{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Сеть поддельных клиентов и фальшивый сотрудник: WSJ разобрала обман инвесторов «китайского Starbucks» Luckin Coffee Статьи редакции

Главный конкурент Starbucks в Китае претендовал на звание технологической кофейни, но накрутил показатели — и после вскрытия обмана акции упали в 20 раз.

За три года работы китайская сеть кофеен Luckin Coffee обошла местный Starbucks по количеству точек, привлекая покупателей низкими ценами и раздачей купонов, а её стоимость на бирже достигла $12 млрд.

Но в апреле 2020 года компания призналась, что завышала финансовые показатели. Стоимость акций рухнула, капитализация упала ниже $1 млрд.

Журналисты The Wall Street Journal изучили документы проверки и выяснили, что основными корпоративными клиентами Luckin Coffee были компании-«пустышки», связанные с контролирующим акционером.

Кофейня Luckin Coffee WSJ

Что известно о Luckin Coffee и её росте на рынке

Luckin Coffee создали в 2017 году основатель сервисов аренды автомобилей Car и Ucar Чарльз Лу и бывший операционный директор этих сервисов Дженни Цянь. Сейчас Цянь — генеральный директор компании, а Лу владеет её контрольным пакетом акций.

Luckin Coffee работает с клиентами через собственное приложение, они заказывают кофе и переводят оплату только через него. Основатели убеждали инвесторов, что такая модель помогает им оптимизировать продажи и закупки.

Компания часто проводила раздачи купонов на бесплатный кофе и скидки во время будущих покупок. Цена стакана латте в Luckin Coffee с учётом скидки достигала $1,67 — в три раза меньше, чем в Starbucks.

Через год после запуска компанию уже оценивали в $1 млрд. К тому времени она открыла в Китае две тысячи точек, где предлагали кофе с доставкой и навынос, многие из них находились недалеко от точек Starbucks.

В мае 2019 года Luckin Coffee привлекла $651 млн на IPO, капитализация компании достигла $5 млрд в первый же день торгов на бирже. К концу года у неё было 4500 точек в Китае (на 300 больше, чем у Starbucks), и она объявила, что её продажи выросли на 558%, а выручка — на 80% год-к-году.

«Это был взрывной, огромный рост, и такие показатели выглядели очень привлекательно для многих инвесторов», — говорил аналитик в сфере ресторанного бизнеса и основатель Quo Vadis Capital Джон Золидис.

Кофейня Luckin Coffee WSJ

Как компания подделывала продажи

Ещё за месяц до IPO сотрудники Luckin начали подделывать продажи, рассказал источник WSJ. Они зарегистрировали в приложении множество аккаунтов, привязанных к разным телефонным номерам, и с их помощью оплачивали купоны на кофе.

У компании были крупные корпоративные клиенты, которые регулярно приобретали купоны на кофе, но в 2019 году их в больших количествах стали покупать мелкие малоизвестные компании. Например, компания Qingdao Zhixuan Business Consulting приобрела купонов на $134 тысячи за один раз и сделала более 100 таких заказов только за полгода.

Согласно реестру компаний Китая и Гонконга, Qingdao Zhixuan Business Consulting связана с одним из родственников Лу, с исполнительным директором Ucar и исполнительным директором Luckin Coffee через сложную сеть других компаний, их директоров и акционеров. При этом у компании был такой же телефонный номер, как у одного из филиалов Car, и такой же электронный адрес, как у Ucar.

Всего за 2019 год Luckin Coffee оформила по такой схеме купонов на $210 млн.

В то же время Luckin Coffee регулярно переводила платежи 12 партнёрам: поставщикам сырья, сервисам доставки и найма сотрудников. Китайские регуляторы выяснили, что до мая 2019 года у многих из них не было регистрации, а их адреса и контакты совпадали с данными предыдущих проектов основателей, Car и Ucar.

Проверка показала, что за всё время существования компании сотрудница Luckin Coffee по имени Лин Лян перевела партнёрам более $140 млн. По словам людей, близких к компании, такой сотрудницы не существует, платежи подтверждала Цянь, а финансовый директор Luckin Coffee не знал о них.

Как разоблачили компанию

В январе 2020 года инвесткомпания Muddy Waters Research из США опубликовала отчёт о работе Luckin Coffee. Она утверждала: анализ чеков и видеозаписей из точек Luckin Coffee и опрос 1500 клиентов показал, что компания врёт о своей прибыли. После этого акции компании упали, но позднее возобновили рост, так как руководство Luckin Coffee стало отрицать обвинения.

Однако в начале апреля представители компании признались, что в апреле-декабре 2019 года сотрудники сфабриковали транзакции на общую сумму $310 млн. Компания не раскрыла реальный размер оставшихся доходов, до этого она отчитывалась о выручке за январь-сентябрь 2019 года в размере $413 млн.

Признание ещё раз обрушило акции компании: к 27 мая они упали до $2,5, тогда как в январе 2020 года они торговались по $50. Капитализация с начала 2020 года упала с $12 млрд до $650 млн.

Основатель компании Чарльз Лу не стал давать комментарий WSJ, но 20 мая публично извинился и заявил: «Возможно, к проблемам привело то, что наша стратегия была слишком агрессивной, и компания выросла слишком быстро, но я ни в коем случае не собирался обманывать инвесторов».

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Serge Tikhonenko

Обычное дело. Так же раскручивали несколько художников - череда сделок по все более высоким ценам среди аффилированных лиц. Цель - пиар художника и продажа работ  за сотни тысяч или даже миллионы долларов.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Картины имеют абстрактную ценность. Если купили за определенную сумму,  то потомучто понравилось, не значит что за ту же сумму можно продать. Если конечно это не картины художников прошлых эпох.  Обычный базар - мол, тут уже очередь а картиной выстроилась. В инвестициях это совсем не обычное дело, потомучто акции это доля в бизнесе и цель вполне конкретная, генерировать прибыль. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

Та же Тесла, к примеру, многие годы не генерирует прибыль.. и чо ?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

не путайте операционные убытки и убыточность. В примере с картинами допустим художник чтобы создать следующие две картины, которые он продаст через несколько лет за 150 млн. должен потратить 100 млн сейчас. А продал предыдущие на 80млн. Получается операционный убыток 20 млн сейчас. 50 млн прибыли в будущем. Но с картинами все не так.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Савинов

Безразлично в данном случае.
Контора много лет не показывает прибыль -> много лет т.н акционеры не получают какой-либо прибыли с акций.. разве что спекулянты наживаются на колебаниях стоимости самих акций.
Только вот.. что-то "будущее" все никак не наступает, а только еще дальше отодвигается( если ранее тесла была практически единственной активной конторой электроавто, то сейчас это направление активно "окучивают" другие производители, занимая появляющиеся нищи и год от года серьезно ухудшая перспективы т. )

Хотя, чем больше за этим цирком посматриваю - тем больше ощущение, что это подобие эпического и системного ухода от уплаты налогов и некоторых прочих отчислений.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Акционеры и не рассчитывают на дивиденды. Дивиденды самых крупных компаний как правило 1-2% годовых, редко больше. 6-7% пожалуй максимум. Прибыль компаний вкладывается в рост компаний, в случае Теслы за последнее время - построить завод батарей, построить завод в Китае, в Германии, расширить производство в США. В случае с картинами рост зависит только от настроений покупателей.

P.s. и вы отстали от жизни. Тесла уже вышла на прибыль и уже не планирует не показывать. 

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда