(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(55926433, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(55926433, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+N4fLLOyhrdg0ZDEy', text: 'Самое главное в мире HR – выжимка в одном ТГ', button: 'Читать', color: '#50c1e2', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

C каким адом столкнется ваша компания, если решит заказать сотрудникам мерч

Привет! Это Ирина Давыдова, один из основателей StickPeek. Мы делаем корпоративный мерч со сменными стикерами — полностью шьем с нуля под заказ, продаем уже готовые варианты. В компании я отвечаю за производственную часть: работаю с поставщиками и партнерами, ищу новых, разрабатываю новые модели мерча и технологии их производства.

Сфера создания мерча — это довольно злое болото, в котором легко потонуть. Вы заплатите сотни тысяч за одежду, а подрядчики будут лажать за ваш счет, срывать сроки, открещиваться от работы и прожимать по договору. В общем, почитайте, что ждет вашу компанию, если решите заниматься созданием мерча самостоятельно.

Потратите кучу денег на премиум-ткань, а она покроется катышками

Руководители компаний выбирают мерч в первую очередь по цене: дешевая ткань — значит, получится плохой мерч, а если взять дорогую, премиальную — мерч будет отличным. Вы удивитесь, но действительно много компаний, которые хотят для своих сотрудников сделать хорошо, поэтому не жалеют денег на дорогой хлопок по 5000 ₽ за метр. За таких клиентов очень обидно, потому что по итогу получают вообще не тот результат, который ожидали.

Мы для себя вывели лучшую стратегию оценки качества тканей. Когда находим нового поставщика, заказываем у него образцы — кусочки ткани 10 на 10 сантиметров, а лучше 20 на 20. Далее трем эти кусочки руками — так, будто стираем их в тазике. На ткани плохого качества сразу начнут появляться катышки, а с хорошей ничего не будет. Как можно догадаться, дешевая ткань часто оказывается качественнее, чем премиум-хлопок за большие деньги.

Любой нормальный поставщик согласится прислать вам образцы, это стандартная услуга. Такой способ проверки гораздо надежнее, чем подбор ткани по цене.

Образцы тканей одного из наших поставщиков. По палитре нам удобно ориентировать клиентов: показываем им варианты тканей, а они выбирают, какая им больше нравится.
Некоторые хитрые поставщики могут выслать образцы от одной партии, а рулоны ткани продавать от другой. Качество в разных партиях может сильно различаться, поэтому мы стали уточнять номера партий и образцы забронированной партии.

Утонете в характеристиках тканей, прежде чем составите ТЗ производителю

Часть компаний понимает, что цена не показатель качества. У них другая стратегия: чтобы мерч получился хорошим, надо четко сформулировать ТЗ для производителя — объяснить ему, какая нужна плотность ткани и длина волокон. Идея не особо рабочая, потому что для создания ТЗ надо разбираться в нюансах.

Вот, например, есть футер двухнитка, из него шьют легкую одежду. Есть трехнитка — это стандартный материал для всех толстовок. Средняя плотность этой ткани 320–340 г. Иногда клиенты сами составляют ТЗ и почему-то просят плотность 305 г или вообще 530 г. Если с таким запросом прийти к производителю, ждать свой мерч придется очень долго: найти ткань с такой плотностью тяжело. А некоторые просят мерч из четырех- или пятинитки — про такие футеры одна половина фабрик не в курсе, а вторая половина что-то слышала, но никогда не работала с ними.

Отдельная головная боль в том, что производители прячут качество ткани под непонятными названиями вроде «пенье», «ринг», «кардье», «опененд» и т. п. За ними скрывается длина волокон в плетении — чем они длиннее, тем выше качество, долговечнее ткань и больше денег надо на мерч.

Если компания никогда не сталкивалась с созданием мерча, правильно определить подходящую плотность и оптимальную длину волокон будет тяжело. В лучшем случае фабрика вам просто откажет в поставке, а в худшем получите неподходящую ткань и сольете бюджет.

Футер трехнитка: слева — петля, справа — диагональ.

Даже если будете понимать, чем отличается опененд от пенье, а двухнитка от трехнитки, вас ждет еще один сюрприз — за этими названиями каждый производитель прячет разные характеристики. К примеру, у одного трехнитка будет плотностью 305 г, а у второго — 350. Если хотите, чтобы производитель точно выполнил ваше ТЗ, — сразу купите весы, потому что на глаз разницу не определите. В рамках одной фабрики и одного артикула ткань приезжает то тоньше и легче, то тяжелее.

Футер трехнитка с начесом. Внешне эти ткани почти не отличаются — только по тому, как ткань держит форму, можно попытаться определить, что внутри.

Отбор по стране производства ткани тоже не поможет. Обычно повторяют мантру: ткани из Италии самые крутые, а вот российские и китайские не стоит брать. На самом деле большая часть ткани идет к нам в страну из Турции, а с тканями из Италии, России и Китая вы почти точно не столкнетесь вообще.

Когда к нам приходят клиенты — неважно, есть ли у них ТЗ или нет, — мы выясняем их потребности: для чего им мерч, кто и в каких условиях его будет носить и так далее. Бывает, что компания просит нас сделать партию толстовок, например, из трехнитки без начеса, а в процессе разговора выясняется, что сотрудники будут носить их в прохладном месте. Мы объясняем, что идея не очень, потому что они замерзнут и лучше взять плотность побольше или начес. Вот такими шагами разбираемся в задаче клиента и в итоге формируем правильное ТЗ. Это долго, но только так получается выдать именно тот результат, который клиент хотел изначально. Например, вот такой крутой мерч клиенты получают в итоге ↓

Мерч превратится в тыкву после стирки

Допустим, вы заказали образец ткани, проверили на скатывание и всё с ним нормально. А еще разобрались во всех характеристиках и составили сами ТЗ. Теперь начинается самое интересное.

После одной-двух стирок ваш мерч может стать похож на тряпку: чаще всего цвет либо тускнеет, либо белые оттенки забирают часть краски у более ярких цветов. Происходит это по двум причинам: выбраны опасные сочетания цветов, например белый с красным, либо цвет просто плохо держится на ткани.

Я рекомендую не использовать сочетания ярких цветов со светлыми оттенками, чтобы снизить риски. И хорошо бы еще протестировать образец ткани поставщика: помимо проверки на скатывание сделать застирку и посмотреть, не меняется ли цвет после этого, не окрашивается ли вода.

Пример проверки на смыв черного и зеленого футера. Такие ткани нельзя ставить в пару со светлыми оттенками, а лучше вообще найти альтернативу. С них просто льется цветная вода.

Если все же нужен мерч со сложными сочетаниями цветов, надо делать закрепление цвета. Это такая специальная обработка, после которой краска на ткани будет более устойчива к стирке.

Заказать ткань с закреплением можно, только если вы делаете мерч полностью под заказ, а не выбираете готовые варианты ткани у поставщика. Фабрики экономят на процессе создания и не делают закрепление, поэтому на складах у них просто нет таких вариантов. Заказать готовую партию и попросить отдельно на ней сделать закрепление не выйдет, потому что закрепление — технологический процесс. На уже готовой ткани, которая лежит на складе, закрепление не сделаешь.

Если покупать ткань у фабрики под заказ с закреплением цвета, красить будут от 300 кг и минимум 45 дней — устанете ждать. Ну и вряд ли вообще захотите заказывать такую партию, если только вы не огромная корпорация.

В StickPeek мы помогаем клиенту определиться с сочетанием цветов в мерче, которые не окрасятся при первой же стирке и не выцветут. Ткани берем от поставщиков, образцы ткани от которых уже проверили на скатывание и застирывание. Но все равно бывают ситуации, когда вообще никак не получается сделать сочетание, которое хочет клиент. Например, белый с красным или ярко-зеленым. Под такие заказы обязательно нужна ткань с закреплением, но у компаний обычно нет времени ждать по полтора месяца. Поэтому мы предлагаем выбрать более безопасные цвета из наших каталогов. Чаще всего удается найти что-то близкое к изначальной идее. Например, вот такие сочетания могут быть ↓

Подрядчики также могут предлагать вам взять рулон белой ткани и напечатать на ней цвет. Это в целом нормальная идея, но хорошо работает только с печатью цветов по пантону на синтетике. Сделать яркие, красивые цвета на хлопке таким способом не получится: будет выглядеть тускло.

Сравнение печати на рулоне белой ткани с заводской тканью. Цвета при печати на рулоне не смогли набрать нужной яркости.
Наш эксперимент с окрашиванием ткани: 1) выкрас под нужный цвет согласовали; 2) рулон в итоге цвет не набрал и остался светлее образца; 3) при проверке рулона нашли пятна из-за неравномерного окраса. Итог: рулон на выброс.

Производители будут пытаться засунуть ваших сотрудников в размерные сетки

На рынке мерча продаются изделия базовых размеров — S, M, L, XL. Но ориентироваться на них нельзя. Наверняка вам знакомо, когда у одного производителя вещи маломерят, а у другого большемерят. С мерчем то же самое.

Зачастую получается, что клиент закупает партию популярных размеров, которые потом распределяют между сотрудниками. В итоге кто-то получает одежду по фигуре, а кто-то — что осталось. И вот это оставшееся либо висит на сотрудниках, как мешок, либо не налезает. Тяжелее всего полным и высоким людям — влезть в стандартные размеры для них целая боль.

Чтобы сделать хорошую подгонку, нужно замерять каждого сотрудника и шить одежду по меркам. Но готовьтесь: производитель от вас будет отмахиваться.

Когда просишь работать по меркам, производители говорят: «Ну вот зачем вы нам голову морочите? У нас есть размерные сетки, они очень удобные».

Решение тут только одно — продавливать работу по вашим меркам и не отступать. Если производитель адекватный, он поворчит, но согласится.

Организация снятия мерок с сотрудников тоже процесс не самый приятный, особенно когда компания большая. Мы в StickPeek стараемся снять эту головную боль с руководства — рассказываем, какие замеры и как надо сделать, помогаем организовать сотрудников.

Поскольку мы создаем мерч с нуля, то можем отшить комфортную одежду для всех. Но у нас есть и базовая сетка на случай, если клиент все же не хочет заморачиваться с мерками. Для некоторых моделей мы держим сетку от 3XS до 10XL.

Так выглядят будни раскройщиков. Собирают экономичный пазл на ткани и деталей лекал разных размеров.

Есть хороший вариант, чтобы не возиться с размерами: можно на всех заказать оверсайз. В таком случае не нужны замеры и одежда точно всем налезет. У нас такие заказы бывают довольно часто, и выглядит оверсайз отлично.

Слева: худи по фигуре, капюшон со шнурками, индивидуальное лекало. Справа: худи оверсайз, капюшон внахлест, базовое лекало.

До 10% сотрудников рискуют остаться без мерча

По стандарту в договоре производители указывают, что брак в партии может составлять 3–10%. Вроде и не очень много, но давайте считать.

Обычно компании заказывают партии от 100 штук, за меньшую производители редко берутся. Допустим, заказ идет на толстовки, стоимость штуки — около 2000 ₽. Получится, что от 6 до 20 тысяч компания теряет на браке.

Потеря 20 000 ₽ для компании в целом не проблема. Но мало кто вникает в договор и вообще знает про допустимый процент, поэтому заказывают мерч без запаса. По такой схеме получается, что от трех до 10 человек в компании остаются вообще без мерча.

Иногда встречается вот такой брак: часть изделий приходит с дырками вдоль шва. Так бывает, если в цеху швеи забывают менять иглу.
Слева — хороший вариант закрепа на кармане, даже при агрессивном использовании карман не порвется. Справа — брак.
Бывают и вот такие экземпляры с порезами или текстильным браком

Рекомендую заказывать мерч сразу с запасом, нивелируя процент брака. Вам в любом случае придется переплатить, потому что не найдете компанию, у которой брак не включен в договор. Еще можно узнать у производителя, где будет отшиваться партия. Если шьют в другом городе или стране — брака будет больше, так как производителю в таких условиях сложно организовать нормальный контроль качества.

Идеальный вариант, когда контроль качества у производителя есть прямо в цеху. Например, у нас всегда есть минимум один человек, который отсматривает только что пошитый мерч, а на крупные партии ставим команду. Если изделие можно исправить — возвращаем швее, если нет — шьем новое. Так у нас получилось снизить количество брака до нуля.

В типографию будете ездить чаще, чем к бабушке домой

Обычно разработка дизайна выглядит так: клиент нашел референс, передал его производителю, а тот сделал принт на мерче с нужным изображением. Проблема тут кроется в куче нюансов нанесения изображения на одежду. Можно сделать вышивку, прямой перенос, сублимацию, экосольвентную или термотрансферную печать и так далее. На этом этапе вы зависнете надолго, потому что даже крутая типография не всегда может с первого раза подобрать правильную технологию под референс. Мы сами очень долго набивали на этом шишки ↓

Попытка сделать градиент шелкографией. Этот способ печати подходит для переноса изображений без мелких деталей. Но вот для создания градиента не особо подошел.
Сравнение белого принта: слева пленка, справа шелкография. Пленка явно выигрывает.
Сравнение цветного принта. На каждом рисунке слева — прямая печать на ткани, справа — шелкография.

Даже если клиент говорит: «Я хочу принт методом сублимации», мы сначала оцениваем, насколько метод подходит для его ситуации. По возможности отрабатываем образцы, ищем наилучшие решения и часто предлагаем клиенту варианты на выбор. Это дополнительные затраты для нас, но зато клиенты не говорят: «Блин, а че за фигня получилась, я вообще не так хотел». Например, вот такие варианты мы предложили tutu.ru ↓

Сравнение самых красочных технологий. На левом рисунке: сверху экосольвент, внизу DTF-печать. На правом рисунке: DTF-печать (видно небольшой контур у градиента, поэтому заказчик выбрал экосольвент).

Лучше забудьте про брендированные молнии и шнурочки

Иногда клиенты хотят сделать мерч с брендированными шнурками на толстовках, особыми молниями. Производители очень неохотно работают с такими заказами. У них есть на складе определенный набор фурнитуры, который используют на всех изделиях. Чтобы сделать мерч с фурнитурой, которой на складе нет, вам придется самим искать нужную у поставщиков, передавать ее производителю и готовить техническое задание. Ну и стоить это будет космических денег. Например, если все же решитесь делать брендированные шнурки, придется заказывать партию от 1000 метров — меньше не сделают.

Примеры брендирования на одежде — ПВХ-бирка и жаккардовая этикетка. После того как делаем макеты бирок, мы показываем клиенту пантонники — по ним подбираем и согласовываем цвета.

Если вы заказываете мерч самостоятельно, брендирование в виде бирок — самый доступный вариант из всех. Для партий меньше 100 штук будет, конечно, дороговато, но брендированные шнурки и молнии еще дороже. Бирки лучше пришивать на этапе сборки изделия, потому что далеко не всегда можно пришить их на готовое. Например, на карман худи бирки пришивают в самом начале сборки изделий, а в конце уже просто не подлезть.

Я считаю, что клиент не должен мучиться сам с поиском фурнитуры и тем более покупать по километру шнурков, если ему не нужна огромная партия мерча. Поэтому у нас немного другой подход. Фурнитуру подбираем в магазинах и отправляем клиенту фото в чат — на выбор. Если по фото не получается определиться, привозим ему образцы — например, несколько молний, несколько вариантов шнурков. По словам клиентов, итоговые варианты брендирования получаются даже лучше, чем они ожидали. Это приятно. Значит, мы всё делаем правильно.

Пример подбора жаккардовой бирки под пантон.
Подбор жаккардовой бирки под ткань, когда хотим бирку сделать в цвет.
Слева: размерник-термотрансфер, переносится на ткань с помощью термопресса. Справа: обычный жаккардовый размерник, швы на уровне шеи закрыты киперной лентой в цвет.
Слева: ПВХ-бирка с логотипом компании — пример небольшого, но эффектного брендирования. Справа: брендирование внутри изделия, на составнике.
Подбор шнура под ткань.
Подбор молнии под ткань.
Киперную ленту можно подобрать в цвет ткани.

Я не знаю, кто в здравом уме захочет заказывать мерч самостоятельно и разбираться во всех перечисленных тонкостях. Считаю, что помощь моей компании StickPeek — это классное решение. У нас есть база хороших поставщиков, мы занимаемся созданием мерча почти четыре года, есть готовые варианты и возможность пошить мерч с нуля под заказ по задумке клиента. Если же компании сами берут на себя эту головную боль, то в 99% получают совсем не тот мерч, что хотели. Не согласны? Попробуйте меня переубедить в комментариях.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+N4fLLOyhrdg0ZDEy', text: 'Самое главное в мире HR – выжимка в одном ТГ', button: 'Читать', color: '#50c1e2', textColor: '', img: '309a8e06-a9da-5658-a52f-76c3e064e4a1', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
99 комментариев
Написать комментарий...
Павел Комаровский

У меня флэшбеки: на дворе 2007 год, я в магазине ткани - выбираю материалы для косплея...

Ответить
Развернуть ветку
Lenar Gilvanov

Всегда поражаюсь над косплеерами, я себе джинсы не могу найти, а они делают на потоке себе какие-то сложные костюмы, мечи и прочее с очень скромным бюджетом и выглядит это часто очень круто

Ответить
Развернуть ветку
Rudolf Cunningham

Это всегда выглядит кринжово. Но если у девушек хоть посмотреть есть на что, то мужские косплеи просто источник мемов

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Данилов

не правда!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Aphex Twin крутой

Ответить
Развернуть ветку
batah cobkob
Ответить
Развернуть ветку
Радислав Щербаков

страшно, вырубай..

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

Если любительские косплеи, соглашусь, что кринж чаще всего. Но на всяких тематических фестивалях костюмы бывают невероятные и сложные.

Ответить
Развернуть ветку
96 комментариев
Раскрывать всегда