{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему курс доллара падает, а цены все равно растут — на примере еды Статьи редакции

Если вкратце — потому что сейчас дорожает логистика, а полностью локализованных продуктов практически нет.

Объясняет Октавиан Низамов, лидер проекта «Донер 42» — стартапа Dodo Brands.

Разберу наш «Классический» донер, он состоит из разных ингредиентов: мяса, овощей, соусов и специй. Часть этих ингредиентов — локальная, а часть — импорт. К примеру, куриное азу в маринаде. Основное сырье — российское куриное бедро. Импортная составляющая в азу — специи.

И так везде, в России практически нет товаров, которые полностью делаются из отечественного сырья. В подавляющем большинстве случаев какая-то часть импортная, например, молоко. Молоко, понятно, наше, но упаковка — импортная. Консерванты — импортные. Бумага: основное сырье наше, но оборудование для производства и отбеливатель — импортные. И так далее.

Импорт зависит от курса валюты и логистики. В большей части от логистики. Сейчас с ней есть проблемы:

  • Многие перевозчики отказались работать с Россией. Получается, что спрос на перевозки остается высоким, а предложение падает. Логично, что цена на перевозки из-за этого растет. Часть поставщиков испытывает усложнение цепочек поставок → удлиняется цикл оборота денег → деньги дорожают.
  • Продолжается бойкот на морские перевозки. Логистические цепочки становятся мультимодальными: грузы возят авто- и железнодорожным транспортом, а это дороже, чем просто морем.
  • Поставщики меняют условия по отгрузкам. Раньше давали внушительные отсрочки до 14–30 дней, теперь отсрочки уменьшают либо переводят на предоплату → деньги дорожают.

99% ингредиентов мы покупаем у производителей. Лишь две-три позиции берем в рознице — в Metro. Мы заказываем большие объемы, например, 4 тонны чесночного соуса, 9 тонн мяса и так далее. Эти партии приезжают к нашему логисту на склад, оттуда мы постепенно покупаем их.

Цикл от момента размещения заказа нами до момента получения товара на склад иногда занимает до двух месяцев. В конце февраля мы были вынуждены закупить довольно ощутимые партии товаров на пике цен. У нас длинный цикл оборота ингредиентов, нам нужно один-два месяца, чтобы обернуть эти партии и заказать новые по (возможно) сниженным ценам.

До тех пор, пока мы не израсходуем эти партии товара, новые партии по сниженным ценам мы не закупим. Следовательно, снижать отпускные розничные цены мы тоже не можем, у нас моментально вырастает Unit Cost, и мы будем работать в убыток. Подорожали, в том числе:

  • Все соусы, у который импортная составляющая до 50%.
  • Азу (из-за специй, к том же подорожали корма для птицы).
  • Специи для куриного бульона.
  • Импортный халапеньо.
  • Импортные огурцы.
  • Картофель фри.

Пропала европейская черная смородина, привозим из Китая. До кризиса цена была в районе 80 рублей за 1 кг, сейчас — 400-450 рублей за 1 кг.

Из-за «спецоперации» многие страны (Россия, Украина, Индия) ввели эмбарго на экспорт зерновых. Дорожает и будет еще дорожать мука, из которой мы делаем наши лаваши. Дорожает растительное масло из-за ограничений экспорта.

Из-за плохого урожайного 2021 года выросла цена на картофельные продукты — картофель фри, картофельные дольки. До кризиса брали 1 кг за примерно 87 рублей, сейчас — за 138 рублей.

А ещё подорожала упаковка из-за дефицита бумаги в России — подложки, чековая лента, этикетки. Только стаканы пока не дорожают, но и то потому что у нас большой запас, заказанный до кризиса.

0
382 комментария
Написать комментарий...
Константин

Интересно что скажут сети, когда цепочки восстановятся и возить снова начнут морем, а цены останутся на том же уровне?

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Похоже что те цепочки которые были - уже не восстановятся никогда.
Логистические гиганты ВНЕЗАПНО убедились что прожить БЕЗ российского грузопотока - не просто вполне возможно, а ещё и весьма реально.

И все эти игры в "севморпуть" - это просто детский сад.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

К этому еще надо добавить, что до потери российского рынка, успел начаться логистический кризис и нехватка контейнеров. А потом бах - слетела Россия и освободились необходимые другим мощности)) Тот случай, когда свято место не российский рынок, а потребляемые этим рынком услуги.

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Прожить можно без всего, достаточно кушать и срать. Что теперь?)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny

Все пропало. Да.

Ответить
Развернуть ветку
379 комментариев
Раскрывать всегда