{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Зарплата и справедливость

Люди склонны происходящее с ними воспринимать через призму справедливости. Особенно оценку их труда в виде заработной платы.

В этом плане мы недалеко ушли от своих лохматых предков. На видео - знаменитый эксперимент с обезьянками. Сначала за одинаковую работу они получили равноценное вознаграждение - кусочек огурца. Проблем не возникло, оплата была воспринята благосклонно. Но стоило одну из них вознаградить виноградом, как в экспериментатора тут же полетел огурец от ее товарки.

Что будет, если обезьяне несправедливо заплатить за работу?

В свое время психолог Стейси Адамс разработал теорию справедливости. Суть ее можно выразить простой формулой:

мой вклад/моя оплата = вклад других сотрудников/их оплата

Проблема в том, что свой вклад люди оценивают весьма и весьма субъективно. Они учитывают в нем не только фактические результаты своего труда, но и потраченные трудовые усилия ("я позже ухожу с работы!"), уровень образования ("Я МГУ закончил, а он нет"), свой опыт ("я уже 10 лет в профессии, а он без году неделя, а получаем одинаково"), стаж работы в компании, возраст и т.п.

Вспоминаю кейс, который в свое время меня просто потряс. Я делал аудит сотрудников отдела продаж в одной компании (в то время она занимала лидирующие позиции на рынке продаж нефтегазового оборудования) и среди прочего интересовался удовлетворенностью системой оплаты.

А нужно сказать, что на тот момент (10 лет назад) зарплаты продаванов складывались из оклада 10.000 и 10%-ной премии с маржи. Обороты были хорошими, так что зарплата "старичков", уже набивших клиентскую базу, редко когда опускалась ниже 200К. В общем, зарабатывали они 6-8 тыс. USD, что по региональным меркам было чертовски круто.

Но меня поразило, что один за другим "старички" высказывали неудовлетворенность своей оплатой.

- А почему, если не секрет?

- Когда я пришел в компанию, была премия 10%. И сейчас, после трех лет работы, она все еще 10%

- Но ведь фактическая зарплата у вас выросла в 20 с лишним раз!

- Все равно, несправедливо

Надо сказать, на собственника эти признания тоже произвели сильное впечатление. Он тут же привязал процент комиссионных к отработанному в компании стажу.

Многие работодатели в своих мотивационных системах учитывают теорию справедливости: вводят систему грейдов, не позволяющую сильно "шалить" в рамках одного грейда, индексируют оклады, вводят "13-ю зарплату" за стаж работы в компании. Или работают с нематериальной составляющей, предоставляя больше возможностей для продвижения, более комфортные рабочие места, улучшенное оборудование, дополнительные отпуска и т.п.. Регулярная обратная связь и деловая оценка тоже позволяют снизить издержки субъективной оценки своего вклада.

Но ситуации, когда кто-то узнает, что коллега, который пришел в компанию позже, за тот же объём работы и примерно ту же квалификацию получает больше него, и на этом фоне покидает компанию, тоже не редкость.

0
1 комментарий
voland

Люди склонны воспринимать справедливость сквозь призму зарплаты

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда