{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как добиться перехода на электромобили? Спросите Норвегию

Две трети всех новых автомобилей, купленных норвежцами в прошлом году, были электрическими. Оказывается, вам просто нужно правительство которому можно подсказать.

Автомобили Renault ZE в Эйдфьорде, Норвегия. Фото: Рыгор Брюев/Alamy

Я только что простоял 10 минут на умеренно тихом перекрестке недалеко от того места, где я работаю в Кембридже. За это время я видел шесть электромобилей (электромобилей) – три VW ID.3, Nissan Leaf, белый фургон Nissan и Renault Zoe.

Три года назад, если бы я стоял на том же месте, я бы увидел ровно ноль таких машин. И это напомнило мне знаменитый ответ Эрнеста Хемингуэя на вопрос:

как можно обанкротиться? — Два пути, — сказал он. «Постепенно, потом внезапно».

Нечто подобное происходит в связи с внедрением электромобилей в Великобритании.

График, напоминающий хоккейную клюшку широко распространен в потребительских технологиях.

Мы видели это в первые годы существования мобильных телефонов, когда взрослые игнорировали текстовые сообщения как второстепенную форму электронной почты.

Но когда появились тарифы с оплатой по мере поступления и у подростков появились телефоны, использование SMS внезапно резко возросло.

Появление телефонов у детей стало переломным моментом – моментом времени, когда группа быстро меняет свое поведение, широко внедряя ранее редкую практику.

Британия еще не достигла переломного момента с электромобилями, и поэтому первый вопрос: когда это может произойти? Это должно произойти раньше, чем думает большинство людей, потому что правительство постановило, что продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей должны прекратиться к 2030 году.

Тогда возникает второй вопрос: что убедит – или заставит – людей поменять свои автомобили?

Лучшее место для поиска ответов - Норвегия, единственная страна, пережившая переломный момент. Десять лет назад на дизельные автомобили приходилось 75% новых продаж там.

Сегодня они составляют всего 2,3%. Две трети всех новых автомобилей, проданных там в 2021 году, были электромобилями, и, по прогнозам, в этом году их доля достигнет 80%. Старый двигатель внутреннего сгорания, похоже, обречен на вымирание в этой конкретной части замерзшего севера.

Как Норвегия это сделала? Отчасти благодаря удаче: это небольшая страна (население 5,5 миллиона человек), которая обладает обильными запасами гидроэлектроэнергии и – по иронии судьбы – огромными запасами ископаемого топлива, доход от которого помещается в фонд национального благосостояния и может быть инвестирован во всевозможные лучшие идеи, чем сжигание их.

Вторым фактором было общественное мнение: люди проводили кампанию за электромобили в Норвегии с 1990-х годов, когда знаменитая поп-звезда и защитник окружающей среды установила электродвигатель в Fiat Panda и постоянно ездила на нем по платным автомагистралям, не платя за проезд, пока в результате огласки электрификация заправочных станций не стала общественной проблемой.

Но третьим – и наиболее важным фактором были действия правительства. Норвегия, как и все скандинавские демократии, является обществом с высокими налогами, и налоги на импортные автомобили были высокими - 25% НДС и солидный регистрационный сбор.

Оба были отменены для EV. Плата за проезд по платным автомагистралям была отменена для электромобилей в 1997 году, городская парковка стала бесплатной для электромобилей в 1999 году, а доступ к автобусным полосам был предоставлен в 2005 году.

В стране установлено 16 000 общественных станций зарядки аккумуляторов(включая 3300 точек для быстрого заряда). В конце концов, если бы вы были норвежцем, подумывающим о покупке нового автомобиля, перейти на электрический стало бы несложно.

И Норвегия находится на пути к тому, чтобы к 2025 году стать обществом, ориентированным только на электромобили.

Так вот как это сделать. Вам просто нужны большие деньги, политическая система, которая реагирует на общественное мнение, и правительство, которое знает, что оно делает.

Вот почему было бы неразумно делать ставку на то, что Великобритания уложится в установленный срок, чтобы стать обществом только для электромобилей к 2030 году - неудача, которая порадовала бы Дугласа Адамса (благословенной памяти).

«Я люблю дедлайны, — сказал он однажды, — мне нравится свистящий звук, который они издают, когда проносятся». И самое замечательное в электромобилях то, что они не рычат, а просто свистят.

Перевод с английского

0
372 комментария
Написать комментарий...
Александр Мартианов

Личные авто не нужны, для больших стран вообще это все нерелевантно при запасе хода электротранспорта в 400-600км выгоднее развивать общественный транспорт и всякие поезда шустрые. Доставки в городу делать дронами и убрать лишние парковки и дороги нафиг. Вот вам и утопия с зелёными городами. Но не, давайте вместо дымящих повозок наклепаем жужжащих.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Все так для мегаполисов. В пригородах без автомобиля сложнее, особенно с нашим климатом.
Думаю, что авто с ДВС не главный загрязнитель воздуха на планете. Если жителей городов пересадить на электрический ОТ, то от электромобилей особой пользы не будет, только хайп.
На селе электро-Нива с пробегом 50 км была бы топом но и нива-уаз с современным двс тоже ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Более 20% выбросов CO2 - это личные авто

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Eliseev

Возможно. Ещё 20% выбросов CO2 - это коровы, ещё 20% - чёрные курильщики, возможно. С этим всем тоже нужно бороться)).
Любые оценки факторов, влияющих на климат субъективны и ангажированы. Например, не видел нормальных попыток оценить стоимость в воде и СО2 производства и последующей утилизации аккумуляторов.

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Что там со стоимостью в CO2 выплавки металла для ДВС, который через 100к км пойдёт под замену?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Eliseev

Ну, в моей жизни сейчас уже третья машина, на которой мой пробег 100к+, двигатель ни разу не выбрасывал))
С другой стороны, в нынешнем мировом производстве электроэнергии 3/4 вроде как приходится на ископаемое топливо. Я не специалист, конечно, но эффективность преобразования ископаемого топлива в кинетическую энергию сжиганием выше. Иначе все машины бы давно избавились бы от трансмиссии, которую заменили бы генераторы и электродвигатели, как в белазах. Поэтому массовый перевод машин на электричество приведёт к увеличению производства энергии путём сжигания органики. Ибо от атомной энергетики все сейчас бегут.
Но я не о том писал. А о том что объективно просчитать ситуацию невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Серьёзно? Литий добывают выпариванием на солнце а потом добавлением соды. Энергия тратится только на насосы. А железо и сталь нужно выплавлять с помощью кокса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Давай ссылки сюда, обсудим. Только сначала почитай про добычу лития на вики. И сравни например с добычей титана/меди/стали.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Тут еще надо для начала ответить на вопрос - а стоимость CO2 она таки положительная или отрицательная? А то создается впечатление, что борцуны с CO2 на самом деле борются за ускорение наступления очередного оледенения, и тогда встает вопрос - они просто дураки или рептилоиды с Нибиру? )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

Коровы тебе не пердят в лицо, да и курильщики в рот тебе не курят. А авто засирают весь город своим выхлопом. Особенно в стране борцов с катализаторами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

При переплавке металла в воздух вылетит гораздо больше, чем при добыче 20 кг лития

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

В машине с ДВС тоже батарейка, которую нужно чаще менять, чем литиевую

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S
Размеры батареек просто не сопоставимы

В батарее Теслы около 20 кг нетоксичного лития, сколько наберётся токсичного свинца в 5 стартерных батареях для ДВС?

ещё можно натянуть сову на глобус

Чем секта свидетелей ДВС и занимается, когда сравнивает углеродный след от эксплуатации авто с ДВС с углеродным следом от производства электромобилей

От обычного автомобиля с ДВС хотя бы ничего не остаётся

А как же 9 тонн CO2 в атмосфере? Электромобиль может проехать ~10 км на энергии, необходимой для получения 1 л бензина из нефти

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Ты даже не знаешь сколько лития в батарее но глотку рвёшь какие они не экологичные.
К твоему сведению, из-за милого содержания лития в батареях из-за небольшой токсичности лития на батереях даже нет наклеек о токсичности. Тупо по нормам не попадают в категорию которая требует обязательных наклеек о токсичности.
Кстати литий даже используют для лечения, это как железо, недостаток это плохо а избыток это токсично.

Ответить
Развернуть ветку
369 комментариев
Раскрывать всегда