), mercedes(мусоровозы). Комбайны иностранные. Да у нас даже шланги для капельного орошения не делают, приходится из Индии покупать.

Ответить
2

Статья напоминает типичный отчет в стиле что у нас все круто, без конкретики.
Название Российских заводов/производителей и их локации где? Где инфа о количестве производимой техники? Где инфа о количестве экспорта.
Вместо этого куча иностранных брендов, которые у нас собирают свою технику из своих же машинокомплектов и нам же продают.

Ответить
1

не так давно занимался вопросом производства штангенциркулей. Оказалось что вот то, что валялись они у каждого дома пачками, неплохого качества, производства СССР благополучно похерено. То что производят наши негодно. Китай туда же. Качественные это уже Япония, Германия.
А стал разбираться почему - оказалось был прикончены заводы производства необходимой стали + часть заводов по производству самих штангенциркулей прошли через руки эффективных управленцев. Теперь же их оборудованием можно забивать гвозди и ничего не сделается, потому что это не измерительный инструмент. Вот не фанат я союза и империи, но было обидно когда все это узнал..

Ответить
2

У нас теперь так в любой отросли и с любым продуктом.
Самое плохое, что это никто не понимает.
Экономика это товары(нужные рынку), нет товаров нет рабочих мест и нет нормальной экономики. Одна нефть и газ, а далее закупка всего иностранного на деньги с газа и нефти. Не экономика, а утопия какая-то.
Нет абсолютно никакой поддержки производителей, одно ляля, по факту только мешают если что-то пытаешься сделать.

Ответить
1

С ляля к сожалению сталкивался. Прямо не выполнение данных обещаний чиновниками, либо утыкание в кого-нибудь с синдромом вахтера через которого проходит только если, как было в анекдоте "надождать".

Ответить
2

Видел ситуацию с трёх сторон - политической партии (Партия Роста часто участвует в подобных проектах или помогает бизнесу в них пройти), с точки зрения студента института, который активно развивает и внедряет новые технологии (сотрудничество с Китаем, изобретательство, с международными компаниями, и.т.д) и с точки зрения моего знакомого, который работает в этом секторе.
Так я о чём - это не работает.
Единственное, что полезного сделала компания для бизнеса - провела политику количественного смягчения, что значительно снизило издержки на рублёвых зарплаты, если бы всё это сочеталось с экспортной политикой государства (Не увеличивали бы пошлины, налоги и поборы), то это бы даже работало.

Ответить
0

Не компания конечно, а правительство. Забавная оговорка.

Ответить
0

А я подумал что опечатка - кампания. В смысле, что именно проводимая кампания сделала, а не всё министерство как таковое)

Ответить
0

Это все,конечно,здорово,но если сравнивать нашу сборку и иностранную,то как-то все печально

Ответить
2

Олег, все зависит от корпорации. Неоднократно видел статистику производственных дефектов сборочных площадок одного и того же производителя в разных странах. Некоторые Российские подразделения обеспечивают очень высокие показатели. Но, разумеется, так не везде. Вопрос возможности экспорта стандартов с головного предприятие в дочернее подразделение, на самом деле, - это, всего лишь, показатель качества работы менеджмента компании. И не важно, в России организуется процесс или в любой другой стране. Исходя из моих наблюдений, безусловно.

Ответить
0

VW уже не производится на ГАЗе, про АвтоВаз с его убытками то же Очень правильно упомянули, есть ещё КАМАЗ, но его пытаются продать в Daimler, которому он конечно нужен но уже не очень. Может кому-то может показаться что проект Aurus может быть прибыльным. Вообще в классическом дискретном производстве, особенно в машиностроении, очень сложно генерировать ценность, и прибыль. Основа прибыли практически любого автоконцерна, в з/ч, финансовых услугах и в сервисном обслуживании. Это легко заметить в отчётах публичных компаний подобного профиля, так зачем пытаются искать черную кошку(прибыль) там где ее нет.

Кстати в этом году Ford скорее всего закроет завод в России, да и производственная программа GM АвтоВаз в 20к автомобилей выглядит уже не смешно.

Минпромторг во многом занимается поддержанием занятости и сохранения научно-техничких компетенций и специалистов в стране в несырьевом секторе.

Ответить
1

Спасибо за ваш комментарий. Насколько знаю, у VW с ГАЗ соглашение до 2025 и с прошлого года в Нижнем у VW были планы на Skoda Kodiaq. Актуальной информации о текущем состоянии партнерства у меня, действительно, нет. Так что, вероятно, вы правы. В целом, во многом с вами согласен. И говорю примерно о том же, что и вы. Текущая промышленная политика чрезмерно социально ориентирована, что скорее противоречит целям бизнеса, ибо рост производительности - следствие сокращения людей, а не наоборот. Но проблема не в том, что в Минпромторге бездельничают. Напротив. Но вот вопрос, правильности стратегических целей для меня открыт.

Ответить
1

Что такое субсидия? Как она выглядит? За каждую машину заводу деньги возвращают? Или просто заводу денег дают? Или половину уплаченных налогов? Локализованы по полному циклу в России в основном кузова,кажется ( то есть из российского металла на территории России штампуют кузов и окрашивают). А с 202какого—то года обязуют в России коробки делать.
Единственный минус, который я вижу, через 10 лет новым производителям будет труднее и дороже войти на наш рынок.

Ответить
1

Самое печальное, что ситуация только ухудшается. Статья которую я привёл выше (про заводы в Канаде и России), показывала детально проблемы ведения бизнеса в России. И с 2012 года стало только хуже, так как налоги в России повысили (не говоря уже про цены перевозок, энергии и т.д.)
А ведь многие проблемы можно было решить за 7 лет без всяких вложений а просто изменив законодательство чтобы не заставлять завод иметь армию бухгалтеров.
В Канаде вообще малые компании (10-20 работников) не имеют бухгалтеров а просто нанимают фрилансера на несколько дней в месяц.

Ответить
0

Тема не до конца раскрыта. Про то какие пути используют иностранные производители, чтобы хоть как-то продавать, тут тож в комментариях есть. Однако что и как дальше не раскрыто - предложений нет, и на самом деле не ясно. Сейчас в каждом регионе (области, крае) есть (и не один) производитель схт - и редко когда качество хоть как-то доходило до «исторических» российских производителей, т.е. делают дёшево (в том числе и за счёт субсидий), ну лучше не становится никому!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }