Очень мотивирует, когда говорят: «У тебя ничего не получится».
Именно это мне говорили, когда в конце 2013 года я после нескольких месяцев хождений по мукам принял решение отказаться от поиска инвестиций на развитие «Додо Пицца» у венчурных фондов. Я решил тогда собрать 80 миллионов рублей с помощью краудинвестинга — привлечь деньги не у одного крупного инвестора, а у множества небольших, причем найдя их просто через интернет.
Услышав о моих планах, опытный венчурный инвестор Александр Журба написал у себя в Facebook, что мы соберем от силы три миллиона, да и то все эти средства уйдут на содержание оргструктуры по сбору денег.
Я предложил Александру поспорить: и, если он окажется не прав, поработать у нас смену на кассе. «На кассе это легко, не впервой», — ответил он.
Я не сомневался, что у нас все получится, хотя многие, как и Журба, крайне скептически относились к нашим планам. Я вообще заметил такую вещь: когда ты занимаешься бизнесом и делаешь что-то по-новому, все начинают говорить, что это зря.
Мне, например, говорили: на доставке пиццы в России не заработаешь. Мы открыли доставку — и через несколько месяцев уже зарабатывали. Никто не верил, что глубокая интеграция ИТ в бизнес-процессы пиццерии позволит сделать прорыв на рынке — мы доказали это на практике.
Мне говорили, что никто не будет покупать франшизу «Додо Пицца», когда есть Papa John's. Сейчас у нас уже 30 франчайзинговых пиццерий. «Начав в Сыктывкаре, невозможно построить федеральную, а тем более и глобальную сеть», — говорили мне еще. Сегодня мы уже работаем не только в 21 городах России, но также в Румынии, и уже заключены соглашения с предпринимателями из Казахстана, Литвы, Эстонии, США, ведем переговоры с предпринимателями из Китая.
Конечно, затевая проект краудинвестинга, я не мог наверняка знать, получится ли собрать деньги на развитие, по сути лишь бросив клич через свой блог. Но я точно знал, что больше не хочу искать эти деньги в российских фондах.
После множества встреч с венчурными инвесторами я пришел к выводу, что они в принципе не верят в успех уникальных российских проектов. Их менеджеры мыслят стереотипами: большинство предпочитает клонировать западные идеи, даже если они еще не доказали свою состоятельность, игнорируя при этом бизнес, который не только имеет потенциал для глобального масштабирования, но и уже сегодня создал прибыльную бизнес-модель (подробнее о моем «роад-шоу» и разочарованиях в венчурном рынке можно почитать
здесь).
Я в итоге решил рискнуть и объявил в своем блоге о том, что отныне каждый, у кого есть сумма от 300 тысяч рублей, может стать соинвестором «Додо Пицца». Формально наше пари с Александром еще не закрыто. Мы тогда поставили себе срок: два года, и со старта нашей программы краудинвестинга прошло меньше года. Пока что мы собрали чуть меньше 40 миллионов.
Но, думаю, уже ясно, что эта цифра далека от обозначенных основателем Sapfir Capital и преподавателем бизнес-школы «Сколково» трех миллионов. Знакомые банкиры утверждают, что это крупнейшее в России привлечение средств в бизнес с помощью краудинвестинга. Может, так и есть. И я уверен, оно станет еще крупнее: несмотря на кризис, через год мы намерены выполнить поставленную цель и собрать все 80 миллионов.
Вот 7 факторов, которые, на мой взгляд, позволили нам добиться успеха — и которые могут принести успех и вам, если вы тоже решитесь пойти этим путем.
1. Результаты
Мы не собирали деньги под одну голую идею. Мы приступили к программе краудинвестинга, когда компания работала уже три года. И за эти три года «Додо Пицца» показала реальные результаты. Мы создали собственную прибыльную розничную компанию. Мы разработали свою информационную систему Dodo IS, которая легла в основу нашей бизнес-модели (и эта система работала и работает!).
Мы доказали, что наш продукт — франшиза — пользуется спросом, и наши партнеры добиваются успеха на разных рынках и в разных обстоятельствах. Некоторые переходили под вывеску «Додо», хотя начинали работать под собственными брендами, и получали лучшие результаты. А результаты убеждают лучше любых обещаний.
2. Большая, но достижимая цель
Мы разработали амбициозную, но реалистичную стратегию. Пицца пользуется спросом во всем мире, а значит наш рынок глобален. Мы привносим на этот рынок свое ноу-хау — тесную интеграцию производственной системы и ИТ.
Существующим грандам рынка будет трудно скопировать наш подход — они заложники своего масштаба. Поэтому мы намерены добиться глобального успеха и открыть к 2020 году 2,5 тысячи пиццерий по всему миру. Людям нужны большие амбиции, особенно когда начальные ставки сравнительно невелики. Особенно если вы уже сегодня можете подкрепить их прибылью.
3. Репутация
К моменту запуска программы я уже обладал репутацией. Свой блог о бизнесе я запустил еще в 2006 году — и с тех пор веду его практически беспрерывно. Благодаря блогу обо мне стали писать федеральные деловые газеты и журналы. Потом вышла
книга Максима Котина, в которой он подробно описал, как я развивал предыдущий проект — сеть книжных магазинов. Когда вышла книга, меня стали приглашать на разные деловые мероприятия, и я старался не отказываться от возможности пообщаться с людьми… Оказалось, что при поиске инвестиций все это крайне важно: вы же не доверите свои деньги человеку, которого не знаете. Многие люди меня знают.
4. Открытость
Беспрецедентная открытость — ключевой элемент, который отличает наш подход к бизнесу. С первого дня я не только открыто признавал ошибки, если они случались, но и публиковал финансовые показатели своей компании, хотя все кругом опять же говорили мне, что лучше этого не делать — или хотя бы перестать делать, когда показатели эти станут существенные. В прошлом году оборот сети «Додо Пицца» составил 425 миллионов рублей, но мы по-прежнему ничего не скрываем.
В то время как все в России, да и в мире зачастую, делают из любой финансовой информации большой секрет, вы можете зайти в мой блог и посмотреть, например, выручку каждой нашей пиццерии. На нашем сайте для инвесторов дневная выручка сети вообще отображается в режиме реального времени. Такая беспрецедентная для России открытость создает основу для доверия инвесторов.
5. Выгодная схема
Мы предложили частным инвесторам крайне выгодную схему вложения денег. Когда мы только приступили к реализации идеи, комментаторы писали в блоге, что по российским законам привлечь деньги таким образом нельзя. Все можно, если подумать. С каждым инвестором мы заключаем два договора. По первому он выдает нам валютный займ под не самый выгодный, но вполне рыночный банковский процент. По второму — получает опцион в конце 2016 на покупку доли в компании на сумму этого займа.
Таким образом риски инвестора сильно снижены. Если он посчитает, что прогресс компании не оправдал его ожидания, он может просто забрать деньги с процентами и не реализовывать опцион.
6. Личное поручительство
Я как основатель «Додо Пицца» даю личное поручительство по каждому займу, который мы оформляем в рамках программы краудинвестинга. Да, я не Дерипаска, и у меня нет активов, которые позволят при негативном сценарии расплатиться со всеми кредиторами. Это все понимают. Но благодаря личному поручительству люди также понимают, что я беру на себя полную ответственность за происходящее и буду биться за победу до последнего.
7. Площадка
К моменту запуска программы я уже был бизнес-блогером со стажем. Многие годы я рассказывал в своих постах как об удачах, так и об ошибках и поражениях, делился опытом, идеями и мечтами… Со временем удалось собрать широкий круг единомышленников. Это сильно помогло. Ведь при краудинвестинге вступает в силу закон больших чисел: если вам нужно привлечь по чуть-чуть от многих людей, значит вам нужно, чтобы о вас узнало еще больше. На мой блог Sila-uma.ru ежедневно заходит полторы-две тысячи человек, у меня больше 6000 друзей и подписчиков в
Facebook, почти столько же во «ВКонтакте» и в Twitter. Эти люди подхватывают интересную историю и запускают вирусный эффект. Думаю, без своей площадки — или своей аудитории — привлечь деньги на бизнес было бы очень трудно.
***
Многие говорят, что наш кейс получился уникальным. Но, по правде, когда я смотрю на список этих факторов, мне не кажется, что я совершил нечто особенное. На самом деле, все старо как мир: чтобы привлечь партнеров, вам нужна репутация и опыт, и вам нужно добиваться результатов.
Не один год предприниматели накапливают репутацию и набираются опыта, но рано или поздно настает момент, когда выпадает шанс монетизировать заработанные активы. Думаю, любому бизнесмену стоит заняться их развитием, даже если он не планирует в ближайшее время заниматься круадинвестингом: ведь они не повредят и в других обстоятельствах.
А Александра Журбу мы ждем через год у себя в пиццерии. Не обязательно приезжать в Сыктывкар: наши франчайзи уже работают в Химках, Долгопрудном и Королеве, и в этом году наша собственная розничная компания откроется в Москве. Мы готовим большую табличку, чтобы приколоть Александру, когда он встанет на кассу. На ней, думаю, вместо имени напишем два слова: «Венчурный инвестор».
Табличка «Венчурный инвестор» - отличый ответ всем этим "умникам" из инвестфондов :)
я вообще думал что журба обычный троль в фб как гордеев, оказывается венчурный инвестор лол. с его рассуждениями уровня колхозного тракториста, страшно подумать во что он может инвестировать
Фёдор, мне кажется процесс бы у вас пошел лучше, если бы вы у себя добавили мини-калькулятор - сколько потенциально заработает инвестор к 2020 году. Так, чтобы можно было ввести цифру (например 1 000 000) и увидеть предполагаемую стоимость выкупленных в 2016 году акций в 2020.
С таким грамотным построением бизнеса Федор лет через 10, если не раньше, точно будет в списке forbes, пока мы тут в стартапы играем
Кстати, книга Максима Котина как-раз и познакомила меня с историей Федора. Её тогда еще Евгений Чичваркин лично рекомендовал.
Федор очень крутой мужик. Удачи!
http://prntscr.com/6f1vwb вот тут не хватает мотивационного оранжевенького столбика ;)
Фёдор молодец! Очень давно слежу за его успехами, все круто. Год за годом доказывает, что надо тупо работать и все будет.
Комментарий недоступен
Больше информации по инвестициям в Додо Пицца — на сайте для инвесторов http://www.dodoinvest.com
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Жаль у меня нет 300кр, вложился бы.
Удачи!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Отличная тема! Кстати, только сегодня встречался с Александр Журба. Не скажу, что мне все нравилось, что он говорил, за свою 12-и летнюю карьеру, 8 из которых являются бизнесменом, проектов накопилось много, и наделал множество ошибок. И как раз буквально сегодня с Александром поднимал тему краудфайндинга денег на постройку ТЦ. И Александр выдал мне расчет, аналогичный с тем, который давал автору +-. Разница лишь в том, что у меня нет сети пиццерий, а есть четкая картинка рынка ТЦ и ритейла, со всеми вытекающими возможностями и надежными партнерами. Думаю, в следующие 2-3 года тема краудинвестиций будет набирать популярность.
А насчет моего личного мнения и слов Александра Журбы, фишка то в том, что это я к нему пришел за консультациями, мне еще есть чему у него поучиться, а делать по его рекомендациям или гнуть свою линию - решать мне. Федор решился и у него получилось - мои поздравления! Интересно, сколько идей, прежде чем прийти к успеху, Федор отверг до..?
Может Журба не учел той страсти, с которой Фёдор хотел построить свой бизнес?
В его блоге есть описания поиска идеи Додо.
Название ассоциируется с ДИЛДО ПИЦЦА)))))
ЗЫ простите, но кто то должен был это написать
ну, у кого что болит)
Маврики́йский дронт или додо́ — вымерший вид нелетающей птицы из монотипического рода Raphus. Являлся эндемиком острова Маврикий. Больше информации в википедии. Хотя бы иногда смотрите National Geographic вместо Hustler и PlayBoy.
Разделяю мнение Журбы. Кто мне объяснит (я правда не понимаю) почему в оценке компании участвует оборот всей сети, которая на 90% и более состоит из франчайзинговых ресторанов? Давайте просто прикинем на уровне 2+2:
- У нас есть головная компания, которая занимается развитием сети и созданием ДодоИС. Помимо этого, головная развивает свою сеть пиццерий.
- Доход всей сети под брендом за 14 год ~ 425 млн рублей
- Головная компания делает ~35-40% от этой суммы
- Сейчас головная компания делает ~ 160млн за год и при этом из-за инвестиций в ИС является убыточной. Без построения своих пиццерий существенно этот показатель не изменится (существенно=на порядки)
- Текущая оценка компании по мнению Федора и сайта додоинвест ~ 1.7млрд рублей (WUT?!).
Отсюда вопрос: В чем не прав Журба? Ведь действительно, исходя из текущих показателей головной компании и ее оценки, инвестиции в неё не выглядят выгодным предложением. Однако, точечные инвестиции в открытие своих пиццерий под франчайзей ДОДО - это интересно. Особенно, после статьи в блоге про пиццерию в Ухте и возврат инвестиций от неё.
Спасибо! В оценке компании оборот всей сети не участвует. Здесь есть ответы о том, на чем построена наша оценка.
http://sila-uma.ru/2013/10/11/rs-plan-2020
http://sila-uma.ru/2014/02/24/invest_faq
https://docs.google.com/a/sila-uma.ru/spreadsheet/ccc?key=0Ar66qBOB1m61dEVLZFJtY0h0d1Z6aGlxNE12LUxvYnc#gid=0
По поводу инвестиций в пиццерии франчайзи, ответил Журбе в FB:
https://www.facebook.com/ovchinnikov.fedor/posts/10206077142788747
инвестиции в нашу управляющую компанию и в пиццерии франчайзи это совершенно разные инвестиции с разными ожиданиями, сроком возврата инвестиций, рисками. Ты рассматриваешь нашу Управляющую компанию, как сеть пиццерий, которая генерирует определенную выручку сегодня. Мы же рассматриваем наши возможности для роста. Продукт нашей управляющей компании - франшиза (с ядром в виде информационной системы). Этот продукт может масштабироваться по всему миру, при чем достаточно быстро. Не так много российских продуктов, которые имеют потенциал для развития на международных рынках. В этом году мы планируем запустить франшизу в Китае, открыть собственную пиццерию в США. Мы уже работаем в Румынии (сейчас открывается вторая пиццерия), вот-вот откроется пиццерия в Казахстане (и уже открывается вторая), сейчас проходит обучение франчайзи из Литвы, готовится к обучению партнер из Эстонии. Только в России к концу года мы планируем довести количество пиццерий до 70. И мы еще не переходили на английский. Впереди, например, рынок Индии, где Domino's Pizza опережает McDonalds в четыре раза, а это рынок с миллиардом человек, который будет расти, а из американских компаний есть всего четыре сети пиццерий, активно работающие на международных рынках - Pizza Hut, Domino's, Papa Johns, Little Ceaser. Почему мы бы Dodo Pizza не быть пятой? У нас огромный рынок впереди. Время покажет.
Не нужно забывать, что текущее инвестиционное предложение заключительное перед IPO. Dodo Pizza собирает инвестиции сейчас, но окончательное решение можно принять через 2 года, но оценка для инвесторов через 2 года не изменится и будет составлять всю ту же сумму в 28,7 млн. долларов США. По поводу потенциала. Капитализация Papa Johns сейчас 2,4 млрд. USD (https://www.nyse.com/quote/XNAS:PZZA/company), Domino's Pizza 5,5 млрд. USD (https://www.nyse.com/quote/XNYS:DPZ/company). При условии реализации бизнес-плана, который предусматривает открытие более 2000 пиццерий к 2020 году, компания вполне может быть оценена на уровне 1-1,5 млрд. USD и это без учета новаторства Dodo Pizza на рынке (Dodo IS и бизнес-система).
читаю колонку и ем пиццу из додо
моя любимая схема: заем плюс опцион ) lovely )
Искренне желаю удачи и было бы замечательно , если была бы возможность пообщаться лично.
Сегодня заезжал в ДОДО в Химки, чтоб зарядить автомобиль... И случайно встретился с Федором, который в халате, бахилах и шапочке водил пару человек с экскурсией по кухне, рассказывал что и как. Позже, когда они сидели за соседним столом, узнал, что его гости - это китайцы. Собираются там открывать пиццерию! Что могу сказать, молодец! Выходит на азиатский рынок... Причем рассказывал он все как есть, ничего не приукрашивая, простым языком. А я зашел по ссылке и убедился: на самом деле там видны все финансовые показатели всех пиццерий сети! Такой открытости можно позавидовать и поучиться! Так держать!
Обратная сторона медали и облачных технологий:
http://antijob.net/black_list/dodo_picca/
)))
Если будет возможность, приходите в любую нашу пиццерию - менеджер проведет экскурсию, пообщаетесь с нашими сотрудниками. Мы полностью открыты. На сайте, ссылку на который вы привели, люди пишут анонимно. Люди разные. У нас розничная компания. К сожалению, у компании, которая добивается успехов, всегда есть
"хейтеры".
Хорошо, наверное, на неквалифицированной работе миллионы получать и работать не напрягаясь.
А стенания про саентологов вообще всю ветку там дискредитирует.
Молодцы.
Я кстати, про инвестиции не знал.
Пойду читать.
Это бизнес, где ключевую роль играет производство, которое удачно подкреплено IT.
Федору успехов, работа колоссальная проделана.
Очень крутой! А про Журбу поржал от души :)))
Безотносительно к компании Фёдора.
Если грамотно рассказывать свою историю, делать правильные акценты, то найти инвесторов среди обывателей, как мне кажется, в каких-то случаях даже проще будет.
Любит народ красивые истории, а вот считают далеко не все, в отличие от фондов.
Федор, огромное спасибо! За сутки прочитал книгу и ботаники делают бизнес. Реально зажгли! Жизнено. Читать всем кто связан с предпринимательством
Пиццерия и ни слова о самой пицце. Она вкусная?
Пробовал сыктывкарскую. Более-менее вкусная, но я бы посоветовал все же выпускать работников из подвала и начать им платить)
Павел, у вас есть возможность попробовать ее в Королеве, Химках и Долгопрудном. В Москве первая пиццерия будет открыта летом этого года.
Комментарий удален модератором
А есть больше инфы по инвестициям? Где порядок цифр поглядеть потенциальному инвестору?
Молотки! Жаль сумма большевата, я бы вложился в вас если б поменьше была...
Этот парень был в программе Бизнес-Хакеры. Очень занятно и поучительно, советую
Любопытно, в чем именно ошибся А. Журба, делая свои оценки. Он все еще не верит что будет 80 мил. р. (сейчас сумма собрана 40м.л.)
Комментарий недоступен
Фёдор, какой смысл данной статьи?
Подогреть интерес инвесторов или потроллить А. Журба?
Комментарий удален модератором
Отличная франшиза на мой взгляд. Есть все шансы на успех.
3м
шёл 2024 год)
додо рввёт мир
шёл 2024, додо рвёт мир
Очередной мажор позлил нас своими успехами и потряс у нас перед носом баблом. Гори в аду.