Александра Карденас из Берлина: что такое „Алгорейв“
3 и 4 сентября Гёте-Институт в Москве и образовательный проект «Теплица социальных технологий» проведут онлайн-конференцию об инновациях и технологиях в общественном секторе «Сетевой сентябрь».
Вечером 3 сентября с 21 до 22 пройдёт Алгорейв с участием берлинского музыканта Александры Карденас. Алгорейв, именно так называется формат использования алгоритмов для создания танцевальной музыки в режиме реального времени.
Лайн-ап:
21:00 – 21:30 monekeer и lovozero
21:30 – 22:00 Александра Карденас (Alexandra Cárdenas)
Журналистка Юлия Белоусова накануне поговорила с Александрой Карденас о том, что же такое Алгорейв, глобальное лайв-кодинг коммьюнити и как любовь к классической музыке и математике переросла в новую форму искусства.
Александра, вы - одна из пионеров живого программирования электронной музыки, в то время, как ваш бэкграунд и образование связаны с классической музыкой и математикой. Как вы пришли к тому к созданию музыки в реальной времени?
Я изучала музыку всю свою жизнь, сначала самостоятельно в раннем детстве, а с 10 лет с частными преподавателями. В 16 лет я взялась за классическую гитару и занималась этим целых четыре года. Знакомство с репертуаром современных композиторов, таких как Тору Такемицу и Лео Брауэр, помогло мне осознать, что сочинять музыку — моя истинная страсть! Воображать музыкальные миры и воплощать их через инструменты в реальность! Тем не менее, хоть я и училась в самом престижном университете Колумбии, я чувствовала себя ограниченной. Во-первых, я была женщиной окруженная мачо-средой, а во-вторых, из-за отсутствия должной инфраструктуры для презентации своих работ. Параллельно я посещала уроки электроакустической музыки. Это помогло мне открыть взаимосвязь между музыкой и технологиями, увидеть, что я могу создавать свою собственную музыку без необходимости в исполнителе, который её играет. Это открытие воодушевило меня, и я заинтересовалась компьютерами. Годы спустя, в 2008, когда я уже жила в Мехико, я узнала о программе SuperCollider, которая открыла для меня новые миры. Раньше мы встречались каждый месяц в Национальном музее искусства, где художникам была предоставлена возможность бесплатно работать и экспериментировать с технологиями. Именно там я научился программированию в SuperCollider. К 2010 году мы начали проводить «сеансы программирования в реальном времени», где каждый месяц создавали музыку в реальном времени. Нас было всего 10 человек, где я была одной из немногих женщин. Мы создали безопасное, доверительное, открытое пространство для творчества и совместной учёбы. Это было настоящее арт-пространство! Свободное от мачизма и снобизма. Благодаря этой свободе мы вместе смогли создать по-настоящему сильное сообщество единомышленников. Мы начали с малого — друзья-ботаники собирались вместе, чтобы получать удовольствие и учиться друг у друга. Теперь лайв-кодинг стал моей профессией, и я уже путешествую по миру, обучая других и инициируя целые коммьюнити. Мы создали глобальное сообщество, насчитывающее тысячи человек, постоянно оказывающих поддержку друг другу. Программирование в реальном времени — серьёзный шаг от старой парадигмы музыкального гения-индивидуала к изначальной коллективной функции музыки.
Что мотивировало вас уйти от западной классической музыки в лайв-кодинг?
Когда я создавала первые музыкальные работы, партитуры, мне нравилось их писать, но я чувствовала себя чрезвычайно ограниченной. Поэтому еще до того, как я обратилась к компьютерам, даже для создания своих партитур (тогда я использовала карандаш и линейки), я начала использовать стохастические и алеаторические техники, учась у композиторов разных эпох, Баха, Моцарта, Окегема, Кейджа, Штокхаузена, Лютославского. Компьютеры — лучший инструмент для создания алгоритмической, стохастической музыки. Он означает свободу! Именно компьютер стал моим инструментом, позволил освободиться от эстетических и политических ограничений классической музыки благодаря лайв-кодингу.
Что такое Алгорейв и как появилось это движение?
Термин Алгорейв означает Algorithmic Rave. Александр Маклин (Alexander MacLean) и Ник Коллинз (Nick Collins) — отцы лайв-кодинга, композиторы и программисты из Великобритании. Во время одного из своих путешествий после встречи с немецким композитором Джулианом Рорубером (Julian Rohruber) они шутили о создании алгорейва. В итоге, шутка, рассказанная в машине, превратилась во всемирное движение!
Algorave — это вечеринка, на которой разные артисты создают музыку посредством программирования, сопровождая это визуальными эффекты в режиме реального времени. Аудитория видит экраны музыкантов и, если у неё есть навык кодирования, понимает процессы создания. Для тех, кто не разбирается в кодинге, это просто непринужденная атмосфера, в которой люди собираются вместе, чтобы танцевать под странную, некоммерческую музыку.
Кажется, что творческий процесс создания музыки и перформанса для вас важнее результата. Так ли это? Существует ли так называемый конечный результат?
Абсолютно! Нам интересен сам процесс. Музыкальная индустрия заставляет нас поверить, что только несколько избранных, талантливых, красивых и сексуальных людей могут создавать музыку. Они представляют музыку как продукт, полностью лишенный общественной ценности. То, что я делаю, не является готовым продуктом для употребления. Я создаю искусство, чтобы делиться эмоциями, выражать себя, задавать вопросы и выполнять роль музыканта в моем сообществе. Роль того, кто затрагивает души людей посредством вибраций.
Мои работы — это процессы. Я постоянно пересматриваю их, меняю и эволюционирую. Именно этот процесс выставлен на всеобщее обозрение во время концертов. Демонстрация процесса создания работ говорит о том, что музыкант может совершать ошибки и быть неидеальным. Гораздо ценнее увидеть, как музыкант справляется с ошибками, чем иметь некий «идеальный» продукт, где процесс изолирован от аудитории. Лайв-кодирование предлагает новые парадигмы, ставит под сомнение наше отношение к искусству и к самим себе. На данный момент я не могу говорить о конечном результате. Он — всё моё творчество в целом. Записи выступления передают только картинку того музыкального мира, который я создаю в живом времени посредством компьютерного кода. Я — программист, который не стремится к эффективности и совершенству, чтобы поскорее выпустить продукт. Я наслаждаюсь возможностью такой неэффективности, возможностью ошибок и неуверенности. Чрезвычайно важно научиться ориентироваться в неопределенности. Пожалуй, это главный урок лайв-кодинга, который научил меня жить лучше.
Вы сочиняете треки, чем схожи с профессией диджея, в чём различия?
Лайв-кодеры и диджеи действительно похожи. Мы все используем компьютеры, иногда контроллеры. На алгорейвах мы становимся ближе, потому что создаём биты. Но идея диджеинга испорчена музыкальной индустрией. Я восхищаюсь многими артистами, ежедневно учусь у них тому, как заставить людей танцевать. Алгорейвы заинтересованы в совместном творчестве, где лайв-кодеры создают собственную музыку во время выступления, импровизируя и реагирую на энергетику аудитории. Конечно, мы рискуем попасть в ситуацию, когда что-то пойдет не по плану, но даже в этом есть смысл! На многих уровнях алгорейв напрямую связан с истинным духом рейва в безопасном и комфортном сообществе.
Расскажи о сообществе лайв-кодеров — как всё начиналось в Мехико? Как с этим обстоят дела в России?
Нас было около 10 человек, которые стояли у истоков в Мексике, учась у британцев. Наше глобальное сообщество программистов в реальном времени называется Toplap. После создания Toplap Mexico я переехала в Берлин и уже в 2013 году начала движение в Германии. Затем последовали Богота, Колумбия, Эквадор, Перу, Чили, Индия, Россия, Италия, Япония … Да, лайв-кодинг дошел и до России! Здесь существует Toplap Moscow и я часто вижу на наших мероприятиях великих российских лайв-кодеров!
Что вас вдохновляет? Классическая музыка и ее предыстория играют роль в вашей работе?
Классическая музыка меня всегда вдохновляла — не проходит и дня, чтобы я не восхищалась удивительным уровнем мастерства авторов.
Мое вдохновение в основном приходит из моей духовности, моей практики безусловной любви. Лучший учитель для этого — природа. Я люблю жизнь в Берлине, зеленом городе, окруженном Бранденбургом. Поход к озеру, прогулка в лес или парк всегда будет меня вдохновлять. Ну и, конечно же, музыка, искусство и технологии!
Как пандемия отразилась на вашей работе?
Это время помогло всему миру обратить внимание и посмотреть серьёзнее на то, чем мы занимались в течение последних лет. Я и моя практика процветали во время изоляции. Думаю, мир изменился, и программирование в реальном времени постепенно становится более понятным людям.
Над чем Вы сейчас работаете? Что бы вы хотели создать?
Я работаю над ремиксом для друга из Колумбии, впервые работая со звуком другого композитора. Это невероятно захватывающий опыт!
Мечтаю создать свою оперу. Идея зрела свыше пяти лет. Я постепенно её с помощью виртуальной реальности. Это история Эдварда Сноудена, которая ставит под сомнение нашу роль и ответственность как кибер-граждан.
В чём основные сложности вашей работы?
В патриархальном капиталистическом обществе, музыка воспринимается вторично. То же самое касается женщин и латиноамериканцев. Лично мне в разы сложнее, чем европейскому белому мужчине, число которых значительно больше в моей сфере. Моя главная задача — заботиться о себе, потому что хорошая здоровая самооценка является единственным помощником в столь несбалансированном обществе.
Если бы вам нужно было выбрать только одно событие / достижение, чем вы больше всего гордитесь в своей работе?
Тот момент, когда моя ученица и подруга Пурани Балендра из Ченнаи, Индия, подошла ко мне после занятий и подарила мне открытку с подписью «Спасибо за то, что научила меня тому, что женщина может быть красивой, талантливой, умной и независимой!». Вот для чего нужна музыка — вдохновлять друг друга!
Автор: Юлия Белоусова
Редактор: Александр Романовский
Идея: Ира Посредникова
Добрый день!
Коллеги, обращаюсь ко всем, кто так или иначе имеет дело с разметкой данных. Я представляю небольшой стартап, и мы сейчас разрабатываем свой инструмент для разметки. Мы очень хотим сделать его классным, удобным, а главное нужным Дата Саентистам, поэтому нам очень нужно знать ваше мнение. Будем очень благодарны, если вы найдете пару минут и ответите по ссылке на несколько вопросов по теме разметки. Заранее огромное спасибо! https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe_jb0LOCfVOKZUoDMKf3pDE0ifgazjKc1p3AwONLS5R7atXw/viewform