7 историй о том, как дорого обходятся простые ошибки в данных. И как можно себя обезопасить

Люди, компании и целые страны теряют деньги из-за глупых опечаток и диких совпадений. Расскажу о нескольких интересных случаях и о том, как не влипнуть в подобные ситуации.

В закладки

DaData.ru помогает предпринимателям бороться с ошибками в клиентских данных. Этот материал — напоминание о том, что за качеством данных в бизнесе чертовски важно следить. Иначе когда-нибудь попадёшь в дурацкую историю.

Приставы списали 550 000 ₽ у однофамильца

В 2015 году судебные приставы списали 550 000 ₽ со счёта мужчины, чтобы погасить долг перед неким предприятием. Проблема в том, что задолжал не наш герой, а его однофамилец.

Самое интересное, что приставы признали ошибку, однако ничего возвращать не стали. Они лишь посоветовали мужчине требовать деньги через суд у предприятия-кредитора.

Вместе с юристом бедняга подготовил документы в суд, чтобы деньги вернули именно приставы, а не мутное предприятие. Чем всё закончилось, до сих пор непонятно.

В целом по стране ситуация с долгами однофамильцев какая-то адская. Вот в статье представитель ФССП официально признает, что невозможно на 100% обезопасить себя от списания чужих долгов.

Ущерб: 550 000 рублей.

Как избежать. Сменить фамилию на редкую. Это было бы смешно, если бы не реальные истории людей, которые вынуждены были так поступить. Причём по кулуарным советам приставов.

Если менять фамилию не хочется, остаётся только мгновенно среагировать на штраф. Если пришло что-то подозрительное — позвонить в ведомство, пока не сняли деньги. Все письма госорганов регистрируются, можно смело уточнять, ваш ли штраф.

Покупатель машины перевёл на 105 000 ₽ больше

В 2016 году мужчина из Иркутской области купил подержанную Toyota Hilux за 350 000 ₽ вместо 245 000 ₽.

Мужчина впервые приехал в большой город, чтобы встретиться с продавцом. Ранее он никогда не переводил деньги с карты на карту, не видел мобильного приложения банка. Уставший и с плохим зрением, покупатель не понял, сколько денег перевёл.

Забрав машину, мужчина через несколько часов обнаружил: он заплатил за покупку на 105 000 ₽ больше, чем должен. Продавец по телефону отказался возвращать деньги.

Пришлось обращаться в суд, который только через два года обязал продавца вернуть деньги. Но получить решение суда — это один квест, а добиться его исполнения — совершенно другой. Пока никто никому деньги не вернул, история продолжается.

Ущерб: 105 000 ₽.

Как избежать. Перед тем как нажать кнопку «Отправить», я проверяю несколько раз, сколько денег перечисляю и кому. Если запутался, трещит голова, не понимаю, куда нажимать — не спешу с переводом.

На свете мало объективных причин, по которым добросовестный продавец откажется подождать ещё минуту. Если торопит, просит перевести деньги вот прямо сейчас, — это тревожный знак. Лучше задуматься, почему продавец или посредник так настаивает.

Ещё я подробно указываю назначение платежа, чтобы можно было представить описание в суде. Разумеется, если сумма стоит того.

Ходят легенды, что некоторые счастливчики отменяли ошибочный перевод в мобильном и онлайн-банке. Для этого они заходили в историю переводов и, пока нужный ещё на стадии «В работе», отменяли транзакцию. Здесь понадобится скорость и удача.

Человек незаслуженно получил штраф от ФНС

Некоторые госорганы по-прежнему шлют бумажные письма. Само по себе это пустяки, но когда такие письма отправляют по несуществующему адресу, начинается «веселье».

Например, федеральная налоговая служба решила напомнить Елене из Челябинска о долге по налогам. Но письмо отправили с ошибкой в адресе, адресат напоминание не получил. Тогда в ФНС посчитали, что Елена платить не намерена, и выписали штраф.

Ущерб: 10 000 ₽.

Как избежать. Подстраховаться здесь не получится, потому что виновник ошибки — госорган.

Несправедливый штраф можно письменно обжаловать в отделении ФНС, которое его назначило. Жалобу рассматривают три рабочих дня. Если оспорить не получилось, следующий шаг — иск в суд.

Брокер сделал компанию-клиента беднее на $225 000 000 одной опечаткой

В 2005 году на Токийской фондовой бирже продавались 14 тысяч акций J-Com. По ошибке брокер компании Mizuho Securities отправил в продажу 610 000 акций по 1 йене за каждую. А должен был продать одну акцию J-Com за 610 000 йен.

Mizuho пытались скупать эти акции на торгах, но ситуацию не спасли. Репутация рухнула сразу у Mizuho Securities, банка Mizuho Financial Group и у самой Токийской биржи. Акции банка упали на 3,4%.

Ущерб: 225 миллионов долларов + репутационные издержки.

Как избежать. Не знаю, в каких условиях работают биржевые брокеры и как много факторов их отвлекают. Но знакомым офисным работникам помогают приложения для сохранения концентрации.

Спецслужбы сообщили секретные сведения учительнице

В 2017 году учительница в финском городе Оулу получила электронное письмо. Обыкновенное дело, если бы в нём не сообщалось время прибытия в Финляндию Владимира Путина. Письмо содержало секретные данные для полиции и охраны.

Представитель полиции объяснил ошибку невнимательностью, а также лукавостью почтовика. Outlook сохраняет все адреса, на которые когда-либо отправлял письма. Когда сотрудник полиции вбивал имя адресата, почтовик по первым буквам подсказал несколько вариантов. Естественно, отправитель выбрал не ту подсказку.

Ущерб: кто знает, это же спецслужбы. Просто надеюсь, что никто не пропал.

Как избежать. Не стану поучать спецслужбы, но вот как я сам страхуюсь от похожих ошибок:

  • проверяю несколько раз адрес электронной почты адресата, если письмо важное. Просто взял себе это за правило;
  • считаю за данность, что электронное письмо перешлют третьим лицам. Этого же не проконтролируешь. Если внутри что-то личное или секретное, я лучше позвоню;
  • включаю в почтовиках возможность отмены отправки. Такое умеет Gmail, «Яндекс.Почта», Mail.ru — все популярные сервисы. Бывало, отправишь письмо и замечаешь стыднейшую опечатку. Например, в имени адресата. И тут вспоминаешь, что ещё минуту-другую письмо можно отменить. Прекрасное чувство облегчения.

Субподрядчик космического проекта уничтожил спутник за $125 000 000

В 1999 году к Марсу подлетел спутник Mars Climate Orbiter. 23 сентября он должен был затормозить, выйти на орбиту и в течение двух месяцев сесть на планету.

Однако спутник прошёл над Марсом на высоте 57 километров вместо нужных 110 и развалился в атмосфере.

В причину катастрофы я поначалу не поверил: субподрядчик просто не перевёл английские единицы измерения в метрическую систему. В 2018 году в похожую ситуацию попал «Роскосмос»: ракета «Союз-2.1б» потерпела крушение, потому что при запуске «Байконур» перепутали с «Восточным» и задали не те координаты.

Ущерб: $125 000 000.

Как избежать. Сложно сказать. Современные космические проекты настолько колоссальны, что я не очень понимаю, как они вообще могут завершиться успехом. К счастью, космонавтика зависит не от меня, и некоторые всё же умеют в космос.

А начать можно с развития буддийского спокойствия и умения философски принимать неудачи. Они точно не будут лишними :)

Команда «Формулы-1» упустила суперзвезду (и не кого-то, а молодого Шумахера)

Не то чтобы история о данных, но любопытная — пусть будет. Это эпизод из славного прошлого Михаэля Шумахера.

В 1991 году Шумахер мечтал устроиться в «Формулу-1», но основные команды не видели в нём звезду. К счастью для Михаэля, основной пилот команды «Джордан» брызнул таксисту в лицо из газового баллончика и попал в тюрьму на 18 месяцев.

Уже после первых гонок в «Формуле-1» Шумахер пошёл нарасхват. Больше всех хотел заполучить гонщика менеджер «Бенеттона», тот был тоже совсем не против.

Тем временем в «Джордане» не особо переживали из-за охоты на Шумахера, потому что заключили с гонщиком долгосрочный контракт.

Казалось, теперь парень никуда не денется от «Джордана»

«Веселье» началось, когда эксперты «Бенеттона» разобрали договор. Они зацепились за формулировку «I will sign a driver agreement» («Я подпишу договор»). Во-первых, она сообщала о подписании договора Шумахером с кем-либо вообще, а не конкретно с «Джорданом». Во-вторых, без артикля «the» предложение значит: гонщик обязуется подписать некое соглашение. Любое. Хоть на ужин с командой.

В итоге «Бенеттон» отбил Шумахера у «Джордана». Чуть позже Михаэль в составе этой команды впервые победил в зачёте «Формулы-1».

Ущерб: потеря перспективного гонщика, будущей суперзвезды и всеобщего любимца.

Как избежать. Думаю, для начала полезно учить английский. А если работаешь в «Формуле-1», то не помешает ещё и сильный юрист.

На этом всё. Ошибки в данных могут здорово потрепать нервы, пусть ничего подобного с нами не приключится.

«Дадата» ведёт телеграм-канал, где рассказывает, как бизнесу получить пользу от данных и не потерять деньги. Если интересно, подписывайтесь на «Данные в деле» (@dadata_official).

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Константин Бородич", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 16, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 61154, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 Mar 2019 10:35:23 +0300" }
{ "id": 61154, "author_id": 269484, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61154\/get","add":"\/comments\/61154\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61154"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

2

Не знаю, как сейчас, но несколько лет назад приставы рассылали по банкам запросы по физлицам, указывая только ФИО и дату рождения. Из-за этой тупой формы запроса пострадала куча людей - кому приятно потом таскаться и доказывать, что ты не верблюд.

Ответить
1

Схема списания такая: запрос приставов → ответ банка → постановление → списание.

И если в двух словах, то да — приставам достаточно ФИО и ДР.

Запрос от приставов может содержать какой-нибудь документ, например, сведения о водительском удостоверении. Но в банках водительское удостоверение очень редко встречается. И тогда банк должен рассказать приставам обо всех похожих клиентах (минимум совпадения — это как раз ФИО и ДР).

Дальше идет магия исполнительного производства и постановление приставов о списании средств с конкретного счета. А банк только исполняет это постановление, не имея понятия, на чем основан выбор клиента и счета.

Ответить
0

В 2017 году учительница в финском городе Оулу получила электронное письмо. Обыкновенное дело, если бы в нем не сообщалось время прибытия в Финляндию Владимира Путина. Письмо содержало секретные данные для полиции и охраны.

В Microsoft этот и подобные кейсы уже давно разобрали и теперь существует специальная DLP надстройка для Outlook в пакете Office 365

Ответить
0

умеют в космос.

Чего? Плевать?)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }