{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Завод, который мог бы построить Илон Маск, но построили мы

Сооснователь и СЕО Grow Food Павел Паскарь рассказывает, во сколько российскому фудтех-стартапу обойдется строительство собственного завода и зачем вообще его строить.

Идея Grow Food появилась в 2015 году, когда мы с будущим партнером Даниэлем Гальпером выпивали в баре. Такие истории обычно забываются на следующий день из-за сильного похмелья, но мы ребята спортивные, пили немного, поэтому на следующий же день принялись осуществлять задуманное.

За спиной у каждого уже было несколько провальных проектов, но в этот раз мы оба чувствовали, что нащупали что-то правильное.

На тестовый запуск мы потратили всего 130 тысяч рублей. Хотелось бы написать, что это потому, что мы умеем круто и дешево делать MVP, но всё банальнее: больше денег у нас просто не было. Зато в первые месяцы мы смогли привлечь под сотню клиентов.

Так мы поняли, что ниша востребована. В 2016 году нам удалось привлечь 30 млн рублей от AddVenture, а в 2017-м — $5 млн от того же фонда. Сейчас Grow Food — абсолютный лидер рынка и делает более 120 тысяч доставок здоровой еды ежемесячно, хотя многие на старте говорили нам, что идея не выгорит.

Уже в конце 2017-го мы стали чувствовать, что спрос сильно превосходит возможности — нам критически не хватало производственных мощностей. На тот момент мы упорно старались делать агрегатор на базе сторонних производителей, у нас были производственные партнеры в Питере и Москве.

Такая модель казалась более удобной для масштабирования, но по факту она разбивалась о реалии российской пищевки. Они таковы, что сильных контрактных производств в стране практически нет (а у нас повышенные требования к качеству блюд и их постоянной ротации).

В итоге стало ясно, что будущего у Grow Food без собственной инфраструктуры не будет. Это дорого, но при этом есть неоспоримый плюс — на своем заводе ты можешь контролировать абсолютно все процессы приготовления еды, а качество нашего продукта теперь зависит только от нас самих. Поэтому в 2018 году нам пришлось стиснуть зубы, замедлить рост и переложить основной фокус на своё производство.

Забегая вперед, скажу, что всё было не зря: после запуска завода мы сократили количество жалоб в три раза, подняли маржинальность продукта до небывалых в фудтехе 40% и обеспечили рабочими местами 270 человек. Рассказываю, как это было и чего нам это стоило (спойлер: весь завод обошелся в 200 млн рублей, которые вложили в проект частные бенефициары).

Выбор места

Строить завод в России — дело не самое благодарное. Нужно собрать все разрешения, подготовить проект, на который может уйти до года, погрузиться в реалии строительства… В общем, когда мы создавали фудтех-стартап с фокусом на ИТ и маркетинг, то мечтали не о том. Мы и не думали, что в какой-то момент найдем себя посреди поля под Питером.

Завод мы построили в Ленинградской области, в городе Колпино. Поиск места длился три месяца и отнял много сил. Пищевое производство — очень сложная вещь, у него большие требования к расположению, электроэнергии, объему потребляемой воды. Например, наш завод потребляет воды как небольшой аквапарк, а нужная ему электрическая мощность равна 1 мегаватту.

Кроме этого, при выборе места нужно соблюдать санитарные нормы: рядом не должно быть вредных, мясо- или рыбоперерабатывающих производств. А еще хочется хорошую транспортную доступность… В результате собрать фулл-хаус по всем ключевым параметрам невероятно сложно.

Еще одна проблема — старые здания. В идеале нужно строить завод как новое здание в чистом поле, но это очень дорого. Даже для венчурной компании :) Поэтому с большой вероятностью придется иметь дело с уже готовыми постройками.

Тут ты вообще не представляешь, с чем столкнешься, пока не начнешь строительство. К примеру, большая и тяжелая техника может вызвать обвал пола, а капитальный ремонт вплоть до укрепления перекрытий можно сделать далеко не везде.

Поиск места казался настолько сложной задачей, что поначалу мы думали найти несколько небольших объектов (меньше площадь — меньше требования к мощностям) и создать три-четыре маленьких производства. В итоге нам просто повезло: мы познакомились с владельцем «Холдинга 78», который разбирался в пищевке и помог подобрать объект из имеющихся в их распоряжении.

Проектирование и стройка

Обычно на подобные проекты закладывают два-три года. Но для нас жизненно важным казалось запустить свой завод как можно скорее, поэтому мы пошли ва-банк и попытались сделать всё в несколько раз быстрее.

Для этого мы сильно ускорили проектирование (оно заняло всего три месяца) и приступили к началу строительных работ без готового проекта. Старались по-максимуму выстраивать всё в параллель. Да, так никто не делает, но конкретно в нашем случае эксперимент получился удачным.

Мы установили своеобразный рекорд в индустрии: от начала проектирования до первой коробочки Grow Food с нового завода прошел всего один год. Правда, повторять такой подход мы точно больше не будем — слишком уж это стрессово и рискованно.

Проект завода

Нам досталось старое здание, где мы всё снесли под ноль и построили заново: пришлось укрепить перекрытия, так как тяжелая немецкая техника могла провалиться и вызвать обрушение здания, заново провести все инженерные системы и канализацию, возвести новые кирпичные стены, сделать с нуля систему вентиляции. В итоге от прошлой постройки остались только каркас здания и фундамент.

До

Основное время — девять месяцев — заняло строительство. Мы могли бы справиться быстрее, но подвел строительный подрядчик, и на последних этапах мы потеряли несколько месяцев: пришлось заморозить стройку и самим подбирать новые ремонтные бригады для завершения работ.

Самое дорогое внутри завода — инженерные системы. У нас мощная вентиляция, пожарная система по последнему слову и тотальный холод в половине помещений завода. Такое оснащение инфраструктуры стоило нам около 75 млн рублей. Но в офлайне подобные траты просто необходимы.

После: коридор завода

К примеру, пожарная система. Мы долго думали над тем, насколько совершенной ее делать, но затем сгорела кемеровская «Зимняя вишня»: мы решили, что обязаны сделать завод максимально безопасным местом. Если где-то случится возгорание, система автоматически изолирует этот отсек, запустит эвакуацию и отключит все, что вообще способно гореть. Да, это всё недешево, зато теперь наш завод, наверное, самое безопасное место в Колпино :)

Особенности

Мы поставили амбициозную цель — добиться лучшего качества готовой еды на рынке, поэтому завод был спроектирован без единой поблажки. Те несовершенства, что может простить себе ресторан или маленькая служба доставки, мы посчитали для себя неприемлемой роскошью и бились за каждый нюанс.

В итоге нам потребовалось 27 вариантов проекта, но зато на нашей площадке везде выполняется тотальная санитария, а технологии соблюдаются на 100%.

По всему заводу установлены санитарные станции. У нас они автоматические и работают по принципу турникетов в метро: например, если вот эта штука на фото ниже не помоет сотруднику обувь и не обработает руки дезинфицирующим раствором, система просто не даст ему пройти в следующий отсек.

Такие санзоны расположены перед каждым отсеком

Весь персонал работает в специальной униформе, которая практически исключает попадание посторонних предметов в еду. К слову, мы даже премируем сотрудников, которые бреются налысо и отказываются от бороды.

У нас собственная круглосуточная прачечная: каждый день, уходя со смены, сотрудник отдает форму в стирку, а на следующую смену получает уже стерилизованный и свежий комплект.

Видеоролик о заводе

Чтобы еда оставалась максимально свежей, нужно не допустить занесение бактерий и их дальнейшее размножение. Кроме санитарии, основное оружие от размножения — холод и невозможность любых температурных скачков.

Для этого мы приняли жесткое, но крайне эффективное решение: во всех помещениях после горячего цеха у нас устроен большой холодильник. На фасовке, в зоне этикетирования и в зонах отгрузки мы строго поддерживаем температуру плюс 2–4 градуса. Весь персонал одет в специальные зимние костюмы, чтобы им было не холодно, а у нас не было проблем с трудовой инспекцией.

В систему тотального холода мы вложили 35 млн рублей, но зато мы уверены, что наша еда свежая на 100%, и мы можем гарантировать наши сроки хранения. К слову, мы сохраняем холодную цепь плюс 2–4 градуса и на наших распределительных центрах, и при перевозке до них.

При этом за работой всех холодильных агрегатов наблюдает ИТ-система мониторинга, которая ведёт логирование температуры в каждом помещении и присылает уведомления инженерам, если есть какие-то отклонения.

Всю упаковку мы дополнительно пропускаем через ультрафиолет, чтобы исключить занесение бактерий от поставщика. А в качестве среды для упаковки используем собственную смесь газов. Это тоже одно из ноу-хау.

Большинство российских заводов работают на привозных газовых смесях, одинаковых под все группы товаров. С точки зрения пищевых технологий это не совсем правильно, потому что под каждую группу блюд необходимо делать свою газовую смесь.

Мы поступили умней: купили электронное устройство-смеситель и провели свою магистраль от места хранения газовых баллонов. Это позволяет нам производить смешение газов прямо в упаковочной машине и устанавливать в один клик самую правильную смесь под каждое блюдо.

Технолог может на сенсорном мониторе выбрать, что сейчас, например, мы фасуем салат — и устройство подаст на линию смесь газа, заточенную именно под этот салат.

Нам пришлось установить собственные очистные сооружения. Вода в Колпино чистится, но мы решили перестраховаться и сделать дополнительный барьер. Так во все цеха подается суперчистая вода, которую сразу можно пить.

Самая главная особенность завода — собственная ИТ-система. Благодаря ней мы знаем о нашем производстве всё и всегда с точностью до минуты в курсе, где и что происходит. С её помощью идет управление загрузкой и планирование, она позволяет делать развернутую аналитику.

Если клиент оставляет жалобу — то мы запускаем процесс «черного ящика»: разматываем обратно вплоть до сырья и конкретного повара все этапы создания данной коробочки и понимаем, что и на каком этапе пошло не так. Это позволяет оперативно исправить ошибки и свести до минимума цикл улучшения продукта.

Оборудование

Мы с самого начала решили, что не будем экономить на оборудовании, а часть производства автоматизируем. Оборудование — это сердце завода. Особенно тепловое: это как раз та техника, которая и готовит еду от Grow Food. Основу составляют огромные пищеварочные котлы и пароконвекторы, то есть большие «умные» мультиварки.

Самая крутая техника на пищевом рынке — конечно, немецкая. Поэтому пароконвекторы у нас — самые продвинутые модели немецкого производителя Rational, который давно уже является стандартом качества. Грубо говоря, это Mercedes всей пищевой промышленности.

Вторая часть оборудования — итальянская. Итальянцы специализируются на котлах и упаковочной технике. В общей сложности вся оснастка завода стоила нам 100 млн рублей, то есть фактически половину стоимости всего производства. Что касается автоматизированных решений, большая их часть — это специальные разработки.

Например, у нас стоит российская робот-блинница, которая делает 1200 блинов в час, заменяя собой 24 сотрудника. Ею мы гордимся больше всего, а сотрудникам она заменяет камин — на работу этого робота можно смотреть вечно. В России такая сейчас установлена только у нас. Еще один образец есть в Германии.

Также мы автоматизировали фасовку: лотки с едой преодолевают настоящие «американские горки» по фасовочным линиям. По пути на каждой станции в них порционируется нужная часть блюда и проводится контрольное взвешивание. Мы проверяем по весу абсолютно каждую порцию.

Этикетки клеят немецкие роботы-этикетировщики в автоматическом режиме. При этом информация о сроках годности и дате производства также печатается автоматически. Поэтому подделать дату производства у нас просто физически невозможно — придется подкупать программистов из головного офиса.

Персонал

С подбором персонала в Колпино все сложно, нас многие об этом предупреждали. Треть штата нам приходится возить из Питера — например, инженеров, старших технологов, начальников смен и какую-то часть линейного персонала.

Чтобы найти нужных людей в Колпино, мы создали на заводе собственный HR-отдел. Массово скупали рекламу в газетах и на остановках — для рабочих профессий digital-реклама не особо работает.

270 человек нам удалось набрать за четыре месяца — для производства это превосходный результат. Текучка, к сожалению, тоже большая — найти человека с подходящим образованием и подходом оказалось тем еще челленджем.

Стараемся делать упор на молодежь: она более открыта к инновациям. У нас технологичное производство, которое по внутренней «психологии» ближе к немецкому, чем к российскому, и тут совсем другие требования.

Средний российский рабочий из области не привык работать на таких объектах — для него это большой космический корабль. Всё сложно, всё цифровое, больно дорогая техника на каждом углу. Многих это банально пугает. Но мы развернули собственный тренинг-центр, стараемся обучать людей и потихоньку менять их сознание. Думаю, спустя пару лет город Колпино будет нам благодарен.

Итог

Перед стартом проекта мы с моим партнером Даниэлем Гальпером объездили много российских производств. Тогда мы точно поняли для себя, что нам под силу вывести рынок готовых блюд на следующий уровень. Сейчас же можно с уверенностью сказать, что у нас получилось, и мы действительно реализовали один из самых инновационных заводов в России.

Скоро мы планируем начать строительство завода в Московской области, но плотно подойдем к этому вопросу только в следующем году. Для нас Москва — основной рынок сбыта, поэтому собственный завод там выглядит очень логичным решением.

Нам нравится то, что получилось под Питером, и мы ни на секунду не жалеем о потраченных миллионах: качество стоит дорого. Мы готовы были найти любые деньги, лишь бы Grow Food ассоциировался у пользователей с качеством, а продукция вызывала доверие.

Теперь нам точно не стыдно за свой продукт. А для того, чтобы другие тоже в этом не сомневались, ближайший год мы будем проводить открытые экскурсии на завод для всех желающих.

Если остались вопросы про сервис или про устройство завода, задавайте их в комментариях, постараюсь ответить всем.

0
387 комментариев
Написать комментарий...
Денис Середов

Это все круто без вопросов и проект сам крутой с учетом что сейчас у вас своё производство. Единственное что заявленные 200 млн на весь завод звучат ну оооочень заниженными )) для чего занижали непонятно. Ближе к 600-800 млн ещё как то можно бюджет понять.

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Радует ваша способность оценки инвестиций в строительство)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Семён в статье расходы на техничку и оборудование 200 млн. Допустим это правда. А актив в виде земли и здания, не важно как оно досталось это актив и если его внесли как актив он заложен в стоимости, сами сметные работы. И как вишенка на торте сам демонтаж, ремонт и строй материалов ) так что ещё раз если вы не понимаете что такое 200 млн, никогда сам ничего подобного нёс троили и не понимаете что это то лучше молчите и *работайте* это ключевое слово в вашем случае. Мне не нужно работать в гроуфуд чтобы знать что весь проект именно если его считать как должно стоит не 200 млн. Вот и вся история. Это не делает проект плохим, это не делает компанию плохой. Проект и компания отличные! Вопрос в том что копирайтер который готовил и размещал материал на профильных ресурсах написал дичь про 200 млн на проект хотя он стоил дороже и сильно. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Паскарь

Здравствуйте, Денис, давайте знакомиться - я тот самый копирайтер, который писал эту статью. А еще тот же копирайтер, который строил этот завод. У нас вообще копирайтер - самая важная должность, можно сказать :) Землю и здание мы бы с удовольствием купили - и тогда бы проект улетел к 500-600 млн. У нас столько не было, поэтому здание у нас в аренде. И да, мы вложили дофига бабла в неотделимые улучшения актива чужой компании (арендодателя). Можете считать нас отъехавшими, но я лучше потеряю десятки миллионов, чем упущу возможность на год раньше начать кормить сотни тысяч своих клиентов более качественной едой. В конечном итоге, на рынке победит лучший и все риски зачтутся. Мы верим в карму :)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Павел рад знакомству. Я и вёл речь что общий бюджет завода близок к 500-600 млн. Просто статья и ряд ответов были так поданы что создаётся ощущение что весь проект стоил 200 млн. Я же и писал что в этом был мой вопрос и к компании я отношусь отлично и к продукту. А так же к подходу через определённые фин инструменты быстрее запустить завод и начать зарабатывать больше за счёт возросшей маржи. Вы поймите что основной пулл людей думают что за 200 млн весь завод можно построить и пытаются показаться умными. А я только и пытался сказать что так как я знаю что такое 200 млн не по цифрам на бумажке, знаю что такое большие проекты так как сам прямо а в каких то историях косвенно связан с такими бюджетами и это не гос бабки а как и у вас свои истории. И когда я написал что весь завод не мог стоить 200 млн ваш коллега пытался умничать что смету в студию и рад что я на глаз могу лучше посчитать. Но как мы видим проект то совокупно стоил по 500 как минимум если весь пулл расходов считать ваши вложенные 200 млн ваших собственных средств. Ещё раз это не умаляет заслуги компании и то что реально завод крутой и построен адски быстро. Просто я вёл разговор про общий бюджет.

Ответить
Развернуть ветку
Swen Jarno

люто плюсую

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Я не вижу смысла продолжать дальнейшую дискуссию) Мы написали реальную цифру, у вас в голове другая. Верить нам или нет — ваше право. Хорошего дня)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Вот в том то и дело что продолжать бессмысленно что вас можно тыкать в передергивание цифр бесконечно ) Вы потратили 200 млн в вашей же статье только на оборудование и пожару с холодильным оборудованием. Но само помещение + его по сути практически перестройка с нуля с работами и материалами ни как не учтена но так не бывает. Даже если у вас супер выгодный договор аренды этого помещения с вложениями собственниками в ремонт то это тоже деньги которые заложены в проект и полная стоимость проекта не 200 млн как бы вы что не писали. Еще раз все лежит на поверхности. пишете потратили 200 млн. Начинаешь задавать вопросы - а земля не наша помещение не наше это аренда. Тоже типа бесплатно ) Даже если это аренда там у вас договор лет на 10 или эе это вложение совладельцев гроуйфуда в проект либо же вложение Холдинга 78 в свой актив с целью долгосрочной сдачи в Аренду вам а это опять же огромные деньги как ни крути. Поэтому вы и сливаетесь как новички которые сморозили в маркетинговых материалах глупость и не хотите или не можете  по ряду причин признать ошибку ) Скажем так более похоже что 200 млн вложил гроуфуд собственных средств в оборудование а помещение и его ремонт были внесены как актив Холдингом 78 либо как долгосрочная инвестиция сдана вам в долгосрочную аренду лет на 10 как раз таки млн на 200-250 за весь срок контракта. Семен вы не со школьником общаетесь а с человеком который чуть чуть да понимает как все устроено в бизнесе. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Вопрос про строительные работы повис в воздухе. Вопрос про вложения в землю с исходным помещением повинностных в воздухе. Даже если это долгосрочный инвестиционный контракт от Холдинга 78 ) 200 вложили вы своих средств в оборудование и млн 200 вложил Холдиг 78 и если верить вам сдал вам в аренду. Как вам можно верить если вы пишете бред.Надо было просто написать очень просто одной строчкой в статей что гроуфуд вложил 200 млн собственных средств в проект и еще 300 вложили другие бенефициары вот и все какие вопросы то )

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Вопрос про строительные работы повис в воздухе. Вопрос про вложения в землю с исходным помещением повинностных в воздухе. Даже если это долгосрочный инвестиционный контракт от Холдинга 78 ) 200 вложили вы своих средств в оборудование и млн 200 вложил Холдиг 78 и если верить вам сдал вам в аренду. Как вам можно верить если вы пишете бред.Надо было просто написать очень просто одной строчкой в статей что гроуфуд вложил 200 млн собственных средств в проект и еще 300 вложили другие бенефициары вот и все какие вопросы то )

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Я склад строил даже не завод ) а тут другая история. Земля плюс старое здание стоили одних денег, полный слом и стройка ещё одних, проектирование третьих. Оборудование вообще других. Меня удивляют  вопросы от таких как вы кто не понимает что такое 200 млн и то что построил гроуфуд стоит не 200 млн )

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Денис, я ничего вроде не спрашивал,  я работаю в GF) Поэтому и радуюсь вашему умению все посчитать на глаз)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Семён работайте дальше ) но статьи с рассказами про 200 млн в весь проект с покупкой земли проектированием, стойкой  путно уровня, оборудованием такого уровня вы или не знаете сколько стоит или или ))

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

А где вы, собственно, прочитали, что земля куплена?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Бесплатно со зданием досталось? ) Семён все стоит своих денег, или покупка или вложение этого актива в капитал компании но Все стоит денег.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

Холдинг 78 передал актив даром? ) Семён ей богу вы что как маленький. 

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Нет Денис, это называется аренда)) 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

А вложенные в ремонт и стройку подарок?)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Середов

А на глаз я могу посчитать так как знаю что такое 200 млн и этот проект под ключ не стоил 200 ;) а стоил дороже

Ответить
Развернуть ветку
384 комментария
Раскрывать всегда