Будущее
Kirill Bychkov

Трансформация искусства в эпоху COVID-19: «цифра» решает всё

«…искусство освобождает жизнь, которую люди превратили в тюрьму». Жиль Делез, Клэр Парне "Алфавит Жиля Делеза"

Цитата, приведенная выше, как нельзя лучше отображает текущую ситуацию с пандемией, карантином и искусством. Последнее помогает справиться с условиями самоизоляции всем заточенным в квартирах и домах людям. В то же время, оно и само трансформируется — появляются новые цифровые инструменты выражения мысли, мастерские художников открываются для посетителей, внедряются новые технологии. Во многих случаях новые методы представителей искусства комбинируются с традиционными, проверенными временем.

Как изменилось искусство, что появилось нового?

Онлайн-мероприятия

Несмотря на то, что арт-сообщество достаточно консервативно, ситуация с COVID-19 и активное развитие современных технологий, способных усилить впечатления от арт-объектов, привели к началу цифровой трансформации. Лучше всего показывать изменения на примерах.

Так, 28 января 2021 года в России состоится Международный форум Art Moscow Online. Организаторы форума впервые планируют провести мероприятие в онлайн-формате. На форуме выступит свыше 70 зарубежных и российских экспертов арт-рынка, художников, коллекционеров, галеристов и кураторов. Важнейшая часть форума — работа по поиску новых механик и изменение консервативных подходов арт-рынка. Так, участники обсудят диджитал-форматы для аукционов и ярмарок, трансформацию языка искусства и коллаборацию с брендами.

Еще один пример онлайн-аукцион женского искусства, который 21 декабря проводился силами Forbes Woman и благотворительной организации VoBlago.club. Цель аукциона — поддержать современных художниц и преодолеть гендерные стереотипы в отношении женщин в искусстве.

Третий яркий пример — цифровые музеи. Современные технологии позволяют превратить музей из простого набора экспонатов в захватывающие интеллектуальные аттракционы, которые нравятся как детям, так и взрослым. Цифровые музеи стали появляться несколько лет назад. Например, в 2017 году лондонская Tate Modern представила VR-выставку, посвященную творчеству Амедео Модильяни. Недавно Третьяковская галерея разработала виртуальную среду, в которой при помощи VR-гарнитуры можно отправиться в мастерские Натальи Гончаровой и Казимира Малевича, воссозданные по фотографиям и архивным описаниям.

Ну а восьмого декабря стараниями re:Store и компании «Винзавод» была открыта онлайн-выставка цифрового искусства. Ее основа — виртуальная платформа Digital Earth с 15 проектами, созданных при помощи компьютерной графики, нейросетей, VR и AR.

Последний пример — ГМИИ им. А.С.Пушкина, который с 2013 года развивает проект виртуального макета музея, где можно рассмотреть все залы. Музей много лет оцифровывает свои экспонаты, предоставляя к ним доступ пользователей. На данный момент сотрудники музея оцифровали свыше 20 тысяч изображений. В ближайшее время сотрудники обещают создать цифровых двойников для каждого экспоната.

Офлайн-мероприятия

Традиционные форматы экспозиции также модернизируются, их организаторы все чаще применяют наряду с традиционными методами и инструментами новые технологии, такие как виртуальная и дополненная реальности, интерактивные дисплеи, IoT, беспроводная связь.

Пример — выставка «Ямал.Тепло Арктики». Она посвящена 90-летию образования Ямало-Ненецкого автономного округа и проходит в Салехарде в пространстве Музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского.

Направления экспозиции — нефтегазовая промышленность и сопутствующая инфраструктура, экология и дары природы, традиции и творчество. Над экспонатами и инсталляциями работала команда Lorem Ipsum, известная по Ельцин-центру, Еврейскому музею и центру толерантности, музейному комплексу “Новый Иерусалим”. Команда создала интерактивные программы, сочетающие цифровой и физический интерфейс. Например, увеличенный макет оленьих рогов был напечатан на крупнейшем в России и Европе 3D-принтере, а затем вручную расписан символами, рассказывающими о роли оленей в жизни ямальских народов.

Посетители, переходя из одного раздела в другой, получают многоуровневое информативное повествование о ЯНАО и особенностях региона. Познакомившись с нефтегазовой отраслью они переходят к изучению Северного морского пути, затем — к обычаям коренных народов, окружающей среде и роли ЯНАО в мире.

Томас Сарасено «Движущие атмосферы». В рамках программы Garage Atrium Commission реализован проект аргентинского художника Томаса Сарасено. Проект посвящен атмосфере и воздухоплавательным аппаратам, реализация же выполнена на пересечении искусства, технологий и экологической повестки. Свои работы художник создает при помощи специалистов из таких известных научных организаций, как Массачусетский технологический институт, Институт астрофизики Общества Макса Планка, Наньянский технологический университет (Сингапур).

В рамках сотрудничества с «Гаражом» Сарасено впервые в своей практике работает с новым материалом — прозрачной и чрезвычайно износостойкой пленкой на основе ETFE-полимера, созданного для космической промышленности. Использование этого материала превращает скульптуру в рабочий прототип воздушного шара, способного осуществлять аэросолнечные полеты по Земле — только при помощи солнечного тепла и силы ветра. Из такого-же материала создают инфракрасные стратосферные монгольферы. Зеркальная часть отражает солнечную радиацию, прозрачная — поддерживает постоянную температуру. Экспонаты выставки доступны онлайн.

Центр цифрового искусства Artplay Media специализируется на интерактивных мультимедиа-выставках. Это оффлайн-выставки с использованием интерактивных технологий. Посетителей полностью погружают в интерактивную среду, рассказывая о художниках и их произведениях — как современных, так и тех, кто жил и творил много веков назад, как Леонардо да Винчи.

В качестве вывода стоит сказать, что цифровая трансформация для многих арт-мероприятий и объектов сейчас — основной способ выжить. Тенденция к цифровизации появилась в этой отрасли не сейчас, а COVID-19 лишь усилил преобразования. И это дало свои результаты. Например, у ГМИИ им. А.С.Пушкина, о котором говорилось выше, посещаемость выросла в десять раз — конечно, имеется в виду онлайн-среда. За несколько месяцев организация провела свыше 1500 онлайн-мероприятий. У большинства прочих музеев, выставок, аукционов, перешедших в онлайн, ситуация примерно такая же. Насколько можно судить, это долгоиграющий тренд, который положительно влияет на мир искусства — и не только в России, но и в других странах.

{ "author_name": "Kirill Bychkov", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u043e","covid19"], "comments": 0, "likes": 15, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 196355, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 Jan 2021 12:31:47 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарии

null