О государственной поддержке машиностроения в России
Промышленная политика в области автомобиле и машиностроения, проводимая нашим правительством в последние годы, в целом, на мой взгляд, дала очень неплохие результаты. Подавляющее большинство крупнейших мировых производителей сегодня имеют в нашей стране сборочные площадки. Исторически российские бренды теперь глубоко интегрированы в мировые производственные системы в тех или иных формах (АВТОВАЗ, более чем наполовину принадлежит Renault-Nissan; 15% КАМАЗ принадлежит Daimler; ГАЗ, выступает контрактным производителем для Volkswagen, Ростсельмаш владеет канадским Versatile). Выступая локомотивом, локализация автопромышленности в России стимулирует производителей компонентов активнее присутствовать на отечественном рынке, а также упрощает жизнь российских предпринимателей, формирующих дилерские сети, давая им больше инструментов для оптимизации собственного бизнеса.
Все это довольно очевидные и понятные тренды. Так работает глобальная экономика. И отрасль здесь совершенно не важна. FMCG производители начали наращивать свое присутствие в России намного раньше, с самого начала конца СССР. Рынок был в тысячу раз менее стабилен, а перспективы туманнее. И никакой масштабной государственной поддержки или детально проработанной стратегии у правительства того времени не было. Однако, результат схожий: подавляющее большинство крупнейших мировых производителей имеют в нашей стране производственные площадки и успешный бизнес уже десятилетиями.
В чем же конкретно заслуга государства?
Попробуем разобраться на примере сельскохозяйственного машиностроения, развитие которого обсуждали Премьер Министр и Министр промышленности и торговли в пятницу, в Краснодаре (источник: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!v_2018_godu_predpriyatiya_selhozmasha_uvelichili_vneshnie_postavki_na_40).
Ключевым направлением поддержки отечественных производителей комбайнов, тракторов и прочего сельхозоборудования Правительство РФ избрало субсидирование. Довольно простое и очевидное решение. Но дьявол, как всегда в деталях. Ведь главный вопрос – как отделить отечественных производителей от иностранных? В какой момент трактор начинается считаться Российским? После организации крупноузловой сборки или же только при организации полного производственного цикла? А что считать полным производственным циклом? Ведь ни один, пожалуй, из производителей в мире (включая и исконно Российских) сегодня не выполняет абсолютно все технологические операции in-house. В общем, понятно, что встает вопрос о необходимости установить минимальный уровень локализации и четкие критерии, чем и занялся Минпромторг несколько лет назад. Родилось известное Постановление Правительства №1432, механизм специальных инвестиционных контрактов (если очень упрощенно, то это обязательство того производителя, который по каким-то критериям до необходимого уровня локализации не дотягивает, инвестировать определенный капитал в свое Российское производство в течение нескольких лет, чтобы ситуацию исправить, в обмен на разрешение Минпромторга получать субсидию уже сейчас), а также возможность реализовывать технику, соответствующую критериям при финансировании Росагролизинга.
В целом, на примере ООО «КЛААС» (российский завод немецкого производителя CLAAS), первым подписавший специнвестконтракт с Правительством, видно, что механизм получился вполне рабочим. И, судя по цифре, приведенной на том самом совещании, довольно результативным (70 000 единиц сельскохозяйственной техники – это огромная цифра для этой отрасли). Свою социальную функцию Правительство также выполнило в рамках этой работы: СПИКи обязывают производителей не только увеличивать локализацию производства, но и создавать определенное количество рабочих мест. Ну, в общем, все абсолютно логично и даже реализовано грамотно и обстоятельно (верхнеуровнево, во всяком случае).
У меня нет вопросов к производителям. Они адаптировались, выполняют требования государства в лице правительства и исполняют свои обязательства. В ООО «КЛААС» я видел сам каких трудов и усилий стоит эта работа. Но у меня есть вопрос к Правительству (конечно, я не жду, что мне кто-то ответит).
Мы точно уверены в том, что субсидирование - это эффективно в долгосрочной перспективе?
Вот мы сейчас, фактически, сильно затруднили возможности работы на нашем рынке для импортеров. Ограничение это чисто финансовое. Если импортер хочет конкурировать с российскими производителями, то цена его продукции должна уменьшиться на величину субсидии (сейчас 25%). Это сложно, ибо необходимая скидка, очевидно, приведет импортера к отрицательной маржинальности. Но сценарии, при которых импортер потенциально на это пойдет, существуют. Например, при наличии свободных производственных мощностей в Европе, выпуск дополнительных единиц для России может быть выгоден для иностранного производителя даже при отрицательной маржинальности (из-за постоянных издержек производства).
Кроме того, у некоторых мировых производителей уже есть сборочные производства в России, которые не соответствуют требованиям Правительства и лишают их права на субсидии. У них, в теории, есть три пути: инвестировать и доводить производства до требуемого уровня, либо уходить с рынка, либо… оставаться, и работать себе в убыток. Так вот, третий сценарий вполне может оказаться наиболее выигрышным стратегически. Почему? Очевидно, что субсидии не вечны. Анонсированы они на будущие 5 лет. Возможности бюджета неизвестны. Но не это даже самое главное. 5 лет – это очень короткий срок. Переждать его может себе позволить любой из крупнейших мировых производителей (в доказательство можно привести пример многолетней работы большинства из них в убыток на Китайском рынке). Так вот, в этом режиме ожидания производитель, абсолютно определенно, будет работать над снижением издержек и себестоимости, повышением эффективности производственных процессов, оптимизацией персонала. В то время, как российские производители будут, напротив, увеличивать хэдкаунт по условиям СПИКов и, вполне закономерно, не будут фокусироваться на производительности. К чему это может привести через 5 лет? К тому, что конкурентоспособность российских производителей будет значительно ниже, чем у конкурентов.
Для чего мы направляем 340 миллиардов на поддержку экспорта?
Это мой самый главный вопрос. Если субсидии для внутрироссийского рынка – тема спорная. То финансирование экспорта уж точно выглядит, как однозначная поддержка неэффективности собственных производителей. Ведь абсолютно очевидно, что тому, у кого уже есть необходимая инфраструктура, производить один и тот же трактор в России значительно дешевле, чем в Европе (дешевле труд, дешевле ресурсы, капитал дороже, но не для иностранных корпораций, сложнее только с логистикой, но не катастрофически). Зачем дополнительно стимулировать то, что выгодно априори? Если поддержка рассчитана на исконно российских производителей, у которых капитал, безусловно дороже, то эта мера, опять же, стимулирует такого производителя не снижать издержки и работать над конкурентными преимуществами своего продукта, а финансировать свою неэффективность за счет государственной поддержки.
Какая альтернатива?
Критиковать всегда просто. Особенно Минпромторг, который, в последние годы проделал титаническую работу по реализации новой промышленной политики. То, что сделано в масштабах страны, на самом деле, восхищает. Сомнения у меня только касаемо стратегических последствий нашей текущей политики. Например, посмотрев на доли рынка мировых производителей грузовой техники в России, можно обнаружить в лидерах компанию – чистого импортера. Это заставляет задуматься. Что можно предложить взамен субсидирования? Ведь развитие отечественного машиностроения – это действительно суперприоритетное направление для нас, как государства. И какая-то поддержка должна быть обязательно. Все-таки, более логичным со стороны Правительства видится фокус на административную поддержку и налоговые послабления для промышленности, а выделение бюджетных средств я бы предложил минимизировать. Но, вполне возможно, что я и не прав. Жизнь покажет.
Есть очень хорошая статья где подробно сравнивают российский и канадский завод.
Зарплаты, налоги, цены энергоресурсов.
Становится понятным почему заниматься производством в России труднее.
https://babkin-k.livejournal.com/182898.html
Вы серьезно?
При долларе по 30 вроде реалистично. Ну а вообще это серьёзная компания делала анализ.
А при чем тут доллар 30? Они занизили зарплату в Канаде, раза в 2. Очень похоже на "подгон" нужного результата.
Таблица спорна, конечно, но остальное все по делу же?
Для Канады, для 2012 года, таблица верная (кроме конструктора). Сейчас зарплаты выше.
Всё остальное про Канаду в статье правда.
Для России тоже, сварщики только совсем тупые на Ростсельмаш идут, на шабашках в разы больше поднимают.
Для сборщика и сварщика, зарплата реалистичная для 2012 года.
А для конструктора даже близко нет. Любой конструктор будет раз в 5 больше получать.
Чем серьёзнее компания, тем больше факов напихают в отчёт.
Вы же кажется в Канаде живете? Таблица совсем кривая?
Хочу напомнить что сегодня 2019, зарплаты явно стали выше чем в Канаде...
Это не серьёзно. Минималка в Канаде 12$ канадских в час (9$ амер.). Где в России сборщик будет столько получать?
Вот именно, это был сарказм. А цитата из статьи, которую вы прислали. Или вы ее не читали?
Зачем это здесь?
Может, текст в Российскую газету?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
вот текст да, пахнет хвальбой, хвальбой и еще раз мемуарам чиновников, без особо реального разбора
Комментарий удален модератором
не знаю на счет масков и прочих, но раз идет рассказ о ком-то и какой он хороший, то хотелось бы разбора того что было ранее и глубоких факапов которые были сделаны. Какие выводы они дали. Если всего этого нет, грош цена такой новости.
Наделал говна? хочешь исправить? начни с принятия и рассказа почему так сделал и почему это действительно плохо.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
#вали
Комментарий удален модератором
Ты ещё не свалил?
Какая-то странная статья.
Преподносится так как будто у нас навалом Российских заводов. По факту у нас сборочные заводы иностранных брендов, которые поставляют машино-комлекты из-за границы платя копеечные пошлины на границе. Т.е. выглядит это так, на заводе в Словении собрали машину, разобрали, переслали в Россию как машино комплекты, а потом у нас опять собрали эту машину с косяками.
Я немного изучал эту тему, у нас даже нормальные алюминиевые листы для штамповки кувозов не могут сделать.
P.S.:
У нас вообще не осталось своего мащиностроения. Дороги ремонтируют Volvo(грузовики), hyundai(краны, катки и вспомогательная техника), mercedes(мусоровозы). Комбайны иностранные. Да у нас даже шланги для капельного орошения не делают, приходится из Индии покупать.
Статья напоминает типичный отчет в стиле что у нас все круто, без конкретики.
Название Российских заводов/производителей и их локации где? Где инфа о количестве производимой техники? Где инфа о количестве экспорта.
Вместо этого куча иностранных брендов, которые у нас собирают свою технику из своих же машинокомплектов и нам же продают.
не так давно занимался вопросом производства штангенциркулей. Оказалось что вот то, что валялись они у каждого дома пачками, неплохого качества, производства СССР благополучно похерено. То что производят наши негодно. Китай туда же. Качественные это уже Япония, Германия.
А стал разбираться почему - оказалось был прикончены заводы производства необходимой стали + часть заводов по производству самих штангенциркулей прошли через руки эффективных управленцев. Теперь же их оборудованием можно забивать гвозди и ничего не сделается, потому что это не измерительный инструмент. Вот не фанат я союза и империи, но было обидно когда все это узнал..
У нас теперь так в любой отросли и с любым продуктом.
Самое плохое, что это никто не понимает.
Экономика это товары(нужные рынку), нет товаров нет рабочих мест и нет нормальной экономики. Одна нефть и газ, а далее закупка всего иностранного на деньги с газа и нефти. Не экономика, а утопия какая-то.
Нет абсолютно никакой поддержки производителей, одно ляля, по факту только мешают если что-то пытаешься сделать.
С ляля к сожалению сталкивался. Прямо не выполнение данных обещаний чиновниками, либо утыкание в кого-нибудь с синдромом вахтера через которого проходит только если, как было в анекдоте "надождать".
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
А я подумал что опечатка - кампания. В смысле, что именно проводимая кампания сделала, а не всё министерство как таковое)
Это все,конечно,здорово,но если сравнивать нашу сборку и иностранную,то как-то все печально
Олег, все зависит от корпорации. Неоднократно видел статистику производственных дефектов сборочных площадок одного и того же производителя в разных странах. Некоторые Российские подразделения обеспечивают очень высокие показатели. Но, разумеется, так не везде. Вопрос возможности экспорта стандартов с головного предприятие в дочернее подразделение, на самом деле, - это, всего лишь, показатель качества работы менеджмента компании. И не важно, в России организуется процесс или в любой другой стране. Исходя из моих наблюдений, безусловно.
VW уже не производится на ГАЗе, про АвтоВаз с его убытками то же Очень правильно упомянули, есть ещё КАМАЗ, но его пытаются продать в Daimler, которому он конечно нужен но уже не очень. Может кому-то может показаться что проект Aurus может быть прибыльным. Вообще в классическом дискретном производстве, особенно в машиностроении, очень сложно генерировать ценность, и прибыль. Основа прибыли практически любого автоконцерна, в з/ч, финансовых услугах и в сервисном обслуживании. Это легко заметить в отчётах публичных компаний подобного профиля, так зачем пытаются искать черную кошку(прибыль) там где ее нет.
Кстати в этом году Ford скорее всего закроет завод в России, да и производственная программа GM АвтоВаз в 20к автомобилей выглядит уже не смешно.
Минпромторг во многом занимается поддержанием занятости и сохранения научно-техничких компетенций и специалистов в стране в несырьевом секторе.
Спасибо за ваш комментарий. Насколько знаю, у VW с ГАЗ соглашение до 2025 и с прошлого года в Нижнем у VW были планы на Skoda Kodiaq. Актуальной информации о текущем состоянии партнерства у меня, действительно, нет. Так что, вероятно, вы правы. В целом, во многом с вами согласен. И говорю примерно о том же, что и вы. Текущая промышленная политика чрезмерно социально ориентирована, что скорее противоречит целям бизнеса, ибо рост производительности - следствие сокращения людей, а не наоборот. Но проблема не в том, что в Минпромторге бездельничают. Напротив. Но вот вопрос, правильности стратегических целей для меня открыт.
Что такое субсидия? Как она выглядит? За каждую машину заводу деньги возвращают? Или просто заводу денег дают? Или половину уплаченных налогов? Локализованы по полному циклу в России в основном кузова,кажется ( то есть из российского металла на территории России штампуют кузов и окрашивают). А с 202какого—то года обязуют в России коробки делать.
Единственный минус, который я вижу, через 10 лет новым производителям будет труднее и дороже войти на наш рынок.
Самое печальное, что ситуация только ухудшается. Статья которую я привёл выше (про заводы в Канаде и России), показывала детально проблемы ведения бизнеса в России. И с 2012 года стало только хуже, так как налоги в России повысили (не говоря уже про цены перевозок, энергии и т.д.)
А ведь многие проблемы можно было решить за 7 лет без всяких вложений а просто изменив законодательство чтобы не заставлять завод иметь армию бухгалтеров.
В Канаде вообще малые компании (10-20 работников) не имеют бухгалтеров а просто нанимают фрилансера на несколько дней в месяц.
Тема не до конца раскрыта. Про то какие пути используют иностранные производители, чтобы хоть как-то продавать, тут тож в комментариях есть. Однако что и как дальше не раскрыто - предложений нет, и на самом деле не ясно. Сейчас в каждом регионе (области, крае) есть (и не один) производитель схт - и редко когда качество хоть как-то доходило до «исторических» российских производителей, т.е. делают дёшево (в том числе и за счёт субсидий), ну лучше не становится никому!
Комментарий удален модератором
Как дополнение к статье - выдержка из DW (https://www.dw.com/ru/задача-машиностроения-россии-догнать-и-перегнать-финляндию/a-48029396):
"Машиностроение: среди них - моторостроители и станкостроители, производители промышленного оборудования и поточных линий, сельскохозяйственных машин, измерительной техники, насосов, компрессоров, роботов, наноизделий. Мировой рынок такой продукции вырос в 2018 году на 4% и составил, по оценкам VDMA, 2,6 триллиона евро.
Основные мировые игроки: Китай - 32,9%, на 2-м месте - США с долей рынка в 12,8%, затем идут Германия (11,4%), Япония (10,2%) и Италия (4,8%). По оценкам VDMA, доля России (23 место) в мировом машиностроении снизилась в прошлом году до 0,6%, выручка отрасли сократилась на 11% до 15 млрд евро.
По мнению эксперта, наиболее реалистичная перспектива для России выглядит так: она будет и дальше экспортировать свою машиностроительную продукцию главным образом в постсоветские государства и одновременно продолжать осуществлять - что бы там ни говорили про импортозамещение - крупномасштабные закупки современной техники за рубежом, в частности, в Евросоюзе.
По данным VDMA, в 2017 году РФ продала в ЕС машин и оборудования на 692 тысячи евро, а приобрела там машиностроительной продукции на 15 млрд евро. При этом поставки в Германию составили 149 тысяч евро, а импорт техники из ФРГ - 5,3 млрд евро".
Комментарий удален модератором