{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Александра Карденас из Берлина: что такое „Алгорейв“

3 и 4 сентября Гёте-Институт в Москве и образовательный проект «Теплица социальных технологий» проведут онлайн-конференцию об инновациях и технологиях в общественном секторе «Сетевой сентябрь».

Вечером 3 сентября с 21 до 22 пройдёт Алгорейв с участием берлинского музыканта Александры Карденас. Алгорейв, именно так называется формат использования алгоритмов для создания танцевальной музыки в режиме реального времени.

Лайн-ап:

21:00 – 21:30 monekeer и lovozero

21:30 – 22:00 Александра Карденас (Alexandra Cárdenas)

Журналистка Юлия Белоусова накануне поговорила с Александрой Карденас о том, что же такое Алгорейв, глобальное лайв-кодинг коммьюнити и как любовь к классической музыке и математике переросла в новую форму искусства.

Александра Карденас (Alexandra Cárdenas) — музыкант, одна из ключевых членов международного алгорейв-сообщества (Берлин). Область интересов — алгоритмическое решение и исследование музыкальности в коде. В 2017 году была председателем Международной конференции живого программирования в Мексике. Помимо лайв-кодинга, является автором современных произведений для оркестра, ансамблей и солистов. Сотрудничает с театральными компаниями Мексики, Бельгии и Германии.

Алгорейв призван представить акт живого программирования как форму искусства. Это процесс создания музыки в реальном времени, а также своеобразный аудио-визуальный перформанс. Транслируемый на экран код алгорейверов — не только символический жест «открытости» алгоритмов, но и возможность для электронных музыкантов показать, что происходит на их экранах. В такой ситуации аудитория может не только танцевать или слушать музыку, но и следить за визуальными эффектами, генерируемыми исходным кодом и наблюдать за процессом программирования.

Александра, вы - одна из пионеров живого программирования электронной музыки, в то время, как ваш бэкграунд и образование связаны с классической музыкой и математикой. Как вы пришли к тому к созданию музыки в реальной времени?

Я изучала музыку всю свою жизнь, сначала самостоятельно в раннем детстве, а с 10 лет с частными преподавателями. В 16 лет я взялась за классическую гитару и занималась этим целых четыре года. Знакомство с репертуаром современных композиторов, таких как Тору Такемицу и Лео Брауэр, помогло мне осознать, что сочинять музыку — моя истинная страсть! Воображать музыкальные миры и воплощать их через инструменты в реальность! Тем не менее, хоть я и училась в самом престижном университете Колумбии, я чувствовала себя ограниченной. Во-первых, я была женщиной окруженная мачо-средой, а во-вторых, из-за отсутствия должной инфраструктуры для презентации своих работ. Параллельно я посещала уроки электроакустической музыки. Это помогло мне открыть взаимосвязь между музыкой и технологиями, увидеть, что я могу создавать свою собственную музыку без необходимости в исполнителе, который её играет. Это открытие воодушевило меня, и я заинтересовалась компьютерами. Годы спустя, в 2008, когда я уже жила в Мехико, я узнала о программе SuperCollider, которая открыла для меня новые миры. Раньше мы встречались каждый месяц в Национальном музее искусства, где художникам была предоставлена возможность бесплатно работать и экспериментировать с технологиями. Именно там я научился программированию в SuperCollider. К 2010 году мы начали проводить «сеансы программирования в реальном времени», где каждый месяц создавали музыку в реальном времени. Нас было всего 10 человек, где я была одной из немногих женщин. Мы создали безопасное, доверительное, открытое пространство для творчества и совместной учёбы. Это было настоящее арт-пространство! Свободное от мачизма и снобизма. Благодаря этой свободе мы вместе смогли создать по-настоящему сильное сообщество единомышленников. Мы начали с малого — друзья-ботаники собирались вместе, чтобы получать удовольствие и учиться друг у друга. Теперь лайв-кодинг стал моей профессией, и я уже путешествую по миру, обучая других и инициируя целые коммьюнити. Мы создали глобальное сообщество, насчитывающее тысячи человек, постоянно оказывающих поддержку друг другу. Программирование в реальном времени — серьёзный шаг от старой парадигмы музыкального гения-индивидуала к изначальной коллективной функции музыки.

Что мотивировало вас уйти от западной классической музыки в лайв-кодинг?

Когда я создавала первые музыкальные работы, партитуры, мне нравилось их писать, но я чувствовала себя чрезвычайно ограниченной. Поэтому еще до того, как я обратилась к компьютерам, даже для создания своих партитур (тогда я использовала карандаш и линейки), я начала использовать стохастические и алеаторические техники, учась у композиторов разных эпох, Баха, Моцарта, Окегема, Кейджа, Штокхаузена, Лютославского. Компьютеры — лучший инструмент для создания алгоритмической, стохастической музыки. Он означает свободу! Именно компьютер стал моим инструментом, позволил освободиться от эстетических и политических ограничений классической музыки благодаря лайв-кодингу.

Что такое Алгорейв и как появилось это движение?

Термин Алгорейв означает Algorithmic Rave. Александр Маклин (Alexander MacLean) и Ник Коллинз (Nick Collins) — отцы лайв-кодинга, композиторы и программисты из Великобритании. Во время одного из своих путешествий после встречи с немецким композитором Джулианом Рорубером (Julian Rohruber) они шутили о создании алгорейва. В итоге, шутка, рассказанная в машине, превратилась во всемирное движение!

Algorave — это вечеринка, на которой разные артисты создают музыку посредством программирования, сопровождая это визуальными эффекты в режиме реального времени. Аудитория видит экраны музыкантов и, если у неё есть навык кодирования, понимает процессы создания. Для тех, кто не разбирается в кодинге, это просто непринужденная атмосфера, в которой люди собираются вместе, чтобы танцевать под странную, некоммерческую музыку.

Кажется, что творческий процесс создания музыки и перформанса для вас важнее результата. Так ли это? Существует ли так называемый конечный результат?

Абсолютно! Нам интересен сам процесс. Музыкальная индустрия заставляет нас поверить, что только несколько избранных, талантливых, красивых и сексуальных людей могут создавать музыку. Они представляют музыку как продукт, полностью лишенный общественной ценности. То, что я делаю, не является готовым продуктом для употребления. Я создаю искусство, чтобы делиться эмоциями, выражать себя, задавать вопросы и выполнять роль музыканта в моем сообществе. Роль того, кто затрагивает души людей посредством вибраций.

Мои работы — это процессы. Я постоянно пересматриваю их, меняю и эволюционирую. Именно этот процесс выставлен на всеобщее обозрение во время концертов. Демонстрация процесса создания работ говорит о том, что музыкант может совершать ошибки и быть неидеальным. Гораздо ценнее увидеть, как музыкант справляется с ошибками, чем иметь некий «идеальный» продукт, где процесс изолирован от аудитории. Лайв-кодирование предлагает новые парадигмы, ставит под сомнение наше отношение к искусству и к самим себе. На данный момент я не могу говорить о конечном результате. Он — всё моё творчество в целом. Записи выступления передают только картинку того музыкального мира, который я создаю в живом времени посредством компьютерного кода. Я — программист, который не стремится к эффективности и совершенству, чтобы поскорее выпустить продукт. Я наслаждаюсь возможностью такой неэффективности, возможностью ошибок и неуверенности. Чрезвычайно важно научиться ориентироваться в неопределенности. Пожалуй, это главный урок лайв-кодинга, который научил меня жить лучше.

Вы сочиняете треки, чем схожи с профессией диджея, в чём различия?

Лайв-кодеры и диджеи действительно похожи. Мы все используем компьютеры, иногда контроллеры. На алгорейвах мы становимся ближе, потому что создаём биты. Но идея диджеинга испорчена музыкальной индустрией. Я восхищаюсь многими артистами, ежедневно учусь у них тому, как заставить людей танцевать. Алгорейвы заинтересованы в совместном творчестве, где лайв-кодеры создают собственную музыку во время выступления, импровизируя и реагирую на энергетику аудитории. Конечно, мы рискуем попасть в ситуацию, когда что-то пойдет не по плану, но даже в этом есть смысл! На многих уровнях алгорейв напрямую связан с истинным духом рейва в безопасном и комфортном сообществе.

Расскажи о сообществе лайв-кодеров — как всё начиналось в Мехико? Как с этим обстоят дела в России?

Нас было около 10 человек, которые стояли у истоков в Мексике, учась у британцев. Наше глобальное сообщество программистов в реальном времени называется Toplap. После создания Toplap Mexico я переехала в Берлин и уже в 2013 году начала движение в Германии. Затем последовали Богота, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Индия, Россия, Италия, Япония … Да, лайв-кодинг дошел и до России! Здесь существует Toplap Moscow и я часто вижу на наших мероприятиях великих российских лайв-кодеров!

Что вас вдохновляет? Классическая музыка и ее предыстория играют роль в вашей работе?

Классическая музыка меня всегда вдохновляла — не проходит и дня, чтобы я не восхищалась удивительным уровнем мастерства авторов.

Мое вдохновение в основном приходит из моей духовности, моей практики безусловной любви. Лучший учитель для этого — природа. Я люблю жизнь в Берлине, зеленом городе, окруженном Бранденбургом. Поход к озеру, прогулка в лес или парк всегда будет меня вдохновлять. Ну и, конечно же, музыка, искусство и технологии!

Как пандемия отразилась на вашей работе?

Это время помогло всему миру обратить внимание и посмотреть серьёзнее на то, чем мы занимались в течение последних лет. Я и моя практика процветали во время изоляции. Думаю, мир изменился, и программирование в реальном времени постепенно становится более понятным людям.

Над чем Вы сейчас работаете? Что бы вы хотели создать?

Я работаю над ремиксом для друга из Колумбии, впервые работая со звуком другого композитора. Это невероятно захватывающий опыт!

Мечтаю создать свою оперу. Идея зрела свыше пяти лет. Я постепенно её с помощью виртуальной реальности. Это история Эдварда Сноудена, которая ставит под сомнение нашу роль и ответственность как кибер-граждан.

В чём основные сложности вашей работы?

В патриархальном капиталистическом обществе, музыка воспринимается вторично. То же самое касается женщин и латиноамериканцев. Лично мне в разы сложнее, чем европейскому белому мужчине, число которых значительно больше в моей сфере. Моя главная задача — заботиться о себе, потому что хорошая здоровая самооценка является единственным помощником в столь несбалансированном обществе.

Если бы вам нужно было выбрать только одно событие / достижение, чем вы больше всего гордитесь в своей работе?

Тот момент, когда моя ученица и подруга Пурани Балендра из Ченнаи, Индия, подошла ко мне после занятий и подарила мне открытку с подписью «Спасибо за то, что научила меня тому, что женщина может быть красивой, талантливой, умной и независимой!». Вот для чего нужна музыка — вдохновлять друг друга!

Автор: Юлия Белоусова

Редактор: Александр Романовский

Идея: Ира Посредникова

0
1 комментарий
Руслан Кутлакаев

Добрый день!
Коллеги, обращаюсь ко всем, кто так или иначе имеет дело с разметкой данных. Я представляю небольшой стартап, и мы сейчас разрабатываем свой инструмент для разметки. Мы очень хотим сделать его классным, удобным, а главное нужным Дата Саентистам, поэтому нам очень нужно знать ваше мнение. Будем очень благодарны, если вы найдете пару минут и ответите по ссылке на несколько вопросов по теме разметки. Заранее огромное спасибо! https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe_jb0LOCfVOKZUoDMKf3pDE0ifgazjKc1p3AwONLS5R7atXw/viewform

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда