Еда
Dmitry Bykov
3809

Истории Product Owner с пищевого завода

На фото как будто «корм для вампиров» или изготовление расходников для фильма «Пила». Выглядит весьма аппетитно, не правда ли?

В закладки
Аудио

Зачем на заводе нужен Product Owner, что происходит с продуктами до того, как мы их съедим, и немного историй о FoodTech, Grow Food. Также много картинок рабочих будней с мобилки.

Некоторое время назад я работал в Grow Food (еда по подписке формата «разогрел и съел) в роли Product Owner (PO) на производстве и около. И мы открывали завод по производству готовой еды. Для product обычно цель звучит так: найди, что болит у пользователей, и организуй лекарство за некоторый бюджет.

И работа начинается с задавания вопросов заинтересованным и размышлениями над ответами. И первым вопросом PO будет: «Какие есть проблемы? Чего вообще нам надо решить?»

Для всей компании глобально это: качественно, вкусно и регулярно кормить клиентов (это же сервис еды по подписке). Ага. Звучит как рекламное заявление, PO из этого ничего не получить. Тогда задам себе еще вопрос:

Что остается за кулисами и какой путь проходит то, что получает клиент?

  1. Клиент получает коробку в которой набор из 8–12 блюд.
  2. Эту коробку с набором блюд привёз курьер.
  3. До курьера её надо было собрать: положить именно те блюда, которые надо (в разных наборах разные блюда).
  4. Чтобы эти десять блюд положить, они уже должны быть приготовлены.
  5. Под «приготовлены» мы подразумеваем, что блюдо сварено, потушено или пожарено, затем прошло камеру шокового охлаждения, расфасовано в отдельные контейнеры, запаяно пленкой под МГС (модифицированная газовая среда), нанесена этикетка с маркировкой.

Ого! Цепочка получилась достаточно длинной. И ведь на самом деле есть еще ряд ограничений бизнес-модели и физического мира (и упомянем только то, что важно для производства):

  • Одновременно нужно приготовить до 120 разных блюд. Каждого блюда — более 1000 порций.
  • На следующий день будем готовить уже другие 120 блюд, не кормить же нам клиентов каждый день одним и тем же (для клиента это подписка на неделю и более).
  • Готовить заранее нельзя, так как это готовая еда, сроки годности весьма короткие (хоть упаковка и с использованием МГС).

Немного математики, цифр и лирики для представления

В ИТ-команде было эталонное блюдо, на котором многое моделировалось и тестировалось: условная «Курица с гречей». Так вот, что такое 1000 порций «Курицы с гречей» в цифрах?

  • Одна-две транспортных паллет.
  • 300 гр гречи на порцию → 300 кг сваренной гречи.
  • При 150 гр приготовленной курицы на порцию → 250 кг охлажденных куриных грудок.
  • Десять блоков технологических операций.
На фото почти два паллета. На одну паллету влезает 800 порций​
​Разделка курицы в мясном цехе. На столе стоит сороковка — высокая гастроемкость. В нее влезает около 10 кг. И обратите внимание на весы на столе
Пример техкарты на самое простое блюдо. Иконки «треугольников» — это операции: «жалкие» пять действий, а это всего лишь запеканка​

Что же мы уяснили из вводных

Во-первых, нужно минимизировать общее время на производство.
Во-вторых, срыв сроков отгруза готовой еды — это риск с большими последствиями.

Итак, вернемся к вопросу PO: «Где проблема? Где болит?»

В описанной выше цепочке производства есть такая фраза: «Нанесена этикетка с маркировкой».

И на самом деле это «бутылочное горлышко» всего производства. И салаты из холодного цеха, и кондитерка, и горячие блюда — так или иначе все потоки с приготовленной едой придут в цех для наклеивания этикеток.

Давайте я сразу покажу, что получилось в итоге, какие проблемы удалось решить, а на каких граблях потанцевали.

Это принтер-аппликатор с ленточным конвейером. Работает он так: запустили ленту, с одной стороны на ленту подают из ящика контейнеры без этикетки, с другой стороны оператор принимает и укладывает уже оклеенные. То есть волшебство в том, что машина печатает этикетку со всей необходимой информацией и наклеивает точно куда надо. Для всего процесса необходимо два-три человека.

Как это организовано на других подобных предприятиях

Я видел следующую картину: чаще всего этикетирование идет или полностью вручную, или с помощью этикет-пистолета. И занимается этим в параллели 10–15 человек.

Плюс есть несколько известных проблем: какие бы ни были хорошие и внимательные работники, глаз замыливается, персонал торопится и путается.

В результате начинают клеить этикетки от котлет на смузи. По закону Мёрфи замечают это уже в самом конце при погрузке в машину. Или еще хуже, когда звонят недовольные клиенты: «Что это за фигня?»

В нашем варианте вложились в оборудование и автоматизацию и значительно уменьшили ФОТ. Если перевести в цифры, то оборудование окупилось за пять месяцев эксплуатации по сравнению с разницей, если бы делали вручную и платили зарплаты.

В дополнение получили прогнозируемую и понятную производительность (как известно, производительность людей величина непостоянная). Плюс минимизировали риск ошибочной обклейки и в целом возможность гибко и быстро менять макеты: что и с каким дизайном печатать.

С персоналом есть еще такая история

На фасовке и этикетировке работают люди, у которых суперсила в том, что они могут делать достаточно монотонную работу продолжительное время.

Но часто так бывает, что они не заканчивали университетов, тут появляется еще одно рискованное звено: на этикетке надо наносить «динамическую информацию» — то, что меняется для каждой партии блюд:

  • срок годности;
  • название;
  • какое меню;
  • день недели меню;
  • завтрак это, обед, ужин или перекус.

Если доверять ввод всей этой информации оператору, то риск ошибки очень большой — а это и репутация, и банальные штрафы от государственных контролирующих органов.

Это этикетка GF. Смотрите, справа штрих-код. В нем хранится ID конкретно этой коробки, есть привязка в БД, что это такое, чьи руки касались этой партии продукции, из какого сырья это было приготовлено.

Решилось это тем, что все управление печатью идет с терминала:

Когда оператору привезли ящики с лоточками блюд:

  • Ему достаточно выбрать из списка заданий, что это за блюдо.
  • Убедиться по фотографии, что это «то, что надо».
  • Отправить на печать одной кнопкой.

Из особенностей: как видно на картинке, на одно и тоже блюдо может быть нанесена разная маркировка. При этом параметры руками не вводятся, ошибка человеческого фактора сведена к минимуму. А сами параметры маркировки и задачи видны из подсистемы заказов на производство.

Свели систему к «идеальной» — почти полностью убрали из нее людей.

Про грабли, запуск и танцы

На картинках, может, обратили внимание — сотрудницы «плотно одеты»? Это не с проста! Все помещения, где идет фасовка, маркировка и дальнейшее хранение — это большие холодильники с температурой 4–6 градусов. И это важная история, «как, зачем и почему», достойная отдельной статьи.

Как работают на фасовке в холодильнике.

Но печатное оборудование не очень любит низкие температуры. Тут принтер аппликатор Novexx, у него рабочая температура от +10. Если будет холоднее, то термотрансферная голова не успевает прогреваться и быстро выходит из строя.

В результате пришлось конструировать «тепловой шкаф» для принтера — на фото видно, что этикетки вылезают из большого металлического ящика. Вот это и есть тепловой шкаф, в котором стоят обогревательные элементы и дополнительный контролер.

Что вы знаете о программировании в экстремальных холодных условиях?

Отладка интеграции оборудования с управляющим ПО. Видите, дверца теплового шкафа приклеена на изоленту? И внизу щель? Почти целый день пытались понять, почему принтер на больших объемах печати начинал «полосить».

Любое оборудование рано или поздно может выйти из строя. Главное — быстро его вернуть в работу.

Датчик определяет, что сейчас под печатающей головой пойдет лоток и что пора клеить. Его случайно оторвали каким-то тяжелым предметом. И чтобы работа не простаивала, приклеили на скотч и обрывки других этикеток. По закону Мерфи было это в ночную смену. Надо ли рассказывать, как был «удивлен» главный инженер, что калибровка «почти» не слетела.

Из предыдущей истории сделали вывод: что-то может сломаться. Принтер пока был один, на то, чтобы его просто дублировать, бюджета не находилось. Что же делать, если он встанет на ремонт или обслуживание?

Организовали резервный вариант: Zebra с термотрансферной головой, без аппликатора, со сравнительно небольшой скоростью печати (в полтора раза медленней Novexx). Но с ценой в 15 раз дешевле! И работает оно по такой схеме.

Если с основным этикетировщиком «Ой! что-то пошло не так», то в настройках переключали печать на резервный принтер. Печатали, сматывая ленту на руку. И дальше выводили подкрепление людей из других цехов или со склада и клеили руками.

За шесть месяцев пригодилось один раз, и это колхозное решение тут же окупилось.

Резервная Zebra​

GIF-изображения работы в других цехах

Осторожно — инженерное порно! Осторожно — трафик!

Давайте снова вернемся к Product Owner и его месту в проекте?

Пример с печатью этикеток — это одна из множества историй. Показательна она тем, что в случае если что-то реализовано плохо, цена этой ошибки очень велика. А исправление или очень дорого, или технически трудноосуществимо.

По этой причине категорически важный этап решения — это моделирование процессов и особое внимание на риски. Этакая расширенная версия того, что модно называть Custom Development.

Важна ли тут для Product Owner юнит-экономика? Безусловно. Экономика тут важнее всего, но лучше подходят методы маржинального анализа.

(Кратко, что такое востребованная рынком «юнит-экономика»: нужно, чтобы разница между суммой денег, полученной от одного клиента, была больше суммы, потраченной на его привлечение.)

Что было бы ещё интересно почитать о Food-производстве?

  • Как организована работа в цехах: кому когда и чего делать?
  • Кто такие технологи, зачем вообще технологические карты и как это связано с экономикой?
  • Подробности про санитарию или контроль качества?
  • Больше технических подробностей: как связаны учетное и управляющее ПО с оборудованием?
  • В целом о технической части: что из ИТ-инфраструктуры, какое ПО и для чего, интеграции?
  • HACCP стандартизация в пищевке?

Этот пост пылился в черновиках месяца два, потому что у моих бывших коллег «то эксклюзивный контент-контракт с ‘‘Коммерсантом’’, то уже стартовала инфо-компания с трафиком».

Вот ссылка на версию с красивыми постановочными фотками. А если правильно поставленный свет не важен, POV-контент статьи «зашел», то welcome в комменты с вопросами и накидыванием на вентилятор.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Dmitry Bykov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 31, "favorites": 60, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 87872, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 14 Oct 2019 09:21:35 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 87872, "author_id": 318862, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/87872\/get","add":"\/comments\/87872\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/87872"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199128, "last_count_and_date": null }
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Супер! Ещё статьи будут? Интересует, как идёт разработка блюда, и как это внедряется на поток.
Жалко, что таких цехов в 2011 году не было.

Ответить
3

Разработка новых блюд это вообще про отдельный пост - задумаюсь.
Если кратко: 
1. Есть бренд кухня и специальные люди которые придумывают что можно приготовить
2. Спец группа людей (бренд менеджеры) которые мониторят и анализируют тенденции и вкусовые предпочтения
3. Готовят и тестируют внутри компании на персонале
4. Считают экономику и уточняют сырьё и поставщиков
5. Прорабатывают готовку на объём
6. Запуск в массовое производство
7. Мониторинг отзывов и коррекция

Ответить
1

Восхищаюсь GrowFood со стороны бизнеса и сервиса, но не могу понять, почему сам продукт не зашел(первые дня 4 могу есть, потом, к сожалению нет, становится не вкусно).

Насколько сам менеджмент пользуется своим продуктом?

Ответить
3

Я когда работал - кушал постоянно. Упомянутый тут в коментах CEO - вообще главный хейтер и критик на кухне в офисе.

Выскажу свое мнение про вкус: с одной стороны это вкусовщина (кто что любит и привычки). А с другой, объективной, и снова про привычки:
есть линейки fit и супер_fit - они же реально без сахара, без обычной пшеничной муки, маложирное. Продукт для "похудейки". Я годами не привык такое есть, я чай пью с тремя ложками сахара! и карбонару пожирнее обожаю!

Всякие продуктовые линейки "для обычных людей" или для "качков" для меня вкуснее

Ответить
1

Спасибо, стараемся!

Бывает, что не всем может такой формат сервиса и самого питания подойти, вкусовые предпочтения никто не отменял, хотя иногда дело может быть и в привычке. 
Многие сотрудники заказывают питание для себя, а основатели вообще на постоянной основе питаются. 😉

Ответить
0

А вот и официальный саппорт подтянулся.
Ребята, привет =)

Ответить
0

Приветствуем! 👋
Хороший материал, сами с интересом почитали)

Ответить
1

Ага, одна ошибка в составе в наклейке типа отсутствует аллерген яичного белка и ни Западе вы забираете обратно всю изготовленную партию. Чудный бизнес по карману только очень крупному стандартному производству. Может в РФ пока и возможно кустарничать.

Ответить
0

В РФ так же в случае нарушений и брака изымается вся партия. Только маркировка аллергенов на этикетке - это рекомендуемое на этикетке а не требуемое.
Ну и да - крупное производство это дорого

Ответить
0

Ну и в РФ в пищевке сильно жестче требования чем в ЕС. У нас не откроешь производство пока строгие контролеры из ведомств не разрешат. В ЕС открываешь, кормишь людей а контроль приходит только по жалобе.
Т.е пока не спалят что в еду залили все "альми" в ЕС никто на завод не придет, а если потребителей всё устраивает? 

Ответить
0

Поясни, пожалуйста. Почему решил сделать акцент на маржинальном анализе, а не на модной юнит экономике и в чём это проявлялось? Просто считал всё вместе?

Ответить
2

Т.к. для производства доходная часть "где-то далеко" и возможность влиять на нее косвенно (влияние через продукт и качество), то в первую очередь смотрим в затраты. 
А в затратах на производстве стремимся к капексу и размазываем этих затрат на объем производства. Как это выглядит? 
Можно приготовить блинчик на сковородке добрыми руками повара - и по сути за время работы этого повара иметь постоянные затраты на единицу продукции. А можно купить станок за пару миллионов и готовить на нем месяц/год размазывая его стоимость на каждый блинчик - а блинчиков уже сотни тысяч и миллионы штук.

С другой стороны описанный чудо станок за много денег имеет риск выйти из строя, и в модель надо закладывать дублирование, частичный простой и затраты на ремонт и обслуживание. 

Циклы производства - это часы.
Циклы продаж - это дни
Циклы рисков и капитальных затрат - это месяцы и годы.

Ответить
0

Понял, спасибо)

Ответить
0

Автоматизация это клево. И что особенно понравилось, что вся зона - это большой холодильник. Но как так получается, что испорченные блюда я получал только от GF , а у других кого я пробовал, такого не было ни разу? 

Ответить
1

легко.
часть из продукции делают ноунейм поставщики, а на заводе не все лепят.
контроль внешних поставщиков всегда под вопросом.

Ответить
0

тут я попробую вписаться - в посте который писал CEO grow food-а (ссыль есть в конце этой статьи) частично раскрывается этот вопрос.
Да, раньше жили на контрактном производстве, и вопрос качества и его контролируемости был одной из причин открытия своего завода

Ответить
0

Каким бы технологичным ни было производство, минимальный риск возможен всегда. Мы работаем, чтобы этот самый риск стремился к нулю, но видимо так сложилось, что единичная ошибка выпала на вас. Насколько понимаем, заказывали около года назад, за это время мы ощутимо выросли, в том числе и качественно, а новый завод вообще только летом появился. Так что если решите вновь нас попробовать, подобного уже быть не должно, а мы будем рады исправить впечатление! 

Ответить
0

А там на конвейре фарш накладывают и этим кормят?

Ответить
0

 Я так и не смог одолеть принципы названий - это "свекольный конфитюр" но можно и хозяина завода спросить (https://vc.ru/u/367815-pavel-paskar)

А накидывают всё таки на вентилятор)

Ответить
0

Экскурсии на производство водите или нет такого потока?

Ответить
0

Я уже точно не вожу - вышел из проекта)
но сейчас пригласим сюда кого-нить из GF кто прояснит вопрос - ведь Павел Паскарь (один из CEO) обещал

Ответить
0

Ещё не начали, но уже скоро обязательно будем. Можно оставить заявку, написав нам на почту zabota@growfood.pro, чуть позже начнём приглашать! ;D

Ответить
0

Дмитрий, отлично!
Посотрудничаем? Как раз упаковываем решение по маркировке для мясоперерабатывающей отрасли

Bitrobotics.com
Можно Мэйл на Инфо с пометкой «для гд: продакт с виси»

Ответить
0

И всё это ради того, чтобы непрерывно кормить потребителей курицей... Каждый божий день курица в 2-3 блюдах. Правильней было назваться Grow Chicken.

Ответить
0

Количество блюд с курицей в своем меню всегда можно контролировать с помощью Конструктора, заменяя их на приемы с говядиной, нежирной свининой, индейкой или рыбой :) Мы только за бОльшее разнообразие в индивидуальных меню! 

Ответить
0

Теоретически – да, на практике от курицы почти не  избавиться, только за доплату. 

Ответить
0

Не всегда, но разница очень невелика. Обосновано это тем, что используемые продукты имеют разную стоимость

Ответить
0

Отличный материал! 
Планируете на другие города выходить? и как? 

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }